Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем функционирования предпринимательства в Республике Беларусь, и выявление путей улучшения среды функционирования.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;
Введение.................................................................................................................3
1. Предпринимательство в рыночной экономике................................................5
1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция………………........5
1.2 Функции предпринимательства………………………………………….9
1.3 Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………..11
2. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах…………………………………………………………………………....14
2.1 Особенности развития предпринимательства в США………………...14
2.2 Характерные черты развития малого и среднего предпринимательства в Германии……………………………………………………………………….15
2.3 Развитие предпринимательства в Японии……………………………..17
3. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3.1 Нормативно – правовая база развития предпринимательства Беларуси………………………………………………………………………….20
3.2 Периодизация малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22
3.3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Факультет экономический
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Курсовая работа
Исполнитель:
студентка группы
БУ-21
Научный руководитель: __________
Старший преподаватель
Гомель 2013
Содержание
Введение......................
1. Предпринимательство
в рыночной экономике.....................
1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция………………........5
1.2 Функции предпринимательства……………………………
1.3 Преимущества и недостатки
малого и среднего предпринимательства……………………………
2. Анализ развития малого и среднего
предпринимательства в развитых странах……………………………………………………………
2.1 Особенности развития предпринимательства в США………………...14
2.2 Характерные черты
развития малого и среднего предпринимательства
в Германии…………………………………………………………
2.3 Развитие предпринимательства в Японии……………………………..17
3. Особенности развития малого и среднего
предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………
3.1 Нормативно –
правовая база развития предпринимательства
Беларуси…………………………………………………………
3.2 Периодизация
малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь…………………………………………………………
3.3 Проблемы и перспективы
развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………………..30
Введение.
Предпринимательство –
одна из важнейших
Республика Беларусь придает
большое значение развитию
Предпринимательство играет
важную роль в социально-
Социально-экономическая значимость малого и среднего предпринимательства уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально развитых странах. Малые и средние предприятия создают рабочие места, по доступным ценам и качественно одевают, кормят, обслуживают население.
Значение малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике очень велико. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых и средних предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого и среднего предпринимательства, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом [4, с. 557].
Целью данной работы является изучение проблем функционирования предпринимательства в Республике Беларусь, и выявление путей улучшения среды функционирования.
В связи с поставленной
целью исследования можно
При написании курсовой работы использованы материалы белорусских учебников, учебных пособий, экономических журналов и газет. Так же были взяты материалы с Национального статистического комитета Республики Беларусь, использовались нормативно-правовые акты и другая литература по исследуемой проблеме. Среди авторов можно выделить следующих: Базылев Н. И., Базылева М. Н., Мазоль С. И., Лапуста М. Г., Балашевич М. И. и др.
1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция.
Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ.
Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка».
Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:
1) капитал;
2) капитальные блага – средства производства и земля;
3) деятельность предпринимателя;
4) труд рабочего.
Английский ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск.
Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.
И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции [24].
По-новому взглянул на эту проблему Фридрих фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика полведения, а не вид деятельности.
Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Что касается понимания самого термина, то здесь можно выделить два подхода:
1-ый подход, фокусирующийся на предпринимателе и его деятельности к конкретным условиям внешней среды, воспринимаемой исследователем в качестве объективного и не изменяющегося во времени фактора (линейный равновесный подход, исходящий из замкнутости системы «предприниматель/предприятие – среда его развития»);
2-ой подход, акцентирующий взаимозависимость предпринимателя/предприятия и его среды его деятельности (интерактивный, нелинейный, неравновесный или синергетический подход, исходящий из открытости системы «предприниматель /предприятие-среда его развития»).
Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги «Предпринимательство – это свобода», следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору.
Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель» (в средние века – антрепренер) и «предпринимательство»:
1725 год Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска.
1797 год. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
1876 год Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет напиток и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
1934 год Иозеф Шу: предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.
1961 год Дэвид Маклелланд: предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.
1964 год Питер Друкер: предприниматель - это человек, использующий возможность с максимальной выгодой.
1975 год Альберт Шапиро: предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях рынка, он несет ответственность за возможную неудачу.
1985 год Роберт Хидрич: предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым [16].
Возрождение предпринимательства в нашей стране началось с принятия в 1986 году постановления бывшего союзного правительства о создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства в системе бывшего Госснаба СССР. Затем Верховным Советом ССР были приняты законы:
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь