Развитие малого и среднего предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 00:11, статья

Краткое описание

Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»2 и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, - спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов.

Файлы: 1 файл

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации.docx

— 34.25 Кб (Скачать)

     - создаются промышленные парки,  из которых один открыт, один  в стадии создания, начато финансирование  технопарка.

     На  период до 2012 года предлагается продолжить реализацию указанных проектов с  тем, чтобы ежегодно создавать 30 - 40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте Российской Федерации, повысить капитализацию региональных венчурных фондов (не менее 400 млн. рублей каждый), сформировать систему промышленных парков и технопарков - не менее 10 объектов к 2012 году.

     В 2009 году поддержка муниципальных  программ осуществлена в 24 субъектах  Российской Федерации, что позволило  поддержать 336 муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства  по всей России. Стратегическим направлением должно стать увеличение поддержки  муниципальных программ развития субъектов  малого и среднего бизнеса до 400 муниципалитетов  к 2012 году. Также предстоит реализовать  программу ОАО "Российская венчурная  компания" по "посевному" финансированию малых компаний" как элемента системы финансирования инновационных  проектов, дополняющую деятельность фонда содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере и региональных венчурных  фондов.

     В 2010 году расходы федерального бюджета  на реализацию государственной программы  поддержки предпринимательства  составят 24 млрд. рублей, в том числе:

     - 16 млрд. рублей - субсидии регионам  по линии Минэкономразвития России, включая 2 млрд. рублей на поддержку  инноваций, 2 млрд. рублей на моногорода  и 1 млрд. рублей на Северный  Кавказ;

     - 1 млрд. рублей - Фонд содействия развитию  предприятий в научно-технической  сфере целевым образом на программу  поддержки компаний, созданных высшими  учебными заведениями;

     - 2 млрд. рублей - квота в программе  Минпромторга России на поддержку экспорта;

     - 5 млрд. рублей - квота в Фонде ЖКХ  для размещения заказа среди  малых компаний. При этом в  бюджетах регионов расходы на  поддержку малого и среднего  предпринимательства остались на  уровне 2009 года.

     По  состоянию на июль 2010 года в Минэкономразвития  России представлено 829 конкурсных заявок от субъектов Российской Федерации  на общую сумму 28,3 млрд. рублей.

     По  итогам заседаний конкурсных комиссий Минэкономразвития России уже распределено субсидий между субъектами Российской федерации на общую сумму в 15,1 млрд. рублей (среди всех регионов, за исключением Ненецкого АО).

     В 2010 году основной акцент в программе  сделан на поддержку инновационных  малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, при этом сохраняются наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы.

     Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний можно  выделить гранты малым компаниям, создаваемым  при высших учебных заведениях. Сумма  гранта составит 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое  лицо.

     Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным  компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг  и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в  т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.

     В число приоритетов включена поддержка  экспортоориентированных малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию. Сейчас поддержка малых компаний-экспортеров минимальна: за 5 лет программы поддержано 540 компаний. Поддержка будет оказана 10 - 15 регионам, представившим комплексные программы поддержки экспортоориентированных малых компаний.

     Следующий блок поддержки - это развитие лизинга  малых и средних компаний и  развитие специализированной инфраструктуры имущественной поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень  мал - около 90 млрд. рублей, из которых  только четверть - это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд. рублей действительно можно существенно  расширить предложение для малых  компаний по данному направлению.

     В этот блок включается субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства  предоставляются на реализацию следующих  мероприятий: субсидирование процентов  и предоставление целевых грантов  на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1 млн. рублей.

     Еще одно направление - предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет  отдан краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет  сориентироваться людям, оказавшимся  в непростой жизненной ситуации: безработные, уволенные военнослужащие (планируемое число обучаемых - до 50 тыс. человек).

     Продолжится реализация программы повышения  энергоэффективности производства, направленная на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения, содействия внедрения в деловую практику заключения энергосервисных договоров и проведения энергетических обследований.

     В 2010 году субсидии федерального бюджета  на финансирование программы энергоэффективности предоставляются на: обучение для субъектов малого и среднего предпринимательства; субсидирование затрат, связанных с проведением: энергетических обследований, работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов); а также затрат на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов.

     Новыми  направлениями станут: существенное увеличение региональных программ поддержки  малого и среднего предпринимательства  в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и муниципальных  программ монопрофильных городов.

     Поддержка малого предпринимательства моногородов  будет проводиться в рамках муниципальных  программ поддержки. Основные мероприятия  таких программ: гранты, микрофинансирование, строительство бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки.

     В соответствии с протоколом совещания  у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации  И.И. Шувалова от 18 марта 2010 г. N ИШ-П13-11пр на реализацию Программ в моногородах  в 2010 году должно быть направлено 2 млрд. рублей федеральных субсидий.

     Во  исполнение данного протокола принято  подготовленное Минэкономразвития  России Постановление Правительства  Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 460 "О дополнительных мерах государственной  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства в 2010 году".

     В настоящее время при участии  Минэкономразвития России разработаны  и утверждены все 27 муниципальных  программ развития малого и среднего предпринимательства в моногородах.

     Учитывая, что Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" субсидии на государственную  поддержку малого и среднего предпринимательства  предусмотрены на период 2010 - 2012 гг., все программы моногородов разработаны  на период с 2010 по 2012 год.

     Существенный  потенциал для развития предпринимательства  связан со снижением издержек субъектов  малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным  регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности.

     В 2009 году вступил в силу федеральный  закон, сокращающий число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий  уведомительный принцип начала деятельности на потребительском рынке, рынке  оказания услуг - самого популярного  для начинающих предпринимателей вида деятельности. Внесен ряд изменений  в специальные налоговые режимы, которые позволяют распространить их действие исключительно на малые  компании, а также расширяющие  доступ к таким налоговым режимам.

     В части проведения проверок юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрен ряд новелл, направленных на защиту прав проверок малых и средних компаний.

     Так, проведение внеплановых проверок субъектов  малого и среднего предпринимательства  возможно только по согласованию с  органами прокуратуры Российской Федерации (с 9 мая 2010 г. данная норма распространяется на проверки всех юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей). Ограничены сроки проведения проверок для всех органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: не более 50 часов - для малых  компаний и не более 15 часов для  микропредприятий.

     На  период до 2012 года необходимо обеспечить реализацию требований законодательства Российской Федерации о проведении один раз в 5 лет сплошного статистического  обследования сектора малых и  средних компаний, упростить требования по ведению бухгалтерского учета  компаниями, применяющими специальные  налоговые режимы, заменить административные механизмы обеспечения ответственности  предпринимателей за безопасность производимых товаров на гражданско-правовые - декларирование, технический аудит, страхование  ответственности, саморегулирование.

     Оценка  результативности реализации задачи - это снижение в 2 раза доли издержек в выручке компаний на преодоление  административных барьеров и существенное расширение числа предпринимателей, применяющих специальный налоговый  режим в виде патента при упрощенной системе налогообложения, использование  которого служит индикатором выхода предпринимательской деятельности из "тени".

     Реализация  задачи требует финансирования проведения в 2010 году сплошного статистического  обследования малых и средних  компаний.

     Расширение  доступа малых и средних компаний к финансированию проектов традиционно  включалось в приоритеты программы, а в условиях глобального экономического кризиса проблема финансирования обострилась.

     На  программы грантовой поддержки начинающих - безвозвратные ссуды до 300 тыс. рублей - направлено 1,6 млрд. рублей федеральных ресурсов. С учетом региональных средств подпрограмма составит 2,2 млрд. рублей, а это - поддержка 8600 начинающих предпринимателей. Приоритетом пользуются граждане из числа безработных, а предоставлению средств предшествует обязательное обучение основам предпринимательства и защита бизнес-плана. Гранты предоставляются в 66 регионах.

     На  развитие микрофинансирования - это  возвратные средства для займов до 1 млн. рублей и сроком на 3 - 4 месяца - направлено 2,2 млрд. рублей федеральных  и региональных средств. Средний займ составляет 500 тысяч рублей и возвращается в течение 3 - 4 месяцев (поддержано более 16 000 компаний).

     До 2009 года функционировало 33 региональных гарантийных фонда с общей  капитализацией около 6 млрд. рублей. К  октябрю 2009 года общая капитализация  гарантийных фондов составила около 12 млрд. рублей, из которых 3,6 млрд. рублей были выделены из федерального бюджета.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28 октября 2009 года N 854 "О дополнительных мерах государственной поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства" из федерального бюджета дополнительно выделено 7,5 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

     На  мероприятия по компенсации расходов по оплате процентов по банковским кредитам в 2009 году направлено более 2 млрд. рублей за счет средств федерального и региональных бюджетов, что означает компенсацию расходов по кредитам на сумму не менее 30 млрд. рублей кредитов малым и средним компаниям.

Информация о работе Развитие малого и среднего предпринимательства