Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:11, творческая работа
Диалог бизнес сообщества и власти проходил формально и преимущественно по повестке дня правительства. Позитивные результаты деятельности рабочих групп часто корректировались министерствами и ведомствами. В результате МСБ не в полной мере получал реализацию своих предложений. Процесс выработки проектов решений остается сложным и запутанным. В условиях инфляционного и девальвационного кризиса правительство восстановило многие элементы ценового регулирования, что оказало негативное влияние на скорость адаптации бизнеса к новым условиям работы на рынке.
Для создания современных устойчивых институтов рыночной экономики необходимо высокое качество государственного управления. Оно является неотъемлемой частью благоприятного делового климата. Сравнительный анализ качества государственного управления в 213 стран проводит группа ученых во главе с Даниэлем Кауфманном из Брукингского института, Аартом Краайем и Массимо Маструцци из Института Всемирного банка[9]. Их методика оценки качества государственного управления считается одной из самых полноценных и качественных в данной сфере.
Более ста показателей объединены в шесть групп:
- участие граждан в управлении государством, подотчетность правительства (участие граждан в выборах, свобода слова и собраний);
- политическая стабильность
(вероятность
- эффективность правительства (качество гос услуг, независимость органов гос управления от политического давления, качество формулирования и реализации экономической и социальной политики);
- качество государственного
регулирования (качество
- верховенство закона (восприятие качества системы принуждения к исполнению контрактов, соблюдение прав собственности; услуги полиции, судов, вероятность совершения преступлений и применения насилия);
- контроль над коррупцией (восприятие «захвата» власти частными интересами).
Важнейший фактор государственного управления – «эффективность правительства». В 2010 году по данному фактору Беларусь получила чрезвычайно неблагоприятную оценку минус 1,13, или 12%. Это значит, что среди 213 стран мира мы оказались на 187-м месте. По сравнению с 1996 годом мы резко ухудшили качество гос управления по данному фактору, тогда у нас было -0,41, или 39,5%. По данному фактору Беларусь отстает не только от Украины (24,9%), но и от России (41,6%) и Казахстана (44,5%). Швеция же имеет +2,02, или 98,6%. Это значит, что каждый перераспределенный через шведский бюджет условный доллар приносит гораздо больше ценности для шведов и экономики в целом, чем в Беларуси.
По фактору «качество государственного регулирования» в 2010 году мы получили минус 1,17, или 9,6% и заняли 193-е место в мире. По качеству государственного регулирования Беларусь существенно отстает от России (38,3%), Украины (32,5%) и Казахстана (42,1%). Белорусским политикам и чиновникам очень далеко до стандартов качества госрегулирования стран ЕС. Например, Швеция имеет +1,72 балла, или 96,7%.
Таблица 9 Качество госуправления в Беларуси на фоне других стран и регионов мира, 2010 г.
Страна |
Процент стран, у которых данный показатель хуже, из 213 государств* |
Качество госуправления по данному показателю, от -2,5 (самое низкое качество) до+2,5 баллов |
Качество государственного управления. Участие граждан в управлении госудаством. Подотчетность правительства | ||
Беларусь |
7,1 |
-1,55 |
Россия |
20,9 |
-0,94 |
Казахстан |
13,7 |
-1,14 |
Украина |
44,1 |
-0,15 |
Швеция |
99,1 |
+1,58 |
Китай |
5,2 |
-1,65 |
ОЭСР |
91,2 |
+1,33 |
Восточная Европа и страны Балтии |
63,9 |
+0,52 |
Страны б. СССР |
20,7 |
-1,04 |
Качество государственного управления. Политическая стабильнось | ||
Беларусь |
41,0 |
-0,11 |
Россия |
18,4 |
-0,89 |
Казахстан |
61,8 |
+0,46 |
Украина |
42,0 |
-0,10 |
Швеция |
88,2 |
+1,08 |
Китай |
24,1 |
-0,77 |
ОЭСР |
78,0 |
+0,89 |
Восточная Европа и страны Балтии |
55,3 |
+0,23 |
Страны б. СССР |
34,3 |
-0,37 |
Качество государственного управления. Эффективность правительства | ||
Беларусь |
12,0 |
-1,13 |
Россия |
41,6 |
-0,39 |
Казахстан |
44,5 |
-0,28 |
Украина |
24,9 |
-0,77 |
Швеция |
98,6 |
+2,02 |
Китай |
59,8 |
+0,12 |
ОЭСР |
91,0 |
+1,57 |
Восточная Европа и страны Балтии |
62,3 |
+0,33 |
Страны б. СССР |
30,5 |
-0,65 |
Качество государственного управления. Качество государственного регулирования | ||
Беларусь |
9,6 |
-1,17 |
Россия |
38,3 |
-0,39 |
Казахстан |
42,1 |
-0,32 |
Украина |
32,5 |
-0,55 |
Швеция |
96,7 |
+1,72 |
Китай |
45,0 |
-0,23 |
ОЭСР |
90,4 |
+1,44 |
Восточная Европа и страны Балтии |
69,8 |
+0,61 |
Страны б. СССР |
33,7 |
-0,59 |
Качество государственного управления. Верховенство зкакона | ||
Беларусь |
14,7 |
-1,05 |
Россия |
26,1 |
-0,78 |
Казахстан |
31,8 |
-0,62 |
Украина |
25,1 |
-0,80 |
Швеция |
99,5 |
+1,95 |
Китай |
44,5 |
-0,35 |
ОЭСР |
90,4 |
+1,50 |
Восточная Европа и страны Балтии |
60,6 |
+0,27 |
Страны б. СССР |
23,2 |
-0,88 |
Качество государственного управления. Контроль над коррупцией | ||
Беларусь |
23,0 |
-0,82 |
Россия |
12,9 |
-1,07 |
Казахстан |
15,3 |
-1,00 |
Украина |
17,2 |
-0,97 |
Швеция |
99,0 |
+2,25 |
Китай |
32,5 |
0,14 |
ОЭСР |
89,8 |
+1,61 |
Восточная Европа и страны Балтии |
58,3 |
+0,08 |
Страны б. СССР |
18,2 |
-0,97 |
Комплексным показателем оценки качества государственных, рыночных и правовых институтов страны является Индекс глобальной конкурентоспособности[10]. Его ежегодно представляется Всемирный экономический форум (ВЭФ). Это самое глубокое сравнительное исследование производительности стран мира. Помимо абсолютных показателей (ВВП, инфляция, дефицит бюджета, госдолг и др.) Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) составлен на основе результатов опроса 14 тысяч лидеров бизнеса из 142 стран. Всего рейтинг интегрирует 110 показателей.
В первой десятке
самых конкурентоспособных
ИГК-2011/12 основан на 12 платформах конкурентоспособности: 1) качество институтов, 2) инфраструктура, 3) макроэкономическая стабильность, 4) здоровье и начальное образование, 5) высшее образование и профессиональная подготовка, 6) эффективность рынков товаров и услуг, 7) эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, 9) технологический уровень, 10) размер рынка, 11) опыт бизнеса и 12) инновационный потенциал.
Главным трендом в развитии конкурентоспособности последних лет является сокращение разницы в показателях между развитыми и развивающимися экономиками. Если страна решает поэкспериментировать с торговым протекционизмом, потреблением в долг и высокими налогами, она однозначно проигрывает на мировом рынке, уступая место тем странам, в которых полисимейкеры понимают и строго соблюдают ценность экономической свободы, частной собственности и открытой конкуренции.
Таблица 10 Страны по индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК)
Сравнение ИГК 2011-2012гг. и ИГК 2010-2011,
Страна |
Общий индекс глобальной конкурентоспособности ИГК* |
Подиндексы ИГК | ||||||||||||||
Место 2010/11, 2011/12 |
Показатель |
Базовые требования |
Усилители эффективности |
Факторы инновационности | ||||||||||||
Место |
Показатель |
Место |
Показатель |
Место |
Показатель | |||||||||||
11 |
12 |
11 |
12 |
11 |
12 |
11 |
12 |
11 |
12 |
11 |
12 |
11 |
12 |
11 |
12 | |
Швейцария |
1 |
1 |
5,63 |
5,74 |
1 |
3 |
6,05 |
6,18 |
4 |
2 |
5,41 |
5,53 |
2 |
1 |
5,71 |
5,79 |
Сингапур |
3 |
2 |
5,48 |
5,63 |
2 |
1 |
6,05 |
6,33 |
1 |
1 |
5,49 |
5,58 |
10 |
11 |
5,07 |
5,23 |
Швеция |
2 |
3 |
5,56 |
5,61 |
3 |
4 |
5,98 |
6,06 |
5 |
7 |
5,32 |
5,33 |
3 |
2 |
5,67 |
5,79 |
Финляндия |
7 |
4 |
5,37 |
5,47 |
4 |
5 |
5,97 |
6,02 |
14 |
10 |
5,09 |
5,19 |
6 |
4 |
5,43 |
5,56 |
США |
4 |
5 |
5,43 |
5,43 |
32 |
36 |
5,21 |
5,21 |
3 |
3 |
5,46 |
5,49 |
4 |
6 |
5,53 |
5,46 |
Германия |
5 |
6 |
5,39 |
5,41 |
6 |
11 |
5,89 |
5,83 |
13 |
13 |
5,11 |
5,18 |
5 |
5 |
5,51 |
5,53 |
Голландия |
8 |
7 |
5,33 |
5,41 |
9 |
7 |
5,82 |
5,88 |
8 |
8 |
5,24 |
5,29 |
8 |
9 |
5,16 |
5,30 |
Дания |
9 |
8 |
5,32 |
5,40 |
7 |
8 |
5,86 |
5,86 |
9 |
9 |
5,20 |
5,27 |
9 |
8 |
5,15 |
5,31 |
Япония |
6 |
9 |
5,37 |
5,40 |
26 |
28 |
5,35 |
5,40 |
11 |
11 |
5,17 |
5,19 |
1 |
3 |
5,72 |
5,75 |
Британия |
12 |
10 |
5,25 |
5,39 |
18 |
21 |
5,58 |
5,60 |
7 |
5 |
5,28 |
5,43 |
12 |
12 |
4,98 |
5,17 |
Китай |
27 |
26 |
4,84 |
4,90 |
30 |
30 |
5,27 |
5,33 |
29 |
26 |
4,63 |
4,70 |
31 |
31 |
4,13 |
4,15 |
Эстония |
33 |
33 |
4,61 |
4,62 |
25 |
27 |
5,38 |
5,41 |
34 |
36 |
4,52 |
4,52 |
45 |
37 |
3,90 |
3,98 |
Чехия |
36 |
38 |
4,57 |
4,52 |
44 |
45 |
4,91 |
4,90 |
28 |
29 |
4,66 |
4,63 |
30 |
32 |
4,19 |
4,09 |
Польша |
39 |
41 |
4,51 |
4,46 |
56 |
56 |
4,69 |
4,70 |
30 |
30 |
4,62 |
4,61 |
50 |
57 |
3,76 |
3,64 |
Литва |
47 |
44 |
4,38 |
4,41 |
52 |
49 |
4,77 |
4,82 |
49 |
48 |
4,28 |
4,31 |
48 |
50 |
3,79 |
3,78 |
Латвия |
70 |
64 |
4,14 |
4,24 |
61 |
66 |
4,60 |
4,60 |
63 |
54 |
4,08 |
4,20 |
77 |
64 |
3,37 |
3,53 |
Россия |
63 |
66 |
4,24 |
4,21 |
65 |
63 |
4,52 |
4,61 |
53 |
55 |
4,19 |
4,19 |
80 |
97 |
3,36 |
3,24 |
Словакия |
60 |
69 |
4,25 |
4,19 |
53 |
60 |
4,77 |
4,66 |
37 |
54 |
4,43 |
4,20 |
63 |
64 |
3,54 |
3,53 |
Казахстан |
72 |
72 |
4,12 |
4,18 |
69 |
62 |
4,48 |
4,64 |
71 |
76 |
4,00 |
4,00 |
102 |
114 |
3,14 |
3,04 |
Украина |
89 |
82 |
3,90 |
4,00 |
102 |
98 |
3,92 |
4,18 |
72 |
74 |
3,98 |
4,00 |
88 |
93 |
3,30 |
3,29 |
Грузия |
93 |
88 |
3,86 |
3,95 |
95 |
86 |
4,13 |
4,32 |
94 |
89 |
3,71 |
3,74 |
121 |
117 |
2,90 |
3,01 |
Беларусь** |
87 |
93 |
3,95 |
3,89 |
93 |
95 |
4,15 |
4,19 |
83 |
91 |
3,87 |
3,72 |
78 |
96 |
3,36 |
3,24 |
Греция |
83 |
90 |
3,99 |
3,92 |
67 |
80 |
4,49 |
4,36 |
59 |
65 |
4,12 |
4,06 |
73 |
81 |
3,41 |
3,39 |