Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм.
Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Малые предприятия в системе рыночной экономики………..…4
Сущность и основные критерии малых предприятий……… ……….... 4
Значение и функции малого предпринимательства…………………..…8
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...10
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...13
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России…………..…..16
2.1. Этапы становления малого предпринимательства…………………….....16
2.2. Особенности малого предпринимательства в России………………........27
2.3. Проблемы малого бизнеса в России, пути их преодоления…………...…29
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в России………………….33
2.5. Кредитование малого бизнеса в Уральском регионе ..…………………..37
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Уральский федеральный университет – УПИ
Факультет экономики
и управления
на тему:
Малое предпринимательство в России:
проблемы и перспективы
по дисциплине:
Экономическая теория
Нормоконтроль
Научный руководитель
Курс, группа
Студент
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Малые предприятия в системе рыночной экономики………..…4
- Сущность и основные критерии малых предприятий……… ……….... 4
- Значение и функции малого предпринимательства…………………..…8
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...10
- Государственная поддержка малого предпринимательства…………...13
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России…………..…..16
2.1. Этапы становления малого предпринимательства……………………...
2.2. Особенности малого предпринимательства в России………………........27
2.3. Проблемы малого бизнеса в России, пути их преодоления…………...…29
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в России………………….33
2.5. Кредитование малого бизнеса в Уральском регионе ..…………………..37
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы.
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм.
Глава 1. Малые предприятия в системе рыночной экономики.
1.1. Сущность и основные критерии малых предприятий.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Какое именно
предприятие правомерно квалифи
Само понятие
«малое», вроде бы, должно предполагать
упор на количественные
Разброс
очень велик. Логично
Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 человек — как «крупные».
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».
Итак, основные экономические критерии малого предпринимательства:
- обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);
- специализация на каком-либо виде деятельности;
- реализация произведенных товаров (услуг) через куплю - продажу на рынке;
Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:
1.Характером
- ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
- небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;
- упрощенность системы сбыта.
2. Спецификой системы управления и руководства:
- единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
- особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;
- компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
- отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
- быстрота принятия решений.
3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):
- особый, характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
- гибкость, восприимчивость к нововведениям;
- небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
- низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
- высокая оборачиваемость капитала;
- принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
4. Особенностями внешних воздействий:
- локальность ресурсных и сбытовых рынков;
- неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
- сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
- ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
- большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.
Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития