Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:11, творческая работа
Диалог бизнес сообщества и власти проходил формально и преимущественно по повестке дня правительства. Позитивные результаты деятельности рабочих групп часто корректировались министерствами и ведомствами. В результате МСБ не в полной мере получал реализацию своих предложений. Процесс выработки проектов решений остается сложным и запутанным. В условиях инфляционного и девальвационного кризиса правительство восстановило многие элементы ценового регулирования, что оказало негативное влияние на скорость адаптации бизнеса к новым условиям работы на рынке.
В Докладе-2012 Всемирный банк отметил целый ряд действий по улучшению делового климата в нашей стране: упрощение процедуры передачи собственности, отмена нескольких налогов, включая оборотные налоги и налог с продаж, упрощение процедуры уплаты подоходно налога и НДС, сокращение числа платежей по налогам и введение электронной формы уплаты налогов. К тому же Беларуси «усилила права инвесторов, введя требования большей прозрачности корпоративной информации для совета директоров и населения».
Сильные стороны
делового климата Беларуси – это
процедура регистрации
Таблица 3 Беларусь по Индексу легкости ведения бизнеса, 2006 – 2012гг.
Фактор |
Место в DB-2012 |
Место в DB-2011 |
Место в DB-2010 |
Место в DB-2009 |
Место в DB-2008 |
Место в DB-2007 |
Место в DB-2006 |
Место в рейтинге |
69 |
68 |
58 |
85 |
110 |
129 |
106 |
Открытие бизнеса |
9 |
7 |
8 |
97 |
119 |
148 |
153 |
Получение разрешения на строительство |
44 |
44 |
54 |
65 |
94 |
84 |
88 |
Регистрация собственности |
4 |
6 |
9 |
14 |
94 |
96 |
91 |
Получение кредита |
98 |
89 |
109 |
109 |
115 |
117 |
76 |
Защита инвесторов |
79 |
109 |
108 |
104 |
98 |
142 |
141 |
Уплата налогов |
156 |
183 |
183 |
181 |
178 |
175 |
175 |
Торговля через границы |
152 |
128 |
129 |
134 |
137 |
113 |
106 |
Принуждение к исполнению контрактов |
14 |
12 |
12 |
14 |
16 |
36 |
36 |
Закрытие бизнеса/решение проблемы неплатежеспособности |
82 |
93 |
75 |
71 |
69 |
91 |
97 |
Подключение к энергосистеме |
175 |
||||||
Наем сотрудников |
49 |
43 |
31 |
36 |
Источник: Доклады “Doing business” 2006-2012гг. www.doingbusiness.org
Важным показателем для
Таблица 4 Места стран по Индексу экономической свободы 2004 – 2012 гг.
Страна |
2012 |
2011 |
2010 |
2009 |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
2004 |
Эстония |
16 |
14 |
16 |
13 |
12 |
11 |
14 |
14 |
10 |
Литва |
23 |
24 |
29 |
30 |
26 |
21 |
21 |
23 |
18 |
Чехия |
30 |
28 |
34 |
37 |
37 |
39 |
40 |
47 |
35 |
Латвия |
56 |
56 |
50 |
45 |
38 |
38 |
37 |
39 |
33 |
Польша |
64 |
68 |
71 |
82 |
83 |
90 |
84 |
77 |
80 |
Казахстан |
65 |
78 |
82 |
83 |
76 |
83 |
76 |
117 |
135 |
Молдова |
124 |
120 |
125 |
120 |
89 |
82 |
87 |
84 |
94 |
Россия |
144 |
143 |
143 |
146 |
134 |
131 |
128 |
131 |
122 |
Беларусь |
153 |
155 |
150 |
167 |
150 |
148 |
145 |
145 |
146 |
Украина |
163 |
164 |
162 |
152 |
133 |
135 |
110 |
101 |
114 |
Источник: www.heritage.org Инд
Таблица 5 Динамика компонентов экономической свободы 2000 – 2012
Показатель |
Беларусь |
Россия |
Польша |
Украина | ||||||||||||
2000 |
05 |
10 |
11 |
2000 |
05 |
10 |
11 |
2000 |
05 |
10 |
11 |
2000 |
05 |
10 |
11 | |
Свобода для бизнеса |
55 |
40 |
72,1 |
70,6 |
55 |
55 |
52,2 |
50,7 |
70 |
70 |
62,2 |
61,4 |
55 |
55 |
38,7 |
47,1 |
Свобода торговли |
57,6 |
69 |
80,3 |
80,3 |
52,4 |
63,2 |
68,4 |
68,2 |
74,8 |
79,2 |
87,5 |
87,6 |
70 |
76,2 |
82,6 |
85,2 |
Фискальная свобода |
58,3 |
76,2 |
85,2 |
83,6 |
74,6 |
91,5 |
82,3 |
82,7 |
58,1 |
68,3 |
74,9 |
74,0 |
62,3 |
83 |
77,9 |
77,3 |
Свобода от государства (размер государства) |
39,3 |
35,4 |
32,0 |
26,2 |
73 |
58,9 |
66,5 |
65,1 |
33,7 |
30,3 |
46,8 |
43,8 |
41,9 |
78,6 |
41,1 |
32,9 |
Монетарная свобода |
32,5 |
42,7 |
62,6 |
62,2 |
57,5 |
65,6 |
62,6 |
63,1 |
66,9 |
82,3 |
78,1 |
78,1 |
63 |
76,2 |
61,2 |
63,2 |
Свобода инвестиций |
30 |
30 |
20 |
20 |
50 |
30 |
25 |
25 |
70 |
50 |
60 |
65 |
50 |
30 |
20 |
20 |
Финансовая свобода |
30 |
30 |
10 |
10 |
30 |
30 |
40 |
40 |
50 |
70 |
60 |
60 |
30 |
50 |
30 |
30 |
Права собственности |
30 |
30 |
20 |
20 |
50 |
30 |
25 |
25 |
70 |
50 |
55 |
60 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Свобода от коррупции |
39 |
42 |
20 |
24 |
24 |
27 |
21 |
22 |
46 |
36 |
46 |
50 |
28 |
23 |
25 |
22 |
Свобода на рынке труда |
- |
67,8 |
84,8 |
82,3 |
- |
64,5 |
59,6 |
62,9 |
- |
52,1 |
61,5 |
61,2 |
- |
58,6 |
57,7 |
50 |
Источник: Индекс экономической свободы 2012, www.heritage.org
Очередным важным показателем,
характеризирующим деловой
В мировых лидерах по надежности системы защиты прав собственности значатся Сингапур, Швейцария, Норвегия, Новая Зеландия и Дания. Одновременно эти страны входят в топ-30 мира по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. В 2010 году Сингапур был шестым с показателем $57,2 тысячи. Швейцария оказалась на 16-ом ($42,9тыс.), Дания на 28-м ($36,7тыс.), а Норвегия на 5-ое место ($59,1 тыс.). Новая Зеландия за последние 20 лет удвоила ВВП на душу населения ($28тыс.) и поднялась на 51-ое место.
В Северной Америке и Западной Европе права собственности защищены надежнее всего. У них Индекс прав собственности составляет 7,8 и 7,5 баллов соответственно. Жители североамериканского континента имеют лучшую в мире защиты интеллектуальных прав собственности (8,3 баллов). Больше всего проблем с этим фундаментальным институтом развития и благополучия – в Африке (4,8 баллов), Латинской Америке (5,0) и странах Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии (5,1). Заметим, что по качеству защиты интеллектуальных прав собственности страны нашего региона сравнялись с Африкой.
Беларусь находится лишь в начале пути создания современных институтов защиты прав собственности.
«С каждым годом взаимосвязь между экономическим благополучием и правами собственности становится все четче. Доклад 2011 года еще раз делает акцент на этой взаимосвязи. Экономически самые сильные страны имеют самую надежную систему защиты прав собственности[7]».
Таблица 7 Международный индекс прав собственности (МИПС), 2009 – 2011гг.*
Место по ИЗПС |
Страна |
Международный Индекс прав собственности МИПС |
Качество правового и политического поля |
Защита прав физической собственности |
Защита прав интеллектуальной собственности | ||||||||||
‘09 |
‘10 |
‘11 |
‘09 |
‘10 |
‘11 |
‘09 |
‘10 |
‘11 |
‘09 |
‘10 |
‘11 |
‘09 |
‘10 |
‘11 | |
4 |
2 |
1 |
Швеция |
8,3 |
8,5 |
8,5 |
8,6 |
8,7 |
8,8 |
8,5 |
8,5 |
8,2 |
7,8 |
8,3 |
8,5 |
1 |
1 |
1 |
Финляндия |
8,7 |
8,6 |
8,5 |
8,9 |
8,9 |
8,8 |
8,5 |
8,6 |
8,3 |
8,6 |
8,5 |
8,5 |
10 |
8 |
3 |
Сингапур |
8,1 |
8,2 |
8,3 |
8,2 |
8,5 |
8,3 |
8,2 |
8,3 |
8,3 |
7,8 |
7,9 |
8,3 |
8 |
5 |
4 |
Швейцария |
8,2 |
8,3 |
8,2 |
8,8 |
8,7 |
8,5 |
8,0 |
7,9 |
7,8 |
8,0 |
8,3 |
8,3 |
4 |
5 |
4 |
Норвегия |
8,3 |
8,3 |
8,2 |
8,5 |
8,5 |
8,5 |
8,7 |
8,6 |
8,3 |
7,7 |
7,9 |
7,8 |
4 |
5 |
4 |
Н. Зеландия |
8,3 |
8,3 |
8,2 |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
8,3 |
8,2 |
7,7 |
7,9 |
7,9 |
8,0 |
20 |
11 |
4 |
Люксембург |
7,2 |
8,1 |
8,2 |
8,4 |
8,5 |
8,5 |
5,1 |
7,8 |
7,9 |
7,9 |
8,0 |
8,3 |
2 |
2 |
8 |
Дания |
8,5 |
8,5 |
8,1 |
8,6 |
8,7 |
8,7 |
8,3 |
8,3 |
7,3 |
8,6 |
8,5 |
8,3 |
2 |
4 |
9 |
Голландия |
8,5 |
8,4 |
8,0 |
8,4 |
8,5 |
8,4 |
8,6 |
8,5 |
7,5 |
8,6 |
8,2 |
8,2 |
14 |
12 |
9 |
Канада |
7,9 |
8,0 |
8,0 |
8,3 |
8,4 |
8,4 |
7,5 |
7,8 |
7,5 |
8,0 |
7,9 |
8,1 |
8 |
8 |
9 |
Австралия |
8,2 |
8,2 |
8,0 |
8,3 |
8,5 |
8,3 |
8,1 |
8,1 |
7,7 |
8,2 |
8,0 |
7,9 |
4 |
12 |
13 |
Германия |
8,3 |
8,0 |
7,8 |
8,3 |
8,3 |
8,1 |
7,9 |
7,5 |
7,1 |
8,7 |
8,2 |
8,1 |
15 |
15 |
18 |
США |
7,8 |
7,9 |
7,5 |
7,1 |
7,5 |
7,1 |
7,8 |
7,8 |
7,1 |
8,6 |
8,5 |
8,4 |
27 |
29 |
28 |
Эстония |
6,6 |
6,7 |
6,7 |
6,8 |
6,8 |
7,1 |
7,4 |
7,5 |
7,1 |
5,5 |
5,6 |
5,8 |
53 |
53 |
43 |
Польша |
5,3 |
5,5 |
6,2 |
5,3 |
5,7 |
6,4 |
4,8 |
4,8 |
5,6 |
5,8 |
6,1 |
6,6 |
40 |
38 |
47 |
Литва |
5,9 |
6,2 |
6,0 |
5,5 |
5,7 |
5,8 |
6,9 |
6,9 |
6,3 |
5,2 |
5,9 |
5,9 |
51 |
55 |
60 |
Латвия |
5,4 |
5,4 |
5,5 |
5,7 |
5,6 |
5,9 |
6,2 |
6,3 |
5,8 |
4,2 |
4,4 |
4,8 |
68 |
64 |
60 |
Китай |
4,7 |
5,1 |
5,5 |
4,0 |
4,4 |
4,5 |
5,6 |
6,1 |
6,8 |
4,4 |
4,8 |
5,2 |
68 |
64 |
64 |
Бразилия |
4,7 |
5,1 |
5,3 |
4,2 |
4,7 |
5,0 |
5,0 |
5,4 |
5,5 |
4,8 |
5,2 |
5,5 |
87 |
88 |
93 |
Россия |
4,1 |
4,3 |
4,6 |
3,1 |
3,3 |
3,5 |
4,8 |
5,0 |
5,2 |
4,3 |
4,6 |
5,0 |
87 |
88 |
100 |
Казахстан |
4,1 |
4,3 |
4,4 |
3,8 |
4,0 |
4,4 |
5,6 |
5,8 |
5,6 |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
82 |
97 |
117 |
Украина |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
3,7 |
3,7 |
3,5 |
4,6 |
4,8 |
4,4 |
4,3 |
3,9 |
4,2 |
107 |
105 |
117 |
Беларусь** |
3,4 |
3,8 |
4,0 |
2,7 |
2,8 |
3,1 |
4,5 |
4,7 |
4,2 |
2,2 |
2,6 |
3,2 |
Очередным важным показателем качества системного устойчивого развития является Индекс процветания Легатум[8]. Его ежегодно представляет один из ведущих мировых интеллектуальных центров по изучения процветания и процессов создания богатства. Оценка процветания страны включает оценку таких параметров, как экономика, предпринимательство и возможности, качество государственного управления, образование, здравоохранение, безопасность, личная свобода и социальный капитал.
В 2011 году по Индексу процветания Беларусь оказалась на 50-м месте[8]. Для сравнения Россия заняла 58-ое место, Украина – 74-ое, Литва – 44-ое, Польша – 28-ое. У нашей страны есть все шансы войти в Топ-30 самых процветающих стран мира. В Беларуси заложена прочная база для увеличения уровня благополучия и удовлетворения жизнью. По качеству системы образования Беларусь занимает 22-е место из 100 стран, здравоохранения – 35 место, по социальному капиталу – 21-е место в мире. Это говорит о том, что человеческий, социальный капитал для динамичного роста уровня благополучия в Беларуси есть. Для этого в стране необходимо существенно улучшить положение по трем параметрам: 1) экономика (инфляция, доверие к финансовым институтам, доступ к капиталу, технологичность и инновационность, макроэкономическая стабильность в целом. По этому показателю Беларусь в 2011г оду оказалась на 75-м месте), 2) государственное управление (Беларусь на 100-м месте. Здесь оценивается политическая стабильность, эффективность государственного управления, разделение властей, прозрачность системы госуправления и т.д.) и 3) личная свобода (Беларусь на 76-м месте). Необходимо также значительно улучшить качество делового климата и возможности для проявления предпринимательской инициативы. Поскольку Индекс благополучия интегрирует экономические и социальные факторы вместе с субъективной оценкой удовлетворения жизнью, он важен для оценки общей динамики социально-экономических и институциональных реформ.
Таблица 8 Индекс процветания Легатум 2010 – 2011гг.
Место 2010 |
Место 2011 |
Страна |
Экономика |
Предпринимательство и возможностиии |
Управление |
Образование |
Здравоохранение |
Безопасность |
Личная свобода |
Социальный капитал | ||||||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |||
1 |
1 |
Норвегия |
1 |
3 |
6 |
8 |
12 |
12 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2. |
2 |
Дания |
4 |
14 |
1 |
1 |
2 |
3 |
5 |
5 |
17 |
16 |
6 |
8 |
6 |
5 |
2 |
2 |
4 |
3 |
Австралия |
8 |
7 |
13 |
7 |
8 |
6 |
2 |
1 |
15 |
14 |
13 |
14 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5. |
4. |
Н.Зеландия |
17 |
24 |
14 |
13 |
4 |
2 |
1 |
2 |
19 |
22 |
7 |
9 |
3 |
2 |
3 |
3 |
6. |
5. |
Швеция |
7 |
6 |
2 |
2 |
6 |
4 |
10 |
11 |
9 |
12 |
8 |
5 |
5 |
8 |
11 |
7 |
7. |
6. |
Канада |
5 |
5 |
10 |
9 |
5 |
5 |
12 |
10 |
11 |
15 |
16 |
7 |
1 |
1 |
8 |
8 |
3. |
7. |
Финляндия |
9 |
15 |
4 |
3 |
7 |
7 |
3 |
3 |
10 |
13 |
3 |
4 |
12 |
16 |
7 |
6 |
8. |
8. |
Швейцария |
2 |
2 |
11 |
10 |
1 |
1 |
23 |
29 |
3 |
2 |
12 |
12 |
19 |
17 |
6 |
13 |
9. |
9. |
Голландия |
3 |
9 |
12 |
12 |
10 |
10 |
13 |
14 |
13 |
9 |
18 |
17 |
13 |
7 |
5 |
5 |
10. |
10. |
США |
14 |
18 |
3 |
5 |
3 |
9 |
9 |
13 |
1 |
1 |
25 |
26 |
9 |
12 |
12 |
9 |
15. |
15. |
Германия |
13 |
8 |
15 |
16 |
15 |
17 |
25 |
27 |
6 |
6 |
20 |
20 |
14 |
15 |
16 |
15 |
17. |
16. |
Сингапур |
6 |
18 |
11 |
30 |
24 |
5 |
36 |
54 |
||||||||
27. |
24 |
Ю.Корея |
15 |
22 |
18 |
19 |
31 |
29 |
8 |
6 |
30 |
21 |
33 |
32 |
64 |
50 |
59 |
52 |
24. |
26. |
Чехия |
26 |
30 |
29 |
27 |
30 |
30 |
27 |
30 |
21 |
24 |
28 |
21 |
30 |
40 |
32 |
35 |
29. |
28. |
Польша |
37 |
45 |
38 |
35 |
35 |
36 |
26 |
24 |
32 |
30 |
21 |
25 |
32 |
36 |
25 |
22 |
32. |
31. |
Чили |
39 |
25 |
33 |
34 |
21 |
21 |
52 |
56 |
46 |
41 |
37 |
36 |
26 |
28 |
64 |
62 |
35. |
33. |
Эстония |
59 |
41 |
23 |
26 |
23 |
22 |
36 |
35 |
39 |
38 |
36 |
34 |
68 |
70 |
43 |
46 |
42. |
44 |
Литва |
76 |
95 |
39 |
39 |
45 |
42 |
35 |
31 |
38 |
40 |
35 |
35 |
70 |
71 |
49 |
66 |
47. |
51. |
Латвия |
81 |
90 |
32 |
33 |
47 |
40 |
33 |
32 |
42 |
43 |
45 |
43 |
67 |
81 |
92 |
96 |
50. |
46. |
Казахстан |
51 |
56 |
72 |
60 |
87 |
80 |
46 |
42 |
56 |
53 |
47 |
49 |
53 |
64 |
33 |
27 |
54. |
50. |
Беларусь |
74 |
75 |
67 |
64 |
104 |
100 |
23 |
22 |
37 |
35 |
60 |
48 |
76 |
76 |
23 |
21 |
58. |
52. |
Китай |
24 |
10 |
60 |
59 |
64 |
63 |
59 |
54 |
66 |
67 |
92 |
86 |
102 |
91 |
27 |
26 |
63. |
59. |
Россия |
64 |
72 |
56 |
50 |
101 |
96 |
38 |
34 |
47 |
42 |
82 |
82 |
88 |
87 |
53 |
48 |
69. |
74. |
Украина |
96 |
105 |
73 |
62 |
98 |
99 |
40 |
44 |
48 |
59 |
58 |
56 |
71 |
98 |
73 |
37 |
110 |
109 |
Зимбабве |
110 |
110 |
110 |
109 |
110 |
110 |
101 |
99 |
107 |
105 |
110 |
107 |
104 |
97 |
88 |
78 |