Развитие малого и среднего в Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:11, творческая работа

Краткое описание

Диалог бизнес сообщества и власти проходил формально и преимущественно по повестке дня правительства. Позитивные результаты деятельности рабочих групп часто корректировались министерствами и ведомствами. В результате МСБ не в полной мере получал реализацию своих предложений. Процесс выработки проектов решений остается сложным и запутанным. В условиях инфляционного и девальвационного кризиса правительство восстановило многие элементы ценового регулирования, что оказало негативное влияние на скорость адаптации бизнеса к новым условиям работы на рынке.

Файлы: 1 файл

малый и средний бизнес Белорусии.docx

— 82.93 Кб (Скачать)

 

 Для создания современных устойчивых институтов рыночной экономики необходимо высокое качество государственного управления. Оно является неотъемлемой частью благоприятного делового климата. Сравнительный анализ качества государственного управления в 213 стран проводит группа ученых во главе с Даниэлем Кауфманном из Брукингского института, Аартом Краайем и Массимо Маструцци из Института Всемирного банка[9]. Их методика оценки качества государственного управления считается одной из самых полноценных и качественных в данной сфере.

Более ста показателей  объединены в шесть групп:

- участие граждан  в управлении государством, подотчетность правительства (участие граждан в выборах, свобода слова и собраний);

- политическая стабильность (вероятность неконституционного  захвата власти, проявления насилия,  терроризма);

- эффективность  правительства (качество гос услуг, независимость органов гос управления от политического давления, качество формулирования и реализации экономической и социальной политики);

- качество государственного  регулирования (качество законодательных  актов по развитию частного  сектора, уважение гражданами  и государством институтов социально-экономического  управления);

- верховенство закона (восприятие качества системы принуждения к исполнению контрактов, соблюдение прав собственности; услуги полиции, судов, вероятность совершения преступлений и применения насилия);

- контроль над  коррупцией (восприятие «захвата»  власти частными интересами).

 

Важнейший фактор государственного управления –  «эффективность правительства». В 2010 году по данному фактору Беларусь получила чрезвычайно неблагоприятную оценку минус 1,13, или 12%. Это значит, что среди 213 стран мира мы оказались на 187-м месте. По сравнению с 1996 годом мы резко ухудшили качество гос управления по данному фактору, тогда у нас было -0,41, или 39,5%. По данному фактору Беларусь отстает не только от Украины (24,9%), но и от России (41,6%) и Казахстана (44,5%). Швеция же имеет +2,02, или 98,6%. Это значит, что каждый перераспределенный через шведский бюджет условный доллар приносит гораздо больше ценности для шведов и экономики в целом, чем в Беларуси.

По фактору «качество  государственного регулирования» в 2010 году мы получили минус 1,17, или 9,6% и  заняли 193-е место в мире. По качеству государственного регулирования Беларусь существенно отстает от России (38,3%), Украины (32,5%) и Казахстана (42,1%). Белорусским  политикам и чиновникам очень  далеко до стандартов качества госрегулирования стран ЕС. Например, Швеция имеет +1,72 балла, или 96,7%. 

 

 

 

Таблица 9 Качество госуправления в Беларуси на фоне других стран и регионов мира, 2010 г.

Страна

Процент стран, у  которых данный показатель хуже, из 213 государств*

Качество госуправления по данному показателю, от -2,5 (самое низкое качество) до+2,5 баллов

Качество  государственного управления. Участие  граждан в управлении госудаством. Подотчетность правительства

Беларусь

7,1

-1,55

Россия

20,9

-0,94

Казахстан

13,7

-1,14

Украина

44,1

-0,15

Швеция

99,1

+1,58

Китай

5,2

-1,65

ОЭСР

91,2

+1,33

Восточная Европа и  страны Балтии

63,9

+0,52

Страны б. СССР

20,7

-1,04

Качество  государственного управления. Политическая стабильнось

Беларусь

41,0

-0,11

Россия

18,4

-0,89

Казахстан

61,8

+0,46

Украина

42,0

-0,10

Швеция

88,2

+1,08

Китай

24,1

-0,77

ОЭСР

78,0

+0,89

Восточная Европа и  страны Балтии

55,3

+0,23

Страны б. СССР

34,3

-0,37

Качество  государственного управления. Эффективность правительства

Беларусь

12,0

-1,13

Россия

41,6

-0,39

Казахстан

44,5

-0,28

Украина

24,9

-0,77

Швеция

98,6

+2,02

Китай

59,8

+0,12

ОЭСР

91,0

+1,57

Восточная Европа и  страны Балтии

62,3

+0,33

Страны б. СССР

30,5

-0,65

Качество  государственного управления. Качество государственного регулирования

Беларусь

9,6

-1,17

Россия

38,3

-0,39

Казахстан

42,1

-0,32

Украина

32,5

-0,55

Швеция

96,7

+1,72

Китай

45,0

-0,23

ОЭСР

90,4

+1,44

Восточная Европа и  страны Балтии

69,8

+0,61

Страны б. СССР

33,7

-0,59

Качество  государственного управления. Верховенство зкакона

Беларусь

14,7

-1,05

Россия

26,1

-0,78

Казахстан

31,8

-0,62

Украина

25,1

-0,80

Швеция

99,5

+1,95

Китай

44,5

-0,35

ОЭСР

90,4

+1,50

Восточная Европа и  страны Балтии

60,6

+0,27

Страны б. СССР

23,2

-0,88

Качество  государственного управления. Контроль над коррупцией

Беларусь

23,0

-0,82

Россия

12,9

-1,07

Казахстан

15,3

-1,00

Украина

17,2

-0,97

Швеция

99,0

+2,25

Китай

32,5

0,14

ОЭСР

89,8

+1,61

Восточная Европа и  страны Балтии

58,3

+0,08

Страны б. СССР

18,2

-0,97


 

 

Комплексным показателем  оценки качества государственных, рыночных и правовых институтов страны является Индекс глобальной конкурентоспособности[10]. Его ежегодно представляется Всемирный экономический форум (ВЭФ). Это самое глубокое сравнительное исследование производительности стран мира. Помимо абсолютных показателей (ВВП, инфляция, дефицит бюджета, госдолг и др.) Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) составлен на основе результатов опроса 14 тысяч лидеров бизнеса из 142 стран. Всего рейтинг интегрирует 110 показателей.

В первой десятке  самых конкурентоспособных стран  мира семь представляют Европы. На топе находится Швейцария. По шкале от 1 до 7 (самая конкурентоспособная  страна) она получила 5,74 баллов. Она  опередила следующих за ней Сингапур, Швецию, Финляндию и США. По оценке НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Беларусь могла бы претендовать на 93-е место. Особенно проблематичным для страны является качество институтов, госуправления и налоговой системы. Большие проблемы у нас с макроэкономическими показателями.

ИГК-2011/12 основан  на 12 платформах конкурентоспособности: 1) качество институтов, 2) инфраструктура, 3) макроэкономическая стабильность, 4) здоровье и начальное образование, 5) высшее образование и профессиональная подготовка, 6) эффективность рынков товаров и услуг, 7) эффективность  рынка труда,  развитость финансового рынка, 9) технологический уровень, 10) размер рынка, 11) опыт бизнеса и 12) инновационный потенциал.

Главным трендом  в развитии конкурентоспособности  последних лет является сокращение разницы в показателях между  развитыми и развивающимися экономиками. Если страна решает поэкспериментировать с торговым протекционизмом, потреблением в долг и высокими налогами, она  однозначно проигрывает на мировом  рынке, уступая место тем странам, в которых полисимейкеры понимают и строго соблюдают ценность экономической свободы, частной собственности и открытой конкуренции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10 Страны по индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК)

Сравнение ИГК 2011-2012гг. и ИГК 2010-2011,

Страна

Общий индекс глобальной конкурентоспособности ИГК*

Подиндексы ИГК

Место

2010/11, 2011/12

Показатель

Базовые требования  

Усилители эффективности  

Факторы инновационности  

Место

Показатель

Место

Показатель

Место

Показатель

11

12

11

12

11

12

11

12

11

12

11

12

11

12

11

12

Швейцария

1

1

5,63

5,74

1

3

6,05

6,18

4

2

5,41

5,53

2

1

5,71

5,79

Сингапур

3

2

5,48

5,63

2

1

6,05

6,33

1

1

5,49

5,58

10

11

5,07

5,23

Швеция

2

3

5,56

5,61

3

4

5,98

6,06

5

7

5,32

5,33

3

2

5,67

5,79

Финляндия

7

4

5,37

5,47

4

5

5,97

6,02

14

10

5,09

5,19

6

4

5,43

5,56

США

4

5

5,43

5,43

32

36

5,21

5,21

3

3

5,46

5,49

4

6

5,53

5,46

Германия

5

6

5,39

5,41

6

11

5,89

5,83

13

13

5,11

5,18

5

5

5,51

5,53

Голландия

8

7

5,33

5,41

9

7

5,82

5,88

8

8

5,24

5,29

8

9

5,16

5,30

Дания

9

8

5,32

5,40

7

8

5,86

5,86

9

9

5,20

5,27

9

8

5,15

5,31

Япония

6

9

5,37

5,40

26

28

5,35

5,40

11

11

5,17

5,19

1

3

5,72

5,75

Британия

12

10

5,25

5,39

18

21

5,58

5,60

7

5

5,28

5,43

12

12

4,98

5,17

Китай

27

26

4,84

4,90

30

30

5,27

5,33

29

26

4,63

4,70

31

31

4,13

4,15

Эстония

33

33

4,61

4,62

25

27

5,38

5,41

34

36

4,52

4,52

45

37

3,90

3,98

Чехия

36

38

4,57

4,52

44

45

4,91

4,90

28

29

4,66

4,63

30

32

4,19

4,09

Польша

39

41

4,51

4,46

56

56

4,69

4,70

30

30

4,62

4,61

50

57

3,76

3,64

Литва

47

44

4,38

4,41

52

49

4,77

4,82

49

48

4,28

4,31

48

50

3,79

3,78

Латвия

70

64

4,14

4,24

61

66

4,60

4,60

63

54

4,08

4,20

77

64

3,37

3,53

Россия

63

66

4,24

4,21

65

63

4,52

4,61

53

55

4,19

4,19

80

97

3,36

3,24

Словакия

60

69

4,25

4,19

53

60

4,77

4,66

37

54

4,43

4,20

63

64

3,54

3,53

Казахстан

72

72

4,12

4,18

69

62

4,48

4,64

71

76

4,00

4,00

102

114

3,14

3,04

Украина

89

82

3,90

4,00

102

98

3,92

4,18

72

74

3,98

4,00

88

93

3,30

3,29

Грузия

93

88

3,86

3,95

95

86

4,13

4,32

94

89

3,71

3,74

121

117

2,90

3,01

Беларусь**

87

93

3,95

3,89

93

95

4,15

4,19

83

91

3,87

3,72

78

96

3,36

3,24

Греция

83

90

3,99

3,92

67

80

4,49

4,36

59

65

4,12

4,06

73

81

3,41

3,39



Информация о работе Развитие малого и среднего в Белоруссии