Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:41, доклад
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
Значение,
проблемы и перспективы развития
малого предпринимательства в России
Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
• доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
• доли малого бизнеса в экспорте продукции;
• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно — начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5—6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.
Развитие
в России малого бизнеса имеет
большое народно-хозяйственное
• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
•
мелкие предприятия проще в
• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
В современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
• в снижении уровня безработицы;
• в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
• в улучшении качества обслуживания;
•
в более высокой
• в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
•
в формировании многочисленного
класса мелких собственников, которые
в наибольшей степени заинтересованы
в обеспечении порядка и
• в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в России, выделяют недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, усиление давления криминальных структур, нехватку квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров и консультантов, сложности с получением помещений и крайне высокую арендную плату, ограниченные возможности получения лизинговых услуг, отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Чрезмерные административные барьеры не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.
Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% от валового национального продукта. По оценке доля теневой заработной платы в России снизилась с 35,2% в 2000 г. до 27—28% в 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес. При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем бизнесе в России. Выдвигаются три главные причины такого положения:
Основная проблема, с которой сталкиваются предприятия малого бизнеса в России, — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13—15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.
Важная проблема — несовершенство законодательной базы, на которую опирается малый бизнес, существенные проблемы в законодательстве. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих деятельность малого бизнеса (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ). Но трудность, однако, состоит в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от модели рыночных отношений. Отсутствует система анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Актуальная проблема — социальная защита предпринимателя. Ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов потребления система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практически подорванной. Требуется воссоздание этой системы на новой основе с учетом актуальных интересов предпринимателей.
Перспективы развития малого бизнеса в России связаны с созданием благоприятного климата для малого предпринимательства. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Нужно искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, ограничивает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновация, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.
Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, внебюджетные фонды), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система получает в России все большее распространение, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Развитию этих форм деятельности на предприятиях малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должно иметь возможность получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам создания предприятия и его функционирования, проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов и др. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей малых предприятий. По разным оценкам в настоящее время только от 20 до 30% руководителей малых предприятий имеют специальное профессиональное образование. Это сдерживает развитие и повышение эффективности малого бизнеса.
Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По прогнозам в ближайшие 5—8 лет число малых предприятий в России увеличится до 1,4—1,5 млн. Объем выпускаемой ими продукции достигнет 1,4—1,6 трлн. руб. (в 2001 г. — 852,7 млрд. руб.), или примерно 14—15% ВВП страны (вместо 9% в 2001 г.).
Информация о работе Значение, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России