Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблем функционирования предпринимательства в Республике Беларусь, и выявление путей улучшения среды функционирования.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

1. Предпринимательство в рыночной экономике................................................5
1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция………………........5
1.2 Функции предпринимательства………………………………………….9
1.3 Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………..11
2. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах…………………………………………………………………………....14
2.1 Особенности развития предпринимательства в США………………...14
2.2 Характерные черты развития малого и среднего предпринимательства в Германии……………………………………………………………………….15
2.3 Развитие предпринимательства в Японии……………………………..17
3. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3.1 Нормативно – правовая база развития предпринимательства Беларуси………………………………………………………………………….20
3.2 Периодизация малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22
3.3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 122.90 Кб (Скачать)
  • Проект Закона "О малом и среднем предпринимательстве". Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами предпринимательства в форме малого и среднего бизнеса. Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основные условия их деятельности, виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
  • Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. №186 "О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров". Указ разъясняет права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей зарегистрированных в Едином государственном регистре юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей ,по  приобретению произведенных  в Республике Беларусь технически сложных  товаров  для предпринимательской   деятельности. 
  • Указ президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г № 518 « О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Указ предусматривает, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, Администрация Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Президенту Республики Беларусь, Генеральная прокуратура обеспечивают перечисление в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды капитальных строений (зданий , сооружений), изолированных помещений, их частей (далее – недвижимое имущество), находящихся в республиканской собственности, полученной при проведении аукциона по продаже права заключения договора аренды (далее – плата), и средств, полученных от сдачи в аренду данного имущества и оставшихся после вычета сумм амортизационных отчислений, уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные, а также в государственные внебюджетные фонды , если иное не предусмотрено законодательными актами [12, c.30].

 

  • Указ президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»  В соответствии с указом Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления:

   1.Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей : финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; имущества на условиях лизинга (финансовой аренды); гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками ;

 

   2.Облисполкомами и Минским горисполкомом: финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами; субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя ; субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно- ярмарочных мероприятиях либо с их организацией ;

   3.банками Республики Беларусь льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;

    4.субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центрам поддержки предпринимательства, инкубаторам малого предпринимательства) путем предоставления субсидий.

  • Декрет президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» В декрете обозначены права и обязанности предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории сельской местности.
  • Указ президента Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 148  « О неотложных мерах по поддержке предпринимательства ». В целях создания условий для дальнейшего развития предпринимательства в Республике Беларусь, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата:
  • Указ президента Республики Беларусь 17 октября 2005 г. № 481. «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий». Установить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с законодательными актами наложены административные взыскания, по решению Президента Республики Беларусь могут быть полностью или частично освобождены от этих взысканий .

    Таким образом, можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого предпринимательства [21, c. 82] .

 

   3.2 Периодизация малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.

   Что касается предпринимательства, то история его становления в Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

   В результате национализации, проведенной в 1917-1921 гг., господствующее положение занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось на необходимость дальнейшего развития  кустарной промышленности. Но уже с 1927 г. Советское правительство провело ряд экономических и административных мер, направленных на  вытеснение частного капитала. Запрещалась всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов одежды, обуви и др. Запрет распространился на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое положение было до 1987 г., когда был введен в действие закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

   В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990  г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

   Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физических лиц – частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. РБ слово «частный» заменено на «индивидуальный») [25].

   Согласно статье 1 Закона, предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

   В 1993 г. принимаются законы «О приватизации и разгосударствлении государственной собственности»,  «Об АО, ООО, ОДО», в 1994 г. – новый уголовный кодекс, в котором целая глава посвящена преступлениям в сфере предпринимательства и экономики. Таким образом, предпринимаются шаги по формированию законодательной базы рыночной экономики[3, c. 56 - 62].

   По состоянию развития предпринимательства в Беларуси на начало 2003 г. в негосударственном секторе экономики насчитывается более 230 тыс. субъектов хозяйствования. В структуре юридических лиц большая доля приходится на частные предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские хозяйства, 2% - частные банки и страховые организации.

   В заключение данного вопроса необходимо отметить, что сегодня предпринимательство в Беларуси развивается с большими трудностями. Наблюдается тенденция ухода предпринимателей в неофициальный сектор и за границу (в основном В Россию). К основным причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:

  • усложненная процедура регистрации предпринимательских структур;
  • отсутствие стартового капитала;
  • установленный уровень фискальных изъятий практически лишает предпринимательство собственных оборотных средств;
  • административные барьеры - действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия разного рода нормативных и распорядительных документов, которые противоречат законодательству РБ и общегосударственным нормативным актам [18, c. 24 – 28].

          

 

   3.3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси.

   На основании статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства.

1)Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.

   Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании предприятий, так и на этапе их развития.

   Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.

   По мнению руководителей малых и средних предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.

   Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых и средних предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию производств.

   Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.

2)Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным. Негативное влияние на развитие предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных).

Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого и среднего предпринимательства со стороны государства [7, с.45].

3)Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности.

   Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.

4)Излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате этого имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.

5)Административные барьеры. Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:

1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси. Регистрирующие  органы по-прежнему осуществляют  контроль над содержанием учредительных  документов.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь