Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
В курсовой работе были использованы различные источники: книги, журналы, сборники научных статей, материалы интернета. В частности можно выделить «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Копия (2) курсовая.docx

— 358.11 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска  Скорины» 
 

Факультет экономический 

Кафедра экономической теории и мировой экономики 
 
 

Проблема  развития малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель 2010

 

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие  и сущность предпринимательства………………………………...…5

1.1 Экономическая  природа и признаки предпринимательства…………….....5

1.2 Необходимые  условия для развития предпринимательства……………...10

1.3 Преимущества  и недостатки малого бизнеса……………………...………11

2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14

2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14

2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17

2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21

3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25

3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25

3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32

Заключение…………………………………………………….…………………37

Список  использованной литературы…………………………………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Мировая практика убедительно показывает, что  малый и средний бизнес оказывает  существенное влияние на развитие экономики  и решение социальных проблем  рыночных стран.  Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых  товаров, разнообразию выполняемых  работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий  уровень развития предпринимательства  является необходимым условием успешного  функционирования рыночной экономики.

     Особую  роль играет предпринимательство и  в трансформационной экономике. С одной стороны, перераспределение  ресурсов из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без  создания нового частного сектора. С  другой стороны, рыночная реструктуризация предприятий связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Частный  сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая  остроту социальных проблем. Частный  бизнес – это новые знания и  технологии, новые возможности и  прибыли. Поэтому формирование и  проведение гибкой и эффективной  политики в отношении малого и  среднего предпринимательства  и  низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.

     Актуальность  тематики развития и форм поддержи малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь остается очень  высокой практически  с момента  появления этого сектора экономики. При этом пристальное внимание, уделяемое  проблемам развития данного сектора  со стороны государства и общества, вот уже много лет не приводит к каким-либо кардинальным позитивным изменениям ситуации. Предпринимательская  деятельность по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем.

     В современной Беларуси, идущей по пути рыночных преобразований, до сих пор  не использован потенциал этого  особого сектора экономики, призванного  смягчить последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Развитие его в Беларуси существенно отстает от темпов, демонстрируемых  в странах-соседях. Это объясняется  отношением государства к этому  сектору – правительство связывает  возможности экономического роста  в Беларуси преимущественно с  государственными предприятиями. В  результате для малого и среднего предпринимательства создана довольна негостеприимная среда с высокими издержками как входа на рынок, так  и ухода с него, в виде сложного и изменчивого законодательства, длительной и дорогостоящей регистрации, закрытия предприятия и пр. Высокие  транзакционные издержки, связанные  с получением всех необходимых разрешений и пр., дополняются рисками и  конфискационными механизмами в виде многочисленных проверок и штрафов за нарушение норм законодательства. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии данного сектора, предпринимательство еще не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно-развитых странах.

     Всё вышесказанное характеризует актуальность выбранной темы, а также необходимость  дальнейших исследований в сфере  предпринимательской  деятельности.

     Целью данной работы является  анализ проблем  развития малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь, а также  перспектив развития данного сектора.

     В курсовой работе были использованы различные  источники: книги, журналы, сборники научных  статей, материалы интернета. В частности  можно выделить «Экономический бюллетень  НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса  Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 

    1. Экономическая природа и признаки предпринимательства
 
 

     Исследование  предпринимательства нашими учёными  начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом  так называемой политики перестройки  стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный  подход к данной проблеме был ещё  невозможен. Работы содержали или  откровенную апологетику советской  экономической системы, или попытки  её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности  соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством.

     Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его  трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической  категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать  на потенциальный источник выгоды [1, с.95].

     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

     Субъектами  предпринимательства являются:

     ● физические лица, не ограниченные в  правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том  числе иностранные граждане и  лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных  действующим законодательством  Республики Беларусь;

     ● группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

     Однако  занятие предпринимательской деятельностью не допускается должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

     Вышеназванный Закон также определяет и формы  предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие  формы предпринимательской деятельности:

     ● частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или  на основе имущества, полученного и  используемого на законном основании;

     ● коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого  на законном основании.

     Предпринимательство может осуществляться без образования  юридического лица и с образованием юридического лица, без использования  наемного труда и с использованием наемного труда.

     Критерием отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке  малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства  относятся юридические лица и  предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

     в промышленности и на транспорте –  до 100 человек;

     в сельском хозяйстве и научно-технической  сфере – до 60 человек;

     в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

     в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

     в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [2].

     Различают следующие виды предпринимательства  в малом бизнесе:

     ● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

      по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

      по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

      по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

      по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [3, с.8].

     По  своей экономической природе  предпринимательство неразрывно связано  с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной  деятельности внешне оно проявляется  в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между  тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное  звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих  субъектов. Товарное производство исторически  и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен  же, во-первых, стимулирует поиск  новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

     Экономическая природа предпринимательства характеризуется  через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

     Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или  освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это  стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом  рыночного обмена, осуществляющегося  к взаимной выгоде участников этого  процесса.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РБ