Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
В курсовой работе были использованы различные источники: книги, журналы, сборники научных статей, материалы интернета. В частности можно выделить «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Копия (2) курсовая.docx

— 358.11 Кб (Скачать)

      Рисунок 1. Динамика численности субъектов малого предпринимательства в Беларуси  

     Во  многом колебания численности субъектов  малого предпринимательства объясняется  изменениями в законодательстве, которые по очереди делают более  выгодным функционирование с образованием юридического лица и без него. Так, в 1999 г. было ужесточено законодательство по регистрации и условиям ведения бизнеса юридических лиц, что привело к сокращению количества малых предприятий. В 2003 г., согласно декрету президента, индивидуальный предприниматель не мог иметь более двух работников. Вследствие этого определенное число индивидуальных предпринимателей вынуждены регистрировать бизнес как юридическое лицо [9].

     На  конец 2004 года в стране функционировало 32,8 тыс. малых предприятий, в том числе 31,0 частных, 183,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 2,3 тыс. фермерских хозяйств.

     Распределение малых предприятий по отраслям экономики  характеризуется неравномерностью. Большая часть малых предприятий Беларуси функционирует в секторе торговли и общественного питания. На конец 2005 г. в данной отрасли было сконцентрировано 41.2% всех малых предприятий. Также существенная часть малых фирм работает в сфере промышленности (23.5%) и строительстве (12.3%). При этом их доли по сравнению с 2002 г. возросли на 2.7 и 0.6 процентного пункта соответственно. Во многом этот рост произошел за счет сокращения доли сектора торговли и общественного питания. Несмотря на увеличение доли малых предприятий, занятых в промышленности, их вклад в общий объем промышленной продукции оставался и в 2004 г., и в 2005 г. На уровне 7.1%, что на 1.5 процентных пункта ниже уровня 2000 г.

     Удельный вес малых предприятий в общем объеме розничного товарооборота торговых предприятий значительно вырос и составил 10.1%, что в два раза выше значений 2000 г. На конец 2005 г. доля малых предприятий в ВВП незначительно сократилась по сравнению с 2004 г. и составила 8.1%.

     По  состоянию на 2005 год остается низок  уровень занятых в малом бизнесе. В Великобритании на начало 2004 г. 47.6% всех трудовых ресурсов страны было занято в малом предпринимательстве. В странах ЕС, а также Исландии, и Швейцарии доля малого и среднего бизнеса в занятости составляет 69.7%. В странах Центральной и Восточной Европы данный показатель также приближается к европейскому уровню. Так, в Словакии в среднем и малом бизнесе занято 65.9% населения. В Беларуси же на малое предпринимательство на конец 2005 г. приходилось 10.5% всех занятых в экономике.

     В отраслевой структуре занятости  преобладает промышленность, где  работает 38.2% всех занятых в малом предпринимательстве. Также велика доля торговли и общественного питания (24.7%) и строительства (16.2%). Роль малых предприятий в занятости в других отраслях незначительна. Динамика занятости по отраслям повторяет тенденции, наблюдаемые в изменении числа малых предприятий. Постепенно снижается доля торговли и общественного питания и растет занятость в промышленности и строительстве.

     На  фоне снижения убыточных предприятий  по экономике в целом их доля среди  малых предприятий растет. В 2004 их удельный вес от общего количества составил 28,3%, тогда как  в 2003 – 23,1%, в 2002 – 22,8%. Наибольшее количество таких предприятий сосредоточено в таких отраслях, как транспорт – 35,3%, непроизводственные виды бытового обслуживания – 33,0% торговля и общественное питание – 31,3%.

     Невысок  уровень рентабельности малых предприятий. Он составил 13,4%  в 2004 году и 14,4% в 2005 [10, с.58-61].

     Рассмотрим  региональный аспект развития малых  предприятий. Малое предпринимательство  наиболее развито в Минске и областных  городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования на территории региона. Практически во всех областях малый бизнес на 50% сосредоточен в областных центрах.

     Крайне  слабо развито предпринимательство  в малых городах и сельской местности, хотя именно для них характерны наибольший дефицит товаров и  услуг, проблемы трудоустройства, культурного  досуга и  другие.

     Анализ  деятельности малых предприятий  в республике, видов товаров и  услуг, которые они производят или  предоставляют обществу, а также  экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих субъектов предпринимательской  деятельности, позволяет констатировать неутешительный факт: малое предпринимательство не стало активным элементом экономической системы.

     Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса  проблем:

     – ограниченность финансовых ресурсов: это и общий недостаток средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усиливаться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования;

     – проблемы рынка и спроса: это недостаточный спрос на национальном рынке наряду со слабой квалификацией персонала предприятий; только немногие белорусские предприниматели имеют представление об использовании методов маркетинга;

     – в настоящее время аренда производственных площадей является одной из серьезных проблем, влияющих на деятельность малых предприятий в промышленности. Большая часть имущества принадлежит крупным субъектам хозяйствования с государственной или смешанной формой собственности. При жестком ограничении цен и наценок в торговле большие ставки арендной платы приводят к тотальному разорению предпринимательских структур. Кроме арендной платы арендаторы оплачивают соответствующую часть расходов по управлению домовладением, эксплуатации и текущему ремонту и другие расходы;

     – одной из проблем развития предпринимательских структур является недостаток квалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать  исключительно на конъюнктуре, пошла на спад. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также специфические условия его функционирования в соответствующем регионе;

      не способствует сложившийся в советской системе менталитет населения, ориентированный на равенство доходов, отрицательное отношение к частной собственности. Это вызывает у части населения нетерпимость к предпринимательству, к неизбежной дифференциации доходов различных групп населения.

     По  мнению владельцев малых и средних  предприятий, в Беларуси ещё не создана  среда, которая бы содействовала  устойчивому развитию малого бизнеса. Поэтому главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечение развития малого и среднего бизнеса на новой  организационно-правовой, имущественной, финансово-инвестиционной и управленческой основе, превращение его в один из основных источников пополнения бюджета  и повышения занятости трудоспособного  населения [11, с.38-39]. 
 

     2.3 Развитие предпринимательства в  2006-2010 гг. 
 

     По  данным Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь на начало 2008 г. в  республике насчитывалось 33 094 малых  предприятий, что на 270 больше, чем  на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем  на начало 2006 г. Соответственно темп роста  числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 105,9 % (рисунок 2). На 1 января 2009 г. число малых предприятий составило 68741. К 2010 году  данное значение  увеличилось

     По  данным Министерства по налогам и  сборам Республики Беларусь, на начало 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых  органах, составила 177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на 10 851 меньше чем на начало 2006 г. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило 3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 2,6 %. По прежнему сохраняется тенденция  снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста малых предприятий. 

      Рисунок 2. Динамика развития малого бизнеса в 2005-2007 гг.

              

     Таким образом, по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. – 3,1 и 18,9; в 2006 г. – 3,2 и 18,4 соответственно).

     По  состоянию на 1 октября 2008 г. в республике функционировало 50,3 тыс. малых предприятий, что на 10,7 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост  к уровню прошлого года составил 36,3% [12].

     Количество  индивидуальных предпринимателей по состоянию  на 1 октября 2008 г. составило 216,2 тыс. человек, что на 12,4 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост  к уровню прошлого года составил 6,1%.

     На  конец 2009 года в Республике Беларусь уже насчитывалось 68741 малых предприятий, индивидуальных предпринимателей – 215,6 тыс. человек.

     Таким образом, за 2007-2009 гг. количество малых предприятий выросло более чем в два раза, а количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 15%.

     Следует также отметить, что около 16 тысяч  предприятий, 23,4%, отразивших финансовые результаты, имели убытки в 2009 году. По сравнению с предыдущим годом  количество убыточных предприятий  увеличилось на 1% [14, с.69-70].

     С одной стороны, налицо значительный прогресс в росте частного сектора  страны. Однако, с другой стороны, несмотря на значительный количественный рост данного сектора, его роль в экономике страны по-прежнему несущественна. На малые предприятия приходится не более 10% ВВП и 13-14% списочной численности работников. По данным статистики, доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) промышленного характера составляет чуть более 8%, а в общем объеме инвестиций в основной капитал - около 13%. То есть рост количества предприятий не приносит адекватного изменения в рост ВВП, что объясняется более высокими темпами роста крупных госпредприятий и ОАО.

     Не  происходит и значимых структурных изменений внутри сектора. Большинство малых и средних предприятий сосредоточено в Минске и Минской области (37,7% и 15,2% соответственно от общего числа предприятий по республике), в крупных городах. Около 40% белорусского бизнеса приходится на торговлю. Как отмечалось выше, не происходит роста средних компаний, которые могут выйти на другой уровень развития, как по технологиям, так и конечному продукту. Структурная «замороженность» белорусского бизнеса объясняется как сложностью и «суровостью» бизнес-климата (высокие штрафные санкции на фоне общей законодательной зарегулированности, высокие налоги, необходимость получения множества разрешений), так и такими институциональными особенностями, которые приводят к росту производственных и непроизводственных издержек (высокие налоги на фонд оплаты труда на фоне постоянно растущей зарплаты в госсекторе, высокие арендные ставки, нехватка производственных помещений и пр.), что делает производство в стране неконкурентоспособным [9].

     Негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность малого бизнеса оказал мировой финансовый кризис – такой вывод можно сделать по итогам экспортно-импортной торговли субъектов малого предпринимательства в первом полугодии 2009 г. Так, объем экспорта товаров, реализованных субъектами малого предпринимательства, составил 680,1 млн. долл. США, или 87,3% к уровню аналогичного периода 2008 г Указанные результаты экспортной деятельности малого бизнеса объясняются спадом деловой активности в экономиках западноевропейских стран, а также России и Украины - наших соседей и традиционных торговых партнеров.

     Самым крупным из них остается Россия – 238,6 млн. долл. США, или 35,1% в общем объеме экспорта малого предпринимательства. При этом в 2009 г доля рынка Российской Федерации возросла на 36,3%» составив 48,1% всего внешнеэкономического объема экспорта. Вторую позицию занимает Латвия, ее доля – 26,7%, третью – Нидерланды – 11,5%, причем экспорт в эту страну увеличился за первое полугодие 2009 г по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 94,3%. Существенно вырос экспорт в некоторые другие страны: в Венесуэлу – в 11 раз; в Китай – в 4,9; в Турцию – в 3,6 раза. Правда, удельный вес этих стран в общем объеме экспорта невелик – от 0,2 до 1%.

     Что касается импорта субъектов малого предпринимательства, то он сократился еще больше, чем экспорт: за первое полугодие 2009 г. – 2499,1 млн. долл. США, что составляет 69,1% к уровню аналогичного периода прошлого года. Главным партнером по импорту также является Россия – 952,3 млн. долл. США, или 38,1 % общего объема (в сравнении с уровнем аналогичного периода 2008 г. импорт из РФ уменьшился на 32,7%). Вторую позицию занимает Германия – 9,5% общего объема импорта (снижение на 22,8%), третью – Китай - 8,9% (снижение на 20,7%) .

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РБ