Развитие малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 00:11, статья

Краткое описание

Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»2 и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, - спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов.

Файлы: 1 файл

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации.docx

— 34.25 Кб (Скачать)

     Развитие  малого и среднего предпринимательства  рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, зафиксированной в Основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года1 (далее - ОНДП).

     Ключевая  проблема малого и среднего предпринимательства  по итогам ежемесячного мониторинга  состояния бизнеса, проводимого  общероссийской общественной организации  «ОПОРА РОССИИ»2 и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, - спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов. Кроме того, проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура), является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные, рынки повышение уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников также является необходимым условием.

     Другая  важная проблема - формирование доступной  системы инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства, связанной с государственным  регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. В условиях глобального экономического кризиса проблема расширения доступа  малых и средних компаний к  финансированию проектов обострилась.

     Основным  инструментом реализации параметров, заложенных в ОНДП и направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, является карта проекта № 16 «Развитие  малого и среднего предпринимательства».

     Значение  основного индикатора развития сектора  малого и среднего предпринимательства  – «Выпуск продукции малых  предприятий, процентов к ВВП» в  ОНДП и в карте проекта зафиксировано  на уровне 29% к 2012 году.

     
Наименование  индикатора Источник 2008 2009 2010 2011 2012
Доля  выпуска продукции малых и средних предприятий Карта проекта 21 22 23 27 29
ОНДП 21       29
 

     Ключевая  проблема предпринимательства - обеспечение  спроса на продукцию (работы, услуги), производимые малыми и средними компаниями через  государственный (муниципальный) заказ, заказ естественных монополий и  государственных корпораций.

     В дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательство о государственном  и муниципальном заказе3 (распространение требований о проведении специализированных торгов для малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн. рублей) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства.

     Целевой показатель, обозначенный в карте  проекта, - увеличение до 25% доли государственного (муниципального) заказа, размещаемой  на торгах через электронные аукционы, к 2012 году. Необходимо также установить административную ответственность  должностных лиц заказчиков за несвоевременную  оплату государственных и муниципальных  контрактов, т.к. зачастую именно малые  компании, добросовестно выполнившие  контракт, не могут получить от заказчика  оплату.

     Помимо  внесения изменений в законодательство будет реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих работу 5 электронных  площадок и общероссийского портала  государственных (муниципальных) закупок  за счет средств, предусмотренных на реализацию ФЦП "Электронная Россия".

     Целевой индикатор задачи, обозначенный в  карте проекта N 16, - увеличение более  чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных  корпораций, размещаемого у субъектов  малого и среднего предпринимательства, к 2012 году.

     Поддержка спроса на продукцию малых и средних  компаний за счет использования возможностей государственного (муниципального) заказа не должна подменять собой работу по повышению спроса на продукцию  малых и средних компаний за счет роста конкурентоспособности такой  продукции. Как правило, конкурентоспособные  малые и средние компании являются экспортерами продукции, в связи с чем предложенные мероприятия сосредоточены на поддержке данной группы малых и средних компаний и включают в себя выплату ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней и более активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации в реализацию программ содействия экспортерам.

     С 2005 года Минэкономразвития России как  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной программы поддержки  малых и средних компаний, осуществляет предоставление субсидий предприятиям-экспортерам. Общее число получателей поддержки  превысило 400 компаний. Учитывая тот  факт, что таможенные органы Российской Федерации не выделяют в системе  учета участников внешнеэкономической  деятельности компании малого и среднего предпринимательства, предложено использовать данные Минэкономразвития России как  целевой индикатор реализации задачи, а его значение к 2012 году будет  увеличено до 1000 компаний.

     Реализация  мероприятия возможна за счет средств  федерального бюджета, предусмотренных  в федеральном бюджете на государственную  поддержку малого и среднего предпринимательства.

     Проблема  низкого доступа к офисной  и производственной недвижимости актуальна  для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства.

     В 2006 - 2008 гг. принят ряд федеральных  законов, позволяющих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам  местного самоуправления формировать  Перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно  для предоставления в аренду субъектам  малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться на условиях долгосрочной аренды (свыше 5 лет), а  для социально-значимых видов экономической  деятельности - по льготным ставкам  арендной платы.

     На  основании последних данных (за I квартал 2010 г.), представленных в адрес  Минэкономразвития России субъектами Российской Федерации, перечни недвижимого  имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, сформированы в 54 субъектах Российской Федерации. В указанные перечни  в общей сложности включено 55 тысяч 46 объектов общей площадью 12 млн. 530 тыс. 628 квадратных метров.

     Формирование  региональных перечней в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном  образовании свыше 100 тыс. жителей, а  также формирование перечня федерального имущества позволит в 2 раза повысить показатель доступности недвижимости для малых и средних компаний. Оценка будет осуществляться на основе данных, предоставленных общероссийскими общественными объединениями предпринимателей.

     Реализуются нормы законодательства Российской Федерации в части предоставления преимущественного права выкупа арендаторами - субъектами малого и  среднего предпринимательства арендуемого  недвижимого имущества. В целом  по состоянию на июль 2010 г. в Российской Федерации заключено 12332 договора о  выкупе арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства  помещений.

     Реализация  мероприятий не потребует расходов федерального бюджета.

     Одним из основных законодательных инструментов, обеспечивающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства  к государственному и муниципальному имуществу, является Федеральный закон  от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной  собственности и арендуемого  субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).

     Федеральный закон N 159-ФЗ призван урегулировать  правоотношения, возникающие в связи  с отчуждением из государственной  собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности  недвижимого имущества, арендуемого  субъектами малого и среднего предпринимательства. Основная цель Федерального закона N 159-ФЗ - оказание адресной государственной  поддержки предприятиям малого и  среднего предпринимательства посредством  установления для них преференций  в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.

     В соответствии с Федеральным законом  от 2 июля 2010 г. N 150 "О внесении изменения  в статью 10 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого  имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной  собственности и арендуемого  субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 150) действие норм статей 1 - 6 и 9 Федерального закона N 159-ФЗ продлевается с 1 июля 2010 года до 1 июля 2013 года.

     Доступ  к объектам недвижимости, относящимся  к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура), является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям.

     Предлагается  реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части  стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры.

     Оценка  эффективности реализации мероприятий  задачи производится, исходя из доли затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела - снижение в 3 раза к 2012 году.

     Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том  числе зарубежные, рынки повышение  уровня бизнес-образования предпринимателя и его работников является необходимым условием. Крупные компании, как правило, располагают возможностями по созданию собственных учебных центров, разработки образовательных программ. В отношении компаний малого и среднего предпринимательства часть расходов на такие затраты должно взять на себя государство. Особенно данная проблема актуальна для стартующих предпринимателей. Предоставление возможности пройти кратковременное обучение на условиях софинансирования расходов позволяет, прежде всего, повысить "выживаемость" начинающих предпринимателей в первый год ведения дела.

     В настоящее время прохождение  бизнес-образования является в соответствии с требованиями ведомственных актов Минэкономразвития России необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. К 2012 году показатель доли начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение по программам бизнес-образования, от совокупного количества начинающих субъектов малого предпринимательства должен составить 15 процентов. При этом молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы при реализации мероприятия. Необходимо в среднесрочной перспективе реализовать массовые программы обучения начинающих предпринимателей.

     Одна  из крупных задач проекта - формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства.

     За  период 2005 - 2009 гг. проведена значительная совместная работа с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:

     - в 56 субъектах Российской Федерации  создаются 106 бизнес-инкубаторов, из которых 83 бизнес-инкубатора открыто, 23 - в стадии завершения строительства;

     - 73 региональных гарантийных фонда  поручительств по кредитам малых  компаний;

     - 23 венчурных региональных компаний  и 3 фонда прямых инвестиций, осуществляющих  поддержку инновационных и производственных  бизнес-проектов;

Информация о работе Развитие малого и среднего предпринимательства