Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:18, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
В курсовой работе были использованы различные источники: книги, журналы, сборники научных статей, материалы интернета. В частности можно выделить «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………...39
● Возможность совмещения нескольких профессий.
● Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции [3, с.75].
Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:
● неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;
● неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;
● увеличение доли убыточных предприятий;
● затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;
●
наличие большого количества административных
и иных ограничений, прямо или
косвенно затрудняющих организацию
и осуществление
● нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
●
сложная экономическая
● отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.
Сложившаяся
экономическая ситуация негативно
воздействует на малое предпринимательство
по всем направлениям. Уровень инфляции
и рост цен на все факторы производства
ставят многие малые предприятия
на грань банкротства. И в их числе
в первую очередь оказываются
предприятия, функционирующие в
сфере производства товаров и
бытовых услуг для населения,
потребляющие сырье, материалы и
др., стоимость которых постоянно
растет. Налоговый пресс давит
на производственные предприятия в
сфере малого бизнеса. Сложившиеся
экономические условия
Для
успешного развития малого бизнеса
экономика республики должна эволюционировать
в направлениях либерализации, правового
обеспечения, совершенствования налоговой
системы, приватизации, ориентации предпринимательской
деятельности на потребителей [5, с.44-46].
2
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1
Развитие предпринимательства
Переход
к рыночным отношениям в экономике
Беларуси начался в середине 80-х
годов, когда она ещё была в
составе СССР. Усиление либеральных
тенденций в экономике
С
1994 года важнейшей государственной
целью было провозглашено создание
в стране социально-ориентированной
рыночной экономики с эффективной
системой государственного управления.
Одновременно предусматривались ускорение
рыночных преобразований, структурная
перестройка экономики, развитие предпринимательства
и создание благоприятной экономической
среды. С этого времени
Таким образом, становление малого предпринимательства можно разделить на два этапа:
1-й
этап: до 1996 года – быстрый рост
количества малых предприятий
при отсутствии системной
2-й
этап: после 1996 года – переход
к жесткому государственному
регулированию и контролю
Вначале негосударственный сектор был представлен преимущественно кооперативами, арендными и совместными предприятиями, а также лицами, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели. С 1992 г. возросла роль малых предприятий в экономике. По данным на 01.01.2000 г. в республике работало 26787 малых предприятий с негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998 г. Количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед. Доля занятых на малых предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996 г. до 7,3% в 1999 г.
Однако темпы роста малого предпринимательства и его эффективности к 1999 г. замедлились. Снизился уровень рентабельности малых предприятий: с 17,0% в 1998 г. до 15,7% в 1999, в том числе частных – с 18,2% до 17,2% соответственно.
Увеличился удельный вес убыточных предприятий. На 01.01.2000 г. он составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999 г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за период 1997-2000 гг.[7, с.11-12].
В Республике Беларусь в 1999 году на 1000 человек приходилось 2,7 малых предприятия и 13,0 индивидуальных предпринимателя. Это значительно ниже, чем в других странах. Причем страны СНГ на порядок отстают не только от развитых западных стран, но и от Чехии и Польши.
Уровень
развития малых и средних предприятий
в различных странах на 1999 год
характеризуются данными, представленными
в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение уровня развития малых и средних предприятий в различных странах
Страны | Среднее
число малых и средних |
Доля работающих в малых и средних предприятиях в общей численности занятых, % | Доля малых и средних предприятий в ВВП страны, % |
США | 74,20 | 54,0 | 50,0-52,0 |
Япония | 49,60 | 78,0 | 52,0-55,0 |
Германия | 37,00 | 46,0 | 50,0-54,0 |
Франция | 35,00 | 54,0 | 55,0-62,0 |
Польша | 35,00 | 61,1 | 54,5 |
Чехия | 10,20 | 59,1 | 38,5 |
Россия | 5,65 | 9,6 | 10,0-11,0 |
Беларусь | 2,67 | 7,4 | 6,8 |
Из большого числа созданных в стране предприятий лишь небольшая часть успешно функционирует. Основная масса предприятий развивается не достаточно эффективно. Об этом свидетельствует снижение прибыльности предпринимательской деятельности. Если в 1999 году рентабельность по балансовой прибыли составляла 16,8%, то к 2000 году этот показатель снизился до 15,5%. Это обусловлено тем, что малые и средние предприятия создаются на основе интуитивных решений и из желания заниматься предпринимательством, без какого-либо обоснованного анализа перспективности и эффективности, возможных доходов или анализа рынка.
На деловую активность малого и среднего предпринимательства оказывает влияние финансирование. В 1997 величина средств, выделяемых на поддержку предпринимательства, составляла 18867,9 тыс. долларов США. К 2000 году эта незначительная величина снизилась более чем на 58% и составила в 7788,3 тыс. долларов США .
Негативное
влияние на рост численности субъектов
хозяйствования оказала приостановка
регистрации (перерегистрации) субъектов
хозяйствования в 1999г. и выход Декрета
Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении
государственной регистрации и
ликвидации субъектов хозяйствования”,
исполнение которого было затруднено
отсутствием механизма
Анализ
структуры малого предпринимательства
показывает ряд негативных тенденций.
В структуре малого бизнеса в
период с 1991 по 1999 сократилось количество
предприятий, занятых в науке
и научном обслуживании сельского
хозяйства. Относительно стабильно
увеличивалось число субъектов
малого предпринимательства в
Внешними
причинами, замедляющими развитие малого
и среднего предпринимательства, являются:
несовершенство системы государственной
поддержки малого предпринимательства;
неустойчивость и несовершенство законодательной
базы предпринимательской
К
внутренним факторам, тормозящим развитие
предпринимательства, можно отнести:
слабость проработки технических, инженерных,
экономических решений; недостаточность
финансового, технического, кадрового
потенциала; низкое развитие информационной
базы. Причем все эти трудности приходиться
решать в условиях острой конкурентной
борьбы на внутреннем и внешнем рынках
[9, с.71-72].
2.2
Развитие предпринимательства в 2001-2005
гг.
По данным республиканского опроса населения, проведенного НИСЭПИ в конце 1999 г., лишь 14,0 % опрошенных участвовали и собираются участвовать дальше в предпринимательской деятельности. 8,7 % – участвовали, но продолжать участвовать не собираются; 34,4 % – не участвовали, но хотели бы участвовать и 42,9 % – никогда не участвовали и не собираются участвовать.
По
результатам данного
Таблица 2. Типология белорусского общества по отношению к
частному предпринимательству
Типы населения | Удельный вес, % |
Убежденные
сторонники
предпринимательства |
16,1 |
Колеблющееся большинство | 70,9 |
Убежденные
противники
предпринимательства |
13 |
В белорусском обществе наметился общий положительный рост предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии данного сектора, малое предпринимательство еще не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно-развитых странах.
Развитие малого бизнеса в Беларуси по-прежнему значительно отстает от соседних стран. По состоянию на 2004 год в Беларуси на тысячу жителей приходилось в среднем 3 малых и средних предприятий. В России же данный показатель составляет 4, в Великобритании – 46, а в США – 74.
С 1996 г. усилилось административное регулирование экономики, что привело к резкому снижению и числа малых предприятий, и индивидуальных предпринимателей (рисунок 1). До 1999 г. данные два сегмента частного бизнеса обладали схожей динамикой развития. В дальнейшем произошел рост численности индивидуальных предпринимателей с параллельным снижением числа малых предприятий. Данная тенденция наблюдалась до 2003 г., затем она поменялась на противоположную (рост числа малых предприятий и снижение числа индивидуальных предпринимателей).
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РБ