Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 00:11, статья
Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»2 и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, - спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов.
Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, зафиксированной в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года1 (далее - ОНДП).
Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»2 и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, - спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов. Кроме того, проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура), является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные, рынки повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников также является необходимым условием.
Другая
важная проблема - формирование доступной
системы инфраструктуры поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства,
связанной с государственным
регулированием и налогообложением
предпринимательской
Основным инструментом реализации параметров, заложенных в ОНДП и направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, является карта проекта № 16 «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Значение
основного индикатора развития сектора
малого и среднего предпринимательства
– «Выпуск продукции малых
предприятий, процентов к ВВП» в
ОНДП и в карте проекта
Наименование индикатора | Источник | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Доля
выпуска продукции малых и сред |
Карта проекта | 21 | 22 | 23 | 27 | 29 |
ОНДП | 21 | 29 |
Ключевая проблема предпринимательства - обеспечение спроса на продукцию (работы, услуги), производимые малыми и средними компаниями через государственный (муниципальный) заказ, заказ естественных монополий и государственных корпораций.
В дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательство о государственном и муниципальном заказе3 (распространение требований о проведении специализированных торгов для малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн. рублей) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства.
Целевой
показатель, обозначенный в карте
проекта, - увеличение до 25% доли государственного
(муниципального) заказа, размещаемой
на торгах через электронные аукционы,
к 2012 году. Необходимо также установить
административную ответственность
должностных лиц заказчиков за несвоевременную
оплату государственных и
Помимо внесения изменений в законодательство будет реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих работу 5 электронных площадок и общероссийского портала государственных (муниципальных) закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию ФЦП "Электронная Россия".
Целевой индикатор задачи, обозначенный в карте проекта N 16, - увеличение более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году.
Поддержка
спроса на продукцию малых и средних
компаний за счет использования возможностей
государственного (муниципального) заказа
не должна подменять собой работу
по повышению спроса на продукцию
малых и средних компаний за счет
роста конкурентоспособности
С
2005 года Минэкономразвития России как
федеральный орган
Реализация мероприятия возможна за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном бюджете на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2006 - 2008 гг. принят ряд федеральных законов, позволяющих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления формировать Перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться на условиях долгосрочной аренды (свыше 5 лет), а для социально-значимых видов экономической деятельности - по льготным ставкам арендной платы.
На основании последних данных (за I квартал 2010 г.), представленных в адрес Минэкономразвития России субъектами Российской Федерации, перечни недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, сформированы в 54 субъектах Российской Федерации. В указанные перечни в общей сложности включено 55 тысяч 46 объектов общей площадью 12 млн. 530 тыс. 628 квадратных метров.
Формирование региональных перечней в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании свыше 100 тыс. жителей, а также формирование перечня федерального имущества позволит в 2 раза повысить показатель доступности недвижимости для малых и средних компаний. Оценка будет осуществляться на основе данных, предоставленных общероссийскими общественными объединениями предпринимателей.
Реализуются
нормы законодательства Российской
Федерации в части
Реализация мероприятий не потребует расходов федерального бюджета.
Одним
из основных законодательных инструментов,
обеспечивающих доступ субъектов малого
и среднего предпринимательства
к государственному и муниципальному
имуществу, является Федеральный закон
от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях
отчуждения недвижимого имущества,
находящегося в государственной
собственности субъектов
Федеральный
закон N 159-ФЗ призван урегулировать
правоотношения, возникающие в связи
с отчуждением из государственной
собственности субъектов
В
соответствии с Федеральным законом
от 2 июля 2010 г. N 150 "О внесении изменения
в статью 10 Федерального закона "Об
особенностях отчуждения недвижимого
имущества, находящегося в государственной
собственности субъектов
Доступ
к объектам недвижимости, относящимся
к технологической
Предлагается
реализовать комплекс мер, направленных
на совершенствование
Оценка
эффективности реализации мероприятий
задачи производится, исходя из доли затрат
на доступ к технологической
Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные, рынки повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников является необходимым условием. Крупные компании, как правило, располагают возможностями по созданию собственных учебных центров, разработки образовательных программ. В отношении компаний малого и среднего предпринимательства часть расходов на такие затраты должно взять на себя государство. Особенно данная проблема актуальна для стартующих предпринимателей. Предоставление возможности пройти кратковременное обучение на условиях софинансирования расходов позволяет, прежде всего, повысить "выживаемость" начинающих предпринимателей в первый год ведения дела.
В настоящее время прохождение бизнес-образования является в соответствии с требованиями ведомственных актов Минэкономразвития России необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. К 2012 году показатель доли начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение по программам бизнес-образования, от совокупного количества начинающих субъектов малого предпринимательства должен составить 15 процентов. При этом молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы при реализации мероприятия. Необходимо в среднесрочной перспективе реализовать массовые программы обучения начинающих предпринимателей.
Одна
из крупных задач проекта - формирование
доступной системы
За период 2005 - 2009 гг. проведена значительная совместная работа с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
-
в 56 субъектах Российской
-
73 региональных гарантийных
-
23 венчурных региональных
Информация о работе Развитие малого и среднего предпринимательства