Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
В курсовой работе были использованы различные источники: книги, журналы, сборники научных статей, материалы интернета. В частности можно выделить «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39
В
законодательной и
Отдельные сферы деятельности МСП требуют законодательного обеспечения. В области малого предпринимательства оно все еще нестабильное, не вполне прозрачное и тормозит развитие этого сектора экономики Беларуси, в сфере среднего - вовсе отсутствует. Это позволяет искусственно создавать административные барьеры для предпринимателей. Следовательно, необходимо продолжить масштабную работу по проведению ревизии (инвентаризации) актов законодательства и подзаконных актов, касающихся улучшения условий и возможностей для ведения малого и среднего предпринимательства в стране, в целях выявления и исключения из них излишних, зарегламентированных, устаревших и дублирующих положений и действий.
Важное место в системе взаимодействия власти и бизнеса занимают государственные услуги, являющиеся одной из форм реализации функций власти. Они объединяют в себе такие средства регулирования экономических отношений, как разрешение на совершение определенных действий, например лицензирование, регистрация и аттестация, предоставление прав на пользование ресурсами, другие действия и решения, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений у получателя данной услуги.
Для повышения качества оказания государственных услуг в предпринимательской деятельности целесообразно рекомендовать республиканским органам государственного управления продолжить работу по созданию и внедрению их детальной регламентации. Административные регламенты должны включать в себя весь алгоритм оказания государственных услуг (процессы, процедуры и субъекты, их исполняющие, сроки, порядок взаимодействия между лицами и организациями).
В Республике Беларусь региональный уровень управления предпринимательством представлен местными исполнительными и распорядительными органами масти, в составе которых функционируют подразделения, осуществляющие меры по реализации региональной политики в области поддержки и развития данного сектора экономики. На сегодняшний день в стране пока не найден эффективный механизм согласования экономических интересов государства, региональных властей и бизнеса. Качество государственного управления на местах пока остается низким. Сохраняются его затратный тип и ориентация экономических субъектов на решение внешних по отношению к бизнесу задач, текущих вопросов. Привыкнув решать возникающие проблемы за счет предпринимателей, местные органы управления сами действуют недостаточно эффективно. К тому же в сельских Советах не предусмотрена штатная единица для выполнения работы по развитию бизнеса. Ввиду этого вопросы, связанные с формированием и функционированием предпринимательских структур, отодвигаются на задний план.
В регионах имеет место неравноправие субъектов государственной и частной форм собственности. Сами представители МСП неоднократно заявляли о значительной дискриминации частных предприятий, что подтверждается исследованиями Международной финансовой корпорации. Количество управленческих взаимодействий по вертикали и горизонтали в местных органах значительное, равно как и потенциал неслаженных действий в рамках «властной вертикали». К примеру, институциональная политика государства должна заключаться в сокращении числа субъектов хозяйствования, имеющих такую организационно-правовую форму, как государственные унитарные предприятия, с сохранением только тех, которые функционируют в стратегически важных отраслях. Несмотря на это, засилье упомянутых организаций на рынке и передача им государственного имущества, а также воспрепятствование предпринимателям в приватизации имущества сохраняются.
Одним из наиболее перспективных способов достижения баланса интересов предпринимательства и власти в масштабах региона может стать использование таких структур, как кластеры. Кластер – это сеть взаимодополняющих поставщиков, производителей, потребителей, в том числе сектора МСП, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских и учебных институтов, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций. При внедрении кластерных инициатив в нашей стране целесообразно использовать естественные, сложившиеся на территории республики зоны специализации, в частности, в пищевой, легкой промышленности, деревообработке, машиностроении и других отраслях.
45
Местным исполнительным и распорядительным органам государственного управления стоит рекомендовать:
Создание в Беларуси нового института саморегулирования предпринимательской деятельности могло бы частично заменить государственное регулирование частной инициативы в различных отраслях экономики. Государство не в состоянии взаимодействовать с каждым субъектом хозяйствования, однако сможет вести диалог с новыми для отечественной правовой системы саморегулируемыми организациями, а также с общественными объединениями, представляющими корпоративную власть предпринимательства.
Наиболее
приемлемыми сферами
Государственная власть сегодня не может в полной мере самостоятельно решать свои задачи в таких областях, как поддержание и развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, охрана природной среды, образование, здравоохранение и др. Бизнес, в том числе малый и средний, стремится расширить сферы приложения своего капитала, заинтересован в экономической и социальной деятельности государства, ищет возможность встроиться в нее с пользой для себя и всего общества. Благодаря взаимному переплетению интересов в последние годы возникли разнообразные формы взаимодействия государства и предпринимательских структур, одной из которых является государственно-частное партнерство (ГЧП). Создавая и поощряя отношения партнерства, государство пополняет арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор.
В мировой и в определенной степени в отечественной практике существуют такие формы и виды ГЧП, как концессионные соглашения; взаимодействие на основе государственного контракта; договоры аренды (лизинга); создание инженерной инфраструктуры и др.
Частный
бизнес не в состоянии сам справиться
со всем спектром проблем, касающихся
развития предпринимательской сферы,
взаимоотношения с властью и
внешней средой. Во всем мире данный
сектор экономики в целях защиты
своих интересов опирается на
помощь общества, в частности бизнес-
Как
свидетельствует опыт стран с
рыночной экономикой (США, Япония, Великобритания,
Германия и др.), политика государственного
регулирования развития МСП формируется
и реализуется большим
Отношения объединений с государством должны строиться на основе партнерства. Госорганы местного управления и самоуправления обязаны учитывать мнение объединений, союзов по проблемам, входящим в их компетенцию, а также иметь право передавать объединениям, союзам отдельные вопросы своей компетенции, установленной законодательными актами.
Активизации формирования общественных объединений предпринимателей (на национальном, региональном и отраслевом уровнях) будет способствовать ускоренное принятие закона «Об объединениях предпринимателей», предложения по которому подготовлены в рамках совместного проекта Совета по развитию предпринимательства в Беларуси и ПРООН «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора».
Повышение
эффективности государственного регулирования
бизнеса, выработка и последовательное
осуществление простой и понятной политики
в отношении малого и среднего предпринимательства,
повышение его роли в системе государственного
управления будут способствовать ускоренному
развитию данного сектора экономики в
Республике Беларусь [13, с.39-47].
3.2
Антикризисные меры
Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на укрепление финансовой базы малого бизнеса и снижение его издержек. Снижению влияния кризисных явлений могут способствовать меры, имеющие целью: увеличение их финансовой (в том числе инвестиционной) поддержки; сокращение административных барьеров; стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий; информационную поддержку малого предпринимательства, активизацию инновационной и внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
В период кризиса требуется гораздо более тесное сотрудничество малого и крупного бизнеса. Конкретизируются и задачи такого сотрудничества – привлечь малый бизнес к реализации продукции государственных производителей. Причем речь идет не только о товарах народного потребления, но и о продукции производственно-технического назначения. Таким образом, ресурсы малых коммерческих фирм и индивидуальных предпринимателей могут быть использованы для расширения экспорта белорусских товаров.
Впервые
заявление о возможности
На региональном уровне Мингорисполком при поддержке местного бизнес-сообщества подготовил Методические рекомендации руководителям промышленных предприятий города для увеличения экспорта товаров субъектами малого предпринимательства, В соответствии с этим документом предусматривалось: 1) создание в сети Интернет электронной базы данных о товарах, потенциально продаваемых за пределами Республики Беларусь (с указанием цены, описанием товаров, наличия на складах, месторасположения складов отгрузки и т. д.); 2) проведение широкой рекламной кампании через СМИ, Интернет о приглашении к сотрудничеству субъектов малого предпринимательства на взаимовыгодных условиях; 3) устранение ограничений для отпуска товаров производителями и оптовыми предприятиями субъектам малого предпринимательства с целью реализации товаров на экспорт; 4) осуществление уценки товаров в рамках действующего законодательства; 5) введение практики возврата предприятию продукции, нереализованной субъектами малого предпринимательства, приема бракованных товаров, выявленных в ходе реализации; 6) обеспечение субъектов малого предпринимательства необходимыми товаросопроводительными документами (товаротранспортными накладными международного образца, сертификатами происхождения товара, документами, подтверждающими качество товара); 7) отпуск субъектам малого предпринимательства товаров, предназначенных для реализации их за пределами республики, по оптовым отпускным ценам; 8) использование частичной предоплаты и рассрочки платежа за отгруженный товар до 60 дней; 9) подтверждение сведений о добросовестности ведения бизнеса субъектом малого предпринимательства через региональные комитеты экономики; 10) мониторинг регионов, в которых планируется реализация субъектами малого предпринимательства товаров в целях сохранения существующей дилерской сети предприятий и недопущения ценового демпинга на один и тот же товар.
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РБ