Малое предпринимательство в России и проблемы его становления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.

Оглавление

1. Введение 3
2. Сущность и критерии малого предпринимательства и значение его развития в современных условиях. 4
3. Субъекты малого предпринимательства. 7
4. Государственная поддержка и проблемы становления малого предпринимательства в России. 14
5.Заключение 21
6. Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство в России и проблемы его становления.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  – ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине 

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

на тему:

 «Малое предпринимательство в России и проблемы его становления». 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 

2-го курса РЭА

Филиал  в Улан-Баторе

Санжижапова Саяна,

Научный руководитель:

Каррак  Александр Михайлович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Батор 2009

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

 

     Малое предпринимательство – один из ведущих  секторов, во многом определяющий темпы  экономического роста, состояния занятости  населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

     Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного  хозяйства, неотъемлемый элемент присущего  ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная  и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.

     Значимость  изучения проблемы малого предпринимательства  усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства  публикаций на эту тему, менее всего  повезло в отношении государственной  и иной поддержки, до сих пор в  масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

2. Сущность и критерии малого предпринимательства и значение его развития в современных условиях.

 

     В ряде научных работ под малым  предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

     Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся  к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

     В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: 

  • в промышленности - 100 чел.;
  • в строительстве - 100 чел.;
  • на транспорте - 100 чел.;
  • в сельском хозяйстве - 60 чел.;
  • в научно-технической сфере - 60 чел.;
  • в оптовой торговле - 50 чел.;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов

   деятельности - 50 чел. 

     Эффективное функционирование малых предприятий  определяется рядом их  преимуществ  по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам. Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

     Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в США, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50 % в общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50 % (табл. 1).

     Таблица 1.

     Масштабы  развития малого предпринимательства в России и в зарубежных странах.

Страны Количество  малых и средних  фирм Число занятых млн. чел Доля  малых и средних  фирм, %
тыс. ед. в расчете на одну тыс.  жителей  В общей численности  занятых в ВВП
Великобритания 2930 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 57 55-62
Страны  ЕС 15777 45 68,0 72 63-67
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6 39,3 78 52-55
Россия 836,6 5,65 8,1 9,6 10-11

      Источник: Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. – 2000. - № 2. – с 75. 

     Как видно из таблицы 1, малое предпринимательство  в России существенно отстает  в сравнение с развитыми странами. В составе важнейшего итогового  экономического показателя – валового внутреннего продукта доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11  %, в то время как в развитых странах эта величина равна 50-60 %.

     На  малых предприятиях России в 2001 г. в  среднем было занято 6483,5  тыс.  человек1, или около 10 % активного населения страны. По численности работников промышленность и строительство занимают соответственно 20,8 и 20,5 % (1351, 6 и 1333,7 тыс. человек), что также, на мой взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимает торговля и общественно питание (2289,9 тыс. человек, или 30,5%). В 2001 году малыми предприятиями было произведено продукции и выполнено услуг всего на 853,9 млрд. руб., что составило 9,1 % к объему ВВП2.

     К сожалению, надо отметить, что количество работающих на малых предприятиях в России так же, как и объем производства, за последние 10 лет практически не меняются. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста малого предпринимательства. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России в значительной степени будут зависеть развитие всей экономики. 
 
 
 
 

3. Субъекты малого предпринимательства.

 

     В соответствии с законодательством  малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

     Субъектами  малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.

     Физические  лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

     Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

     Индивидуальным  предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

     В ряде законодательных актов установлены  ограничения на занятие предпринимательской деятельностью работникам, связанным со службой в других органах государственной власти и управления.

     В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя граждане (физические лица) могут заниматься предпринимательством как в качестве основной, так и дополнительной деятельности (в соответствии с законодательством).

     Права индивидуального предпринимателя в соответствии с гражданским законодательством значительно расширены, так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Это означает, что все права и обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальный предприниматель.

     Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить соответствующее свидетельство.

     При постановке на учет в налоговом органе предприниматель должен выбрать систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет привлекать работников на основе договоров гражданско-правового характера.

     Индивидуальный  предприниматель обязан представите  для регистрации налоговому органу Книгу учета доходов и расходов, в которой указываются следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; вид осуществляемой деятельности; местонахождение (адрес постоянного места жительства); номер расчетного и иных счетов, открытых предпринимателем в банковских организациях.

Информация о работе Малое предпринимательство в России и проблемы его становления