Проблемы малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:16, реферат

Краткое описание

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Оглавление

Введение
1. Понятие малого предпринимательства
1.1 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.2. Роль малого бизнеса
2. Проблемы малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

предпринимательство.docx

— 36.96 Кб (Скачать)

     Одним из перспективных направлений поддержки  малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и  крупного бизнеса. Существует точка  зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

     В частности, крупные предприятия, которые  активно работают с малыми предприятиями  на производственно-кооперационной и  инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые  льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий. В связи с поддержке свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.

     В качестве основного фактора, препятствующего  нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги. Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным малым предприятиям создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.

     Созданию  равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать  произвольные налоги. Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

     В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса  валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков  и колебания спроса - на 46,5%.

     Опрос представителей малого предпринимательства  выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в % к числу респондентов):

  • затраты на производство и реализацию - 15,3
  • цены конкурентов - 16,5
  • спрос со стороны покупателей - 15,4
  • коммунальные тарифы - 5,2
  • арендная плата - 8,1
  • оптовые цены поставщиков - 14,6
  • налоги - 10,2
  • изменение курса валют - 14,7

     Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия  может быть равной нулю. Это снижает  платежеспособный покупательный спрос  населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние  экзогенных факторов, например, снизить  опять же налоги.

     В направлении совершенствования  налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это - более половины оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?

     Представляется  принципиально важным установить в  качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается  дифференциация налогов с целью  ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

     Особое  внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий  малого бизнеса, а именно высокая  степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным  для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении. Интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует.

     Проблема  также заключается в непонимании  и неправильном использовании малым  бизнесом кредитов: успешные предприятия  не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение  из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости. Кредитные союзы - это сегодня, по сути, единственный финансовый институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малых предприятий. В условиях, когда доверие россиян к отечественной банковской системе в целом и отдельным кредитным организациям подорвано, создание и поддержка этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важно и актуально. Тем более что уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют весьма успешно. Основная цель взаимного страхования заключается в перераспределении рисков. Это особенно актуально для вновь созданных объектов малого предпринимательства. По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства по Москве, около 75 % из общего числа охваченных обследованием малых предприятий вообще никогда не пользовались услугами страховых компаний. Основная причина кроется в том, что крупные страховые компании просто не рискуют их страховать. Таким образом, отсутствие развитой системы гарантий (поручительств) и негибкость самой системы страхования для субъектов малых предприятий, особенно в производственной сфере, вызывает необходимость активной государственной поддержки страхования малого сектора экономики, включающую следующий комплекс мер: создание благоприятной правовой среды, частичное обеспечение страхования малых предприятий государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхования с тем, чтобы, с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах для малых предприятий, с другой - активнее задействовать интересы и капиталы самих малых предприятий.

 

      Заключение 

     При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:

  • Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.
  • Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.
  • Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.
  • Осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.
  • Усовершенствовать законодательство.

     Развитие  малого предпринимательства - важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.

 

      Список использованной литературы 

  1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра, 1998.
  4. Дагаев А. А. Фактор НТП в современной рыночной экономике
  5. Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К. "О распределении фирм по размерам"// Экономика и математические методы, том 36, №3, 2000 г., стр. 105-112.
  6. Лиухто К. "Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность"//Вопросы экономики, 2000 №1.
  7. Клейнер Г. "Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя"// Вопросы экономики, 2000, №5.

Информация о работе Проблемы малого предпринимательства