Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм.
Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Малые предприятия в системе рыночной экономики………..…4
Сущность и основные критерии малых предприятий……… ……….... 4
Значение и функции малого предпринимательства…………………..…8
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...10
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...13
Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России…………..…..16
2.1. Этапы становления малого предпринимательства…………………….....16
2.2. Особенности малого предпринимательства в России………………........27
2.3. Проблемы малого бизнеса в России, пути их преодоления…………...…29
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в России………………….33
2.5. Кредитование малого бизнеса в Уральском регионе ..…………………..37
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………...43
После обработки данных 19 банков, основных кредиторов МБ на Урале, с удивлением было обнаружено: почти половина участников исследования (шесть из 14-ти, сообщивших о планах) намерена к концу года серьезно, в среднем на 45%, увеличить объемы КМБ. Если бы эти планы были заявлены одним – двумя участниками, можно было бы отнести это к статистической погрешности или к излишнему оптимизму сотрудников, заполнявших анкеты. Но их больше. В чем дело? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к результатам исследования.
Данные исследования позволяют с высокой точностью судить о структуре и динамике рынков кредитования МБ четырех субъектов: Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Башкирии. Главная характеристика региональных рынков как перед кризисом, так и сегодня — высокая концентрация. На первую тройку участников в Свердловской и Челябинской областях приходится порядка 70%, в Курганской области и Башкирии — до 60% рынка. Безусловный лидер на первых трех рынках — Сбербанк. В Свердловской области его главными конкурентами являются Уралтрансбанк и КМБ Банк.
Теперь посмотрим на планы банков до конца этого года. Во-первых, расширится «окно» для заемщиков. О смягчении требований к заемщикам сегмента МБ свидетельствует статистика отказов (девять банков из числа опрошенных нами такую статистику ведут): по сравнению с первым полугодием-2008 количество отказов на сто обращений выросло в среднем на треть. Причем реальность наверняка еще жестче. Банки между тем предполагают, что до конца года этот показатель пусть и незначительно, но сократится. Внушает оптимизм и ситуация со ставками. Также меняются и ставки (от 18 до 24% без учета дополнительных комиссий и без программ экспресскредитования и овердрафтов). Высокий разброс по ставкам в начале этого года к настоящему моменту сократился. И практически по всем программам запланировано снижение на 1 — 2% к концу года. Не бог весть что, но тренд положительный.
По объемам совокупный портфель КМБ вырастет к концу года в среднем на 7% (на деле чуть меньше, поскольку банки, не предоставившие прогноз до конца года, неофициально заявляли о том, что активности проявлять не будут). Это тоже немного, но смена тенденции опять-таки налицо. Архиважно: пойдет этот рост не за счет лидеров, а за счет «новичков», чье присутствие на рынке до кризиса не было заметно. Эти игроки (Банк Сосьете Же-нераль Восток, НОМОС-Банк, Промсвязьбанк, ВУЗ-банк, Инвесткапиталбанк, Альфа-банк) до конца года планируют прирасти на 20 — 90% (в среднем на 45%), в то время как нынешние крупнейшие участники рынка (Сбербанк, ВТБ 24, КМБ Банк, Уралтранс-банк, Челябинвестбанк) всего на 1 —13% (в среднем на 5%). Впрочем, и в предыдущие полгода две эти группы банков вели себя абсолютно по-разному: лидеры сокращали объемы КМБ (в среднем на 18%), а новички их увеличивали (в среднем на 20%).
Объяснение разнонаправленности тенденций таково. Дело, конечно, не в том, что крупнейшие участники вдруг расхотели работать с МБ. Имея значимый портфель КМБ на момент кризиса, они получили большой объем плохих кредитов, работа с которыми легла на подразделения, их выдавшие. Малый бизнес — не розница, где проблемы могут быть скинуты на коллекторов, здесь требуется такая же скрупулезная работа над их возвратом, как и с крупными предприятиями, при том, что количество заемщиков несравненно больше. Это банки прекрасно помнят по 1998 году. И силы, которые при прочих равных условиях могли бы быть направлены на поиск новых заемщиков, сегодня и в обозримом будущем будут потрачены на работу с проблемными кредитами. Эффект масштаба сыграл, но в другую сторону.
По новым заемщикам, если, конечно, речь не идет о перекредитовке, ситуация иная, эта точка зрения на круглом столе была озвучена банкирами. Подтверждается тезис и данными исследования рейтингового агентства «Эксперт РА»: «Мы увидели парадоксальную вещь: доля кредитов, выданных в сегменте МСБ ранее кредитовавшимся заемщикам, в первом полугодии снизилась. То есть получается, что в большей степени банки кредитовали новых клиентов. В корпоративном секторе тенденция была обратной», — говорит заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев.
Вывод один: в будущем году при сохранении тенденции новые участники имеют шансы перераспределить в свою пользу часть рынка, которую в нормальных условиях им пришлось бы отвоевывать годами. Прежние лидеры, если только не найдут в себе сил перейти от проблем к возможностям, долю потеряют.
В своей работе я постарался охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, я выяснил, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.
Я выяснил, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом
Список литературы:
- Административно-управленческий портал - http://www.aup.ru/library/.
- Афанасьев Е. Крупный бизнес возвращается на рынки капитала. Деловой квартал. 2009. №47/48. С.22.
- Большой портал о малом бизнесе - http://bizguru.ru/.
- Государственная поддержка малого бизнеса - http://www.credit-fond.ru/
gosudarstvennaya_podderz. - Информационный сайт по экономике - http://www.ekportal.ru/.
- Микроэкономика: практический подход: учебник. Москва 2008 / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова.
- Основы организации предпринимательской деятельности в Российской федерации. Екатеринбург 2004 / Морозов Г.Б.
- Предпринимательство. Москва 2008/ Лапуста М.Г.
- Толмачев Д. Долгожданный перелом. Эксперт-Урал. 2009. №40. С.10-13.
- Экономическая теория. Микроэкономика-1.2: учебник. Москва 2004 / под ред. Г.П. Журавлевой.
- Электронная библиотека - http://bibliotekar.ru/.
Информация о работе Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития