Проблемы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:16, реферат

Краткое описание

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Оглавление

Введение
1. Понятие малого предпринимательства
1.1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.2. Роль малого бизнеса
2. Проблемы малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

предпринимательство.docx

— 36.96 Кб (Скачать)

 

 

     Содержание 

Введение

1. Понятие малого предпринимательства

1.1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства

1.2. Роль малого бизнеса

2. Проблемы малого предпринимательства

Заключение

Список  использованной литературы

 

      Введение

 

     Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

     К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе  развития. Несмотря на принимаемые  правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

     Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и  построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует  актуальность данной темы.

 

      1. Понятие малого предпринимательства.

 

     Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

     Согласно  закону под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов  и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

     в промышленности - 100 человек;

     в строительстве - 100 человек;

     на  транспорте - 100 человек;

     в сельском хозяйстве - 60 человек;

     в научно-технической сфере - 60 человек;

     в оптовой торговле - 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности -50 человек.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

     Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий. 

     1.1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.

     Преимущества  малого бизнеса.

  1. Сравнительно  более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего  бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
  2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
  3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
  4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
  5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
  6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
  7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
  8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

     Недостатки  малого бизнеса

  1. По сравнению  с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
  2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
  3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
  4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
  5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
  6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
  7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
  8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
 
 

     1.2. Роль малого бизнеса 

     Из  приведенной выше характеристики можно  сделать вывод о том, что малые  предприятия обладают значительными  конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

     Что может дать эффективно функционирующий  малый бизнес экономике страны?

     Малый бизнес может дать экономике:

  • необходимую насыщенность и мобильность рынка;
  • тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
  • ускорение процесса внедрения новых технологий;
  • среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
  • глубокую специализацию и кооперацию;
  • среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую  гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

     2. Проблемы малого предпринимательства

 

     К настоящему времени, по официальным  данным, на долю частных субъектов  малого предпринимательства в общем  количестве частных, государственных  и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

     Что же конкретно мешает малому предпринимательству  нормально развиваться?

     Проблемы  малого бизнеса можно разделить  на следующие группы:

  1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
  2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
  3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
  4. Кредитная необеспеченность.

     Сами  представители малых предприятий  распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

  1. Недостатки налоговой системы
  2. Отсутствие оборотных средств
  3. Низкий платежеспособный спрос населения
  4. Высокая арендная плата
  5. Экономическая политика государства
  6. Недоступность кредитов
  7. Дороговизна сырьевых ресурсов
  8. Слабое развитие внутреннего рынка
  9. Высокие тарифы на перевозки.
  10. Отсутствие производственных площадей.

     Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание  интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную  нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать  развитие бизнеса и создавать  благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная  политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию  административных барьеров на пути деловой  активности малого бизнеса. Нужно снизить  регулирование экономики, но не в  том смысле, что нужно меньше уделять  ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки". Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

     Сейчас  готовится законопроект "О регистрации  юридических лиц", который ликвидирует  все основания для отказа в  регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При  этом предполагается введение жесткой  ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы". Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

     Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать  малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие  мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих  перспектив полного использования  располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства