Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:11, творческая работа
Диалог бизнес сообщества и власти проходил формально и преимущественно по повестке дня правительства. Позитивные результаты деятельности рабочих групп часто корректировались министерствами и ведомствами. В результате МСБ не в полной мере получал реализацию своих предложений. Процесс выработки проектов решений остается сложным и запутанным. В условиях инфляционного и девальвационного кризиса правительство восстановило многие элементы ценового регулирования, что оказало негативное влияние на скорость адаптации бизнеса к новым условиям работы на рынке.
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Эссе на тему:
«Развитие малого и среднего в Белоруссии»
Выполнила:
студентка группы 1.1 ФЭФ
Яковличева Мария
Научный руководитель:
Гуськова И.В.
2011 год стал годом
упущенных возможностей для
Диалог бизнес сообщества и власти проходил формально и преимущественно по повестке дня правительства. Позитивные результаты деятельности рабочих групп часто корректировались министерствами и ведомствами. В результате МСБ не в полной мере получал реализацию своих предложений. Процесс выработки проектов решений остается сложным и запутанным. В условиях инфляционного и девальвационного кризиса правительство восстановило многие элементы ценового регулирования, что оказало негативное влияние на скорость адаптации бизнеса к новым условиям работы на рынке.
По данным Белстата на начало 2012 года в Беларуси на учете состояло более 90 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства и около 225 тысяч индивидуальных предпринимателей. Рост числа субъектов МСБ свидетельствует о большом потенциале этого сектора. Он уже формирует более 20% ВВП, около 40% розничного товарооборота и более 35% внешнеторгового оборота. Удельный вес платежей в бюджет от МСБ приближается к 30%. Выполнение предложений НПБ-2012 позволило бы удвоить долю МСБ в ВВП. Увеличение данного сектора идет не за счет дискриминации большого бизнеса, а в гармоничном сотрудничестве с ним, обеспечивая необходимую для модернизации синергию.
При полноценном внедрении рыночных институтов в Беларуси будет европейская структура бизнеса по размеру коммерческих организаций. В ЕС-27 из 21 миллиона коммерческих субъектов доля МСБ составляет 99,8%. Микропредприятия составляют 92%, малые предприятия – 6,7%, средние – 1,1%. При этом на микропредприятия приходится 29% всех рабочих мест, на малые – 20,5%, на средние – 17,2%, а на большие, доля которых в общей численности составляет только 0,2%, приходится 33,3% рабочих мест. Доля большого бизнеса в производстве добавленной стоимости тоже существенная – 41,4% от общего объема. Устойчивая работа большого бизнеса является важнейшим условием модернизации экономики, но совершенно очевидно, что большой бизнес не заменит и не заместит МСБ. В ЕС-27 он производит 58,6% добавленной стоимости и 66,7% рабочих мест. Раскрепощение национального предпринимательства, создание для него мощной основы в виде собственности на землю, недвижимость и активы является обязательным условием модернизации Беларуси. МСБ Беларуси нужные реальные действия по реализации НПБ-2012, а не формальные документы и заседания.
В Республики Беларусь действует закон от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве», реализуется Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы (постановление Совета Министров № 1721 от 28.12.2009г.), действует Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31.2.2010 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
По состоянию на начало марта 2012 года в стране действует широкая сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Она состоит из 77 центров поддержки предпринимательства и 16 инкубаторов малого предпринимательства. Данные организации оказывают консалтинговые, информационные, маркетинговые и логистические услуги. Деятельность этих структур полезна для развития МСП, но не может заменить полноценную реформу делового климата, которую предлагает бизнес сообщество в НПБ-2012.
На первый взгляд, «зеленый свет» для развития предпринимательства на законодательном уровне зажжен, но практика правоприменения, сложные бюрократические механизмы согласования решений, противодействие развитию честной, открытой конкуренции со стороны целого ряда государственных предприятий и структур выхолащивают объявленный Президентом страны курс на развитие частного предпринимательства.
Проблемы предпринимательства Беларуси и ее партнеров по ЕЭП
По данным опроса малого и среднего бизнеса Беларуси, проведенного Исследовательским центром ИПМ[1], самым большим препятствием для развития бизнеса является налоговое регулирование. 21,6% опрошенных считает ее «очень большой» и «большой» проблемой. Вторая и третья проблема связаны с качеством рабочей силы и отношением к труду. На неэффективное государственное управление жалуются 19,9% бизнеса, неадекватное предложение инфраструктуры – 19,2%, инфляцию – 19,2%.
Таблица 1. Самые большие проблемы для ведения бизнеса в Беларуси в 2011г.
Показатель |
Очень большая проблема, ответы «5» и «4» |
Не проблема для бизнеса, ответы «1» и «2» |
Налоговое регулирование |
21,6 |
28,8 |
Низкий уровень этики труда в рабочей силе |
21,6 |
24,8 |
Неадекватное образование рабочей силы |
20,7 |
18,5 |
Неэффективное государственное управление |
19,9 |
36,6 |
Неадекватное предложение инфраструктуры |
19,2 |
18,7 |
Инфляция |
19,2 |
53,6 |
Доступ к финансам |
18,7 |
34,4 |
Налоговые ставки |
18,7 |
33,1 |
Регулирование валютного рынка |
18,2 |
50,7 |
Низкий уровень здравоохранения |
18,2 |
22,9 |
Ограничивающее деятельность регулирование рынка труда |
18,2 |
22,8 |
Коррупция |
15,3 |
26,5 |
Преступность и воровство |
16,8 |
26,1 |
Нестабильность политики |
14,8 |
34,1 |
Нестабильность правительства |
13,0 |
29,7 |
Таблица 2 Что помогает и препятствует развитию бизнеса Беларуси, 2011г.
Фактор |
Очень препятствует, оценки «-5» и «-4» |
Очень помогает, оценки «+5» и «+4» |
Валютное регулирование |
39,1 |
13,5 |
Уровень конкуренции на рынке |
24,1 |
17,4 |
Ставки на заемные средства со стороны банков и других финансовых организаций |
23,8 |
8,9 |
Система проверок и штрафных санкций |
19,9 |
9,0 |
Налоговое регулирование и ставки налогов |
17,5 |
11,6 |
Арендные ставки |
15,8 |
9,3 |
Уровень коррупции |
14,3 |
4,7 |
Условия деятельности по сравнению с госсектором |
9,3 |
11,8 |
Экономическая политика других стран |
7,4 |
4,2 |
Уровень защиты имущественных прав и интересов частного бизнеса |
6,9 |
21,4 |
Наличие поддержки со стороны государства |
5,9 |
22,6 |
Источник:
Опрос «Развитие малых и
Для сравнения в России самой большой проблемой, по опросу бизнеса, является коррупция (22,8%)[2]. В пятерку основных проблем входят также неэффективное государственное управление (13,3%), преступность и воровство (10,1%), налоговые ставки (9,1%) и доступ к финансам (7,6%).
Пять самых больших препятствий для развития бизнеса в Казахстане, по мнению самого казахского бизнеса, это 1) коррупция (17,3% респондентов), 2) неадекватное образование рабочей силы (12,3%), 3) доступ к финансам (12,1%), 4) неэффективное государственное управление (10,8%) и 5) налоговое регулирование (8,9%).
Бизнес Польши указывает на похожие проблемы. Самым серьезным фактором, препятствующим развитию бизнеса, является налоговое регулирование (20,7%). Следом идет неэффективное государственное управление (13,6%), жесткое регулирование рынка труда (13,4%), налоговые ставки (13,0%) и неадекватное предложение инфраструктуры (10,4%).
Для сравнения в Швейцарии, самой конкурентоспособной стране мира, по оценке Всемирного экономического форума, самыми большими проблемами являются неадекватное образование рабочей силы – 18,3%, неэффективное государственное управление (14,6%) и жесткое регулирование рынка труда (14,6%).
В рамках Единого экономического пространства нецелесообразно осуществлять механический перенос регуляторных норм или правовых институтов из России в Беларусь. Важно помнить, что коррупция в России и Казахстане является самой большой проблемой. Она является результатом неадекватных правовых норм, гипертрофированной роли государства, острого дефицита независимых и качественных институтов и механизмов правоохранительной и судебной власти. В рамках Таможенного союза трех перед нами стоит серьезный вызов совместной выработки таких правовых решений и институциональных рамок для развития малого и среднего бизнеса, чтобы минимизировать негативное влияние коррупции, вывести из тени значительную часть экономической деятельности (по разным оценкам от 30 до 50% ВВП) и ликвидировать порочные практики дискриминации МСБ монополиями и олигополиями.
Беларусь в свете международных индексов в 2012 году
Оценка качества экономических, правовых, административных институтов и механизмов страны осуществляется разными способами. Межстрановое сравнение разных абсолютных показателей, параметров, индикаторов и оценок осуществляется разными авторитетными организациями. Вкупе они формируют определенную картину каждого государства, разных параметров его делового климата и институтов устойчивого развития. Динамика страны в индексах и рейтингах позволяет оценить в международном контексте эффективность работы правительства по улучшению разных параметров делового климата и институтов устойчивого развития страны.
Белорусское правительство осознает необходимость создания благоприятного делового климата, улучшения имиджа и инвестиционной привлекательности нашей страны на международной арене.
Одним из основных международных индексов является Индекс легкости ведения бизнеса от Всемирного банка[3]. По модифицированной методологии оценки Беларусь поднялась с 91 места в Индексе 2011 года на 69-ое в Индексе-2012. По старой методологии наша страна в 2011 году занимала 68-ое место. В докладе Doing Business-2011 (DB-2011) Индекс легкости ведения бизнеса оценивался по 9 параметрам, которые были разбиты на 33 фактора. В Индекс DB-2012 Всемирный банк добавил еще один параметр – подключение к энергосистеме. В результате оценка делового климата осуществлялась по 36 факторам.
Из 183 стран мира
лучший бизнес климат остался в Сингапуре,
Гонконге и Новой Зеландии. Вслед
за ними идут США, Дания, Норвегия и
Британия. Показателен пример Южной
Кореи. В 2008 году Президентский Совет
создал Национальный совет по конкурентоспособности
и определил регуляторную реформу,
как одну из четырех платформ для
улучшения