Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблем функционирования предпринимательства в Республике Беларусь, и выявление путей улучшения среды функционирования.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

1. Предпринимательство в рыночной экономике................................................5
1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция………………........5
1.2 Функции предпринимательства………………………………………….9
1.3 Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………..11
2. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах…………………………………………………………………………....14
2.1 Особенности развития предпринимательства в США………………...14
2.2 Характерные черты развития малого и среднего предпринимательства в Германии……………………………………………………………………….15
2.3 Развитие предпринимательства в Японии……………………………..17
3. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3.1 Нормативно – правовая база развития предпринимательства Беларуси………………………………………………………………………….20
3.2 Периодизация малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22
3.3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 122.90 Кб (Скачать)

 

 

  Министерство  образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени  Франциска Скорины»

 

 

Факультет экономический

                            

 

  Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                                                     __________   

студентка группы  БУ-21                                        подпись 

               

 

Научный руководитель:                             __________         

Старший преподаватель                                          подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013

       Содержание

Введение.................................................................................................................3

 

1. Предпринимательство в рыночной экономике................................................5

1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция………………........5

1.2 Функции предпринимательства………………………………………….9

1.3 Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………..11

2. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах…………………………………………………………………………....14

      2.1 Особенности развития предпринимательства в США………………...14

      2.2  Характерные черты развития малого и среднего предпринимательства в Германии……………………………………………………………………….15

      2.3 Развитие предпринимательства в Японии……………………………..17

3. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….20

       3.1 Нормативно – правовая база развития предпринимательства Беларуси………………………………………………………………………….20

       3.2 Периодизация малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22

       3.3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси………………………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………..28

Список используемых источников………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Предпринимательство –  одна из важнейших составляющих  современной экономики. В странах  рыночной экономики предпринимательство  получило широкое распространение  и составляет подавляющую часть  среди всех форм организаций. За последние десять лет в  Беларуси появились миллионы  предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за  государством осталась лишь часть  организаций и предприятий, а  остальные перешли в частное  владение. Основную часть белорусского  предпринимательства составляет  малый и средний бизнес. Основной  задачей предпринимателя является  управление предприятием, которое  включает в себя рациональное  использования ресурсов, организацию  процесса на инновационной основе  и хозяйственном риске, а также  ответственность за конечные  результаты своей деятельности.

   Республика Беларусь придает  большое значение развитию малого  и среднего предпринимательства, принимает необходимые меры по  стимулированию, созданию благоприятных  условий для повышения инвестиционной  активности в данном секторе  экономики, в том числе путем  привлечения иностранных инвестиций.

   Предпринимательство играет  важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию  конкурентной среды, росту производства  потребительских товаров, расширению  сферы услуг, созданию новых рабочих  мест, приданию экономике дополнительной  стабильности.

   Социально-экономическая значимость малого и среднего предпринимательства уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Об этом свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех индустриально развитых странах. Малые и средние предприятия создают рабочие места, по доступным ценам и качественно одевают, кормят, обслуживают население.

    Значение малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике очень велико. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

   Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых и средних предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого и среднего предпринимательства, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом [4, с. 557].

   Целью данной  работы является изучение проблем функционирования предпринимательства в Республике Беларусь, и выявление путей улучшения среды функционирования.

   В связи с поставленной  целью исследования можно выделить  следующие задачи работы:

  • изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
  • изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
  • рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;
  • выявление основных проблем, препятствующих входу на рынок и свободному осуществлению предпринимательской деятельности;
  • изучение основных направлений совершенствования государственной политики в области развития предпринимательства в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы использованы материалы белорусских учебников, учебных пособий, экономических журналов и газет. Так же были взяты материалы с Национального статистического комитета Республики Беларусь, использовались нормативно-правовые акты и другая литература по исследуемой проблеме. Среди авторов можно выделить следующих: Базылев Н. И., Базылева М. Н., Мазоль С. И., Лапуста М. Г., Балашевич М. И. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Предпринимательство в рыночной экономике.

 

   1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция.

   Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость  экономических благ.

   Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка».

   Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

1) капитал;

2) капитальные блага – средства производства и земля;

3) деятельность предпринимателя;

4) труд рабочего.

   Английский ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск.

   Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.

   И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение  и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции [24].

   По-новому взглянул на эту проблему Фридрих фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика полведения, а не вид деятельности.

   Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Что касается понимания самого термина, то здесь можно выделить два подхода:

   1-ый подход, фокусирующийся на предпринимателе и его деятельности к конкретным условиям внешней среды, воспринимаемой исследователем в качестве объективного и не изменяющегося во времени фактора (линейный равновесный подход, исходящий из замкнутости системы «предприниматель/предприятие – среда его развития»);

   2-ой подход, акцентирующий взаимозависимость предпринимателя/предприятия и его среды его деятельности (интерактивный, нелинейный, неравновесный или синергетический подход, исходящий из открытости системы «предприниматель /предприятие-среда его развития»).

   Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги «Предпринимательство – это свобода», следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору.

   Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель» (в средние века – антрепренер) и  «предпринимательство»:

   1725 год Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска.

   1797 год.  Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

   1876  год   Френсис  Уокер:  следует  различать  тех,  кто  предоставляет  напиток  и  получает  за  это  проценты,  и  тех,  кто  получает  прибыль  благодаря  своим  организаторским  способностям.

   1934  год  Иозеф  Шу:   предприниматель -  это   новатор,  который  разрабатывает  новые  технологии.

   1961  год  Дэвид   Маклелланд:  предприниматель -  это  энергичный  человек,  действующий  в  условиях  умеренного  риска.

   1964 год Питер  Друкер: предприниматель - это  человек,  использующий  возможность  с  максимальной  выгодой.

   1975   год  Альберт  Шапиро:  предприниматель -  это   человек,  проявляющий  инициативу,  организующий  социально-экономические  механизмы.  Действуя  в  условиях  рынка,  он  несет  ответственность  за  возможную  неудачу.

   1985  год  Роберт   Хидрич:  предпринимательство – процесс  создания  чего-то  нового,  что  обладает  стоимостью,  а  предприниматель – это  человек,  который  затрачивает  на  это  все  необходимое  время  и  силы,  берет  на  себя  весь  финансовый,  психологический  и  социальный  риск,  получая  в  награду  деньги и  удовлетворение  достигнутым [16].

    Возрождение предпринимательства в нашей стране началось с принятия в 1986 году постановления бывшего союзного правительства о создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства в системе бывшего Госснаба СССР. Затем Верховным Советом ССР были приняты законы:

  • в 1987 году «Об индивидуальной трудовой деятельности»;
  • в 1988 году «О кооперации»;
  • в 1991 году «О предпринимательстве в СССР».

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь