Развитие малого и среднего в Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:11, творческая работа

Краткое описание

Диалог бизнес сообщества и власти проходил формально и преимущественно по повестке дня правительства. Позитивные результаты деятельности рабочих групп часто корректировались министерствами и ведомствами. В результате МСБ не в полной мере получал реализацию своих предложений. Процесс выработки проектов решений остается сложным и запутанным. В условиях инфляционного и девальвационного кризиса правительство восстановило многие элементы ценового регулирования, что оказало негативное влияние на скорость адаптации бизнеса к новым условиям работы на рынке.

Файлы: 1 файл

малый и средний бизнес Белорусии.docx

— 82.93 Кб (Скачать)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе на тему:

«Развитие малого и среднего в Белоруссии» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 1.1 ФЭФ

Яковличева Мария

Научный руководитель:

Гуськова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год стал годом  упущенных возможностей для малого  и среднего бизнеса (МСБ) Беларуси  и для структурных реформ экономики  страны в целом. Реформаторский  потенциал Директивы Президента  № 4 от 31.12.2010 остался во многом  не раскрытым. Низкое качество  макроэкономической политики резко  сократило стоимость активов  малого и среднего бизнеса.  Инфляционно-девальвационная спираль,  раскрученная чрезвычайно мягкой  монетарной и фискальной политикой,  обесценила активы большинства  МСБ. Существенно увеличилась  неопределенность экономической  и регуляторной среды. Бизнес  планы большинства МСБ были  сорваны. Даже краткосрочное планирование  стало весьма проблематичным. Бегство  из страны капитала, высококвалифицированных  специалистов и работников стало  следствием глубоких структурных  дисбалансов не только на рынке  труда, но и в экономике в  целом.

Диалог бизнес сообщества и власти проходил формально и  преимущественно по повестке дня  правительства. Позитивные результаты деятельности рабочих групп часто  корректировались министерствами и  ведомствами. В результате МСБ не в полной мере получал реализацию своих предложений. Процесс выработки  проектов решений остается сложным  и запутанным. В условиях инфляционного  и девальвационного кризиса правительство  восстановило многие элементы ценового регулирования, что оказало негативное влияние на скорость адаптации бизнеса  к новым условиям работы на рынке.

По данным Белстата на начало 2012 года в Беларуси на учете состояло более 90 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства и около 225 тысяч индивидуальных предпринимателей. Рост числа субъектов МСБ свидетельствует о большом потенциале этого сектора. Он уже формирует более 20% ВВП, около 40% розничного товарооборота и более 35% внешнеторгового оборота. Удельный вес платежей в бюджет от МСБ приближается к 30%. Выполнение предложений НПБ-2012 позволило бы удвоить долю МСБ в ВВП. Увеличение данного сектора идет не за счет дискриминации большого бизнеса, а в гармоничном сотрудничестве с ним, обеспечивая необходимую для модернизации синергию.

При полноценном  внедрении рыночных институтов в  Беларуси будет европейская структура  бизнеса по размеру коммерческих организаций. В ЕС-27 из 21 миллиона коммерческих субъектов доля МСБ составляет 99,8%. Микропредприятия составляют 92%, малые предприятия – 6,7%, средние – 1,1%. При этом на микропредприятия приходится 29% всех рабочих мест, на малые – 20,5%, на средние – 17,2%, а на большие, доля которых в общей численности составляет только 0,2%, приходится 33,3% рабочих мест. Доля большого бизнеса в производстве добавленной стоимости тоже существенная – 41,4% от общего объема. Устойчивая работа большого бизнеса является важнейшим условием модернизации экономики, но совершенно очевидно, что большой бизнес не заменит и не заместит МСБ. В ЕС-27 он производит 58,6% добавленной стоимости и 66,7% рабочих мест. Раскрепощение национального предпринимательства, создание для него мощной основы в виде собственности на землю, недвижимость и активы является обязательным условием модернизации Беларуси. МСБ Беларуси нужные реальные действия по реализации НПБ-2012, а не формальные документы и заседания.

В Республики Беларусь действует закон от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве», реализуется Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы (постановление Совета Министров № 1721 от 28.12.2009г.), действует Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31.2.2010 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

По состоянию  на начало марта 2012 года в стране действует  широкая сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Она состоит из 77 центров поддержки  предпринимательства и 16 инкубаторов  малого предпринимательства. Данные организации  оказывают консалтинговые, информационные, маркетинговые и логистические  услуги. Деятельность этих структур полезна  для развития МСП, но не может заменить полноценную реформу делового климата, которую предлагает бизнес сообщество в НПБ-2012.

На первый взгляд, «зеленый свет» для развития предпринимательства  на законодательном уровне зажжен, но практика правоприменения, сложные бюрократические механизмы согласования решений, противодействие развитию честной, открытой конкуренции со стороны целого ряда государственных предприятий и структур выхолащивают объявленный Президентом страны курс на развитие частного предпринимательства.

 

Проблемы  предпринимательства Беларуси и  ее партнеров по ЕЭП

По данным опроса малого и среднего бизнеса Беларуси, проведенного Исследовательским центром  ИПМ[1], самым большим препятствием для развития бизнеса является налоговое регулирование. 21,6% опрошенных считает ее «очень большой» и «большой» проблемой. Вторая и третья проблема связаны с качеством рабочей силы и отношением к труду. На неэффективное государственное управление жалуются 19,9% бизнеса, неадекватное предложение инфраструктуры – 19,2%, инфляцию – 19,2%. 

 

Таблица 1. Самые большие проблемы для ведения бизнеса в Беларуси в 2011г.

 

Показатель

Очень большая проблема, ответы «5» и «4»

Не проблема для  бизнеса, ответы «1» и «2»

Налоговое регулирование

21,6

28,8

Низкий уровень  этики труда в рабочей силе

21,6

24,8

Неадекватное образование  рабочей силы

20,7

18,5

Неэффективное государственное  управление

19,9

36,6

Неадекватное предложение  инфраструктуры

19,2

18,7

Инфляция

19,2

53,6

Доступ к финансам

18,7

34,4

Налоговые ставки

18,7

33,1

Регулирование валютного  рынка

18,2

50,7

Низкий уровень  здравоохранения

18,2

22,9

Ограничивающее  деятельность регулирование рынка  труда

18,2

22,8

Коррупция

15,3

26,5

Преступность и  воровство

16,8

26,1

Нестабильность  политики

14,8

34,1

Нестабильность  правительства

13,0

29,7


Таблица 2 Что помогает и препятствует развитию бизнеса Беларуси, 2011г.

 

Фактор

Очень препятствует, оценки

«-5» и «-4»

Очень помогает, оценки «+5» и «+4»

Валютное регулирование

39,1

13,5

Уровень конкуренции  на рынке

24,1

17,4

Ставки на заемные  средства со стороны банков и других финансовых организаций

23,8

8,9

Система проверок и  штрафных санкций

19,9

9,0

Налоговое регулирование  и ставки налогов

17,5

11,6

Арендные ставки

15,8

9,3

Уровень коррупции

14,3

4,7

Условия деятельности по сравнению с госсектором

9,3

11,8

Экономическая политика других стран

7,4

4,2

Уровень защиты имущественных  прав и интересов частного бизнеса

6,9

21,4

Наличие поддержки  со стороны государства

5,9

22,6


Источник: Опрос «Развитие малых и средних  предприятий в Беларуси – 2011». Исследовательский  центр ИПМ, май 2011

 

Для сравнения в России самой большой проблемой, по опросу бизнеса, является коррупция (22,8%)[2]. В пятерку основных проблем входят также неэффективное государственное управление (13,3%), преступность и воровство (10,1%), налоговые ставки (9,1%) и доступ к финансам (7,6%).

Пять самых больших  препятствий для развития бизнеса в Казахстане, по мнению самого казахского бизнеса, это 1) коррупция (17,3% респондентов), 2) неадекватное образование рабочей силы (12,3%), 3) доступ к финансам (12,1%), 4) неэффективное государственное управление (10,8%) и 5) налоговое регулирование (8,9%).

Бизнес Польши указывает на похожие проблемы. Самым серьезным фактором, препятствующим развитию бизнеса, является налоговое регулирование (20,7%). Следом идет неэффективное государственное управление (13,6%), жесткое регулирование рынка труда (13,4%), налоговые ставки (13,0%) и неадекватное предложение инфраструктуры (10,4%).

Для сравнения в Швейцарии, самой конкурентоспособной стране мира, по оценке Всемирного экономического форума, самыми большими проблемами являются неадекватное образование рабочей силы – 18,3%, неэффективное государственное управление (14,6%) и жесткое регулирование рынка труда (14,6%).

 

В рамках Единого  экономического пространства нецелесообразно  осуществлять механический перенос  регуляторных норм или правовых институтов из России в Беларусь. Важно помнить, что коррупция в России и Казахстане является самой большой проблемой. Она является результатом неадекватных правовых норм, гипертрофированной роли государства, острого дефицита независимых  и качественных институтов и механизмов правоохранительной и судебной власти. В рамках Таможенного союза трех перед нами стоит серьезный вызов совместной выработки таких правовых решений и институциональных рамок для развития малого и среднего бизнеса, чтобы минимизировать негативное влияние коррупции, вывести из тени значительную часть экономической деятельности (по разным оценкам от 30 до 50% ВВП) и ликвидировать порочные практики дискриминации МСБ монополиями и олигополиями.

 

Беларусь  в свете международных индексов в 2012 году

Оценка качества экономических, правовых, административных институтов и механизмов страны осуществляется разными способами. Межстрановое сравнение разных абсолютных показателей, параметров, индикаторов и оценок осуществляется разными авторитетными организациями. Вкупе они формируют определенную картину каждого государства, разных параметров его делового климата и институтов устойчивого развития. Динамика страны в индексах и рейтингах позволяет оценить в международном контексте эффективность работы правительства по улучшению разных параметров делового климата и институтов устойчивого развития страны.

Белорусское правительство  осознает необходимость создания благоприятного делового климата, улучшения имиджа и инвестиционной привлекательности  нашей страны на международной арене.

Одним из основных международных индексов является Индекс легкости ведения бизнеса от Всемирного банка[3]. По модифицированной методологии оценки Беларусь поднялась с 91 места в Индексе 2011 года на 69-ое в Индексе-2012. По старой методологии наша страна в 2011 году занимала 68-ое место. В докладе Doing Business-2011 (DB-2011) Индекс легкости ведения бизнеса оценивался по 9 параметрам, которые были разбиты на 33 фактора. В Индекс DB-2012 Всемирный банк добавил еще один параметр – подключение к энергосистеме. В результате оценка делового климата осуществлялась по 36 факторам.

Из 183 стран мира лучший бизнес климат остался в Сингапуре, Гонконге и Новой Зеландии. Вслед  за ними идут США, Дания, Норвегия и  Британия. Показателен пример Южной  Кореи. В 2008 году Президентский Совет  создал Национальный совет по конкурентоспособности  и определил регуляторную реформу, как одну из четырех платформ для  улучшения конкурентоспособности  страны. Были упразднены 3500 административных процедур и 650 форм регулирования. Благодаря  последовательной работе в докладе DB-2012 Ю. Корея впервые вошла в  Топ-10 стран мира с лучшим деловым  климатом. В докладе DB-2006 эта страна занимала 27-ое место и имела валовой  национальный продукт (ВНП) на душу населения  был $13980. В DB-2012 она стала восьмой, а ВНП составил $19890. Для сравнения  Беларусь в 2005 году имела ВНП $2120, а  в 2010 году – $6030.

Информация о работе Развитие малого и среднего в Белоруссии