Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа
В условиях становления и развития рыночных экономических отношений в современной России особая роль отводится малому предпринимательству.
Объясняется это рядом экономических, социальных и политических факторов, которые в конечном итоге и обусловливают возникновение и развитие малого предпринимательства как экономического феномена.
Учитывая сложность экономической и политической ситуации, малое предпринимательство является одним из основных рычагов формирования рыночной экономики.
Введение………………………………………………………………..
3
Глава I. Малый и средний бизнес: понятие, признаки, эволюция, зарубежный опыт ………………………………………
6
Понятие, признаки и функции малого и среднего предпринимательства……………………………………
6
Малое предпринимательство и современное государство на примере зарубежных стран …………….
9
Глава II Малое и среднее предпринимательство в современной России …………………………………………………………………..
14
2.1. Малый и средний бизнес в современной России ……………………………………………………………
14
2.2. Имущественная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России …..…………………………….….
22
Глава III. Малый и средний бизнес в России: развитие в регионах, перспективы ...…………………………………………….
31
3.1 Барьеры на пути развития малого предпринимательства в российских регионах…………...………………………………….……
31
3.2. Возможные сценарии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………….
34
Заключение……………………….…………………………...………...
38
Список литературы………………..……………………………………
42
Приложение……………….……………………………………………
44
Министерство образования и науки РФ
Федеральное бюджетное
государственное
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. Лобачевского
Факультет управления и предпринимательства
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Малый и средний бизнес в России»
Выполнила студентка
1-го курса дневного отделения
Группы 1217-12д
Фомина Наталья Игоревна
Проверила:
Глушич Наталья Григорьевна
Нижний Новгород,
2013
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Малый и средний бизнес: понятие, признаки, эволюция, зарубежный опыт ……………………………………… |
6 |
|
6 |
|
9 |
Глава II Малое и среднее предпринимательство в современной России ………………………………………………………………….. |
14 |
2.1. Малый и средний бизнес в современной России …………………………………………………………… |
14 |
2.2. Имущественная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России …..…………………………….…. |
22 |
Глава III. Малый и средний бизнес в России: развитие в регионах, перспективы ...……………………………………………. |
31 |
3.1 Барьеры на пути развития малого
предпринимательства в российских регионах…………...………………………………….… |
31 |
3.2. Возможные сценарии развития
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации……………………………………………………… |
34 |
Заключение……………………….………………………… |
38 |
Список литературы………………..…………… |
42 |
Приложение……………….………………………………… |
44 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления и развития рыночных экономических отношений в современной России особая роль отводится малому предпринимательству.
Объясняется это рядом экономических, социальных и политических факторов, которые в конечном итоге и обусловливают возникновение и развитие малого предпринимательства как экономического феномена.
Учитывая сложность экономической и политической ситуации, малое предпринимательство является одним из основных рычагов формирования рыночной экономики.
Россия исторически имеет свои особенности экономического развития, что обусловлено особенностями географического положения, многонациональным составом населения, спецификой экономической и политической систем и рядом других факторов. Таким образом, представляется целесообразным при изучения теоретических аспектов развития малого предпринимательства рассмотреть историю возникновения, становления и развития малого предпринимательства на Руси с момента возникновения государственности и до настоящего времени. Такой подход, во-первых, позволяет выявить закономерности возникновения и развития малого предпринимательства во времени, и во-вторых, установить национальные особенности становления малого предпринимательства, что позволит избежать ошибок при попытках проецировать опыт развития малого предпринимательства зарубежных стран на Россию.
В свою очередь, накопленный опыт функционирования малого предпринимательства в зарубежных странах представляет безусловно как теоретический, так и практический интерес. При этом, изучая зарубежный опыт, следует учитывать ряд факторов, влияющих на особенности возникновения, развития и функционирования малого предпринимательства в конкретных странах, К таким факторам можно отнести: исторические особенности развития предпринимательства; географическое положение страны; уровень, развития производительных сил и производственных отношений; политическую систему страны; особенности: системы правового регулирования экономических, отношений, менталитет населения и др. Таким образом, изучив историю становления и развития малого предпринимательства в России, а также опыт зарубежных стран, можно более объективно и обоснованно рассмотреть теоретические проблемы функционирование малого бизнеса в современной России.
Так, в частности, несмотря на довольно многочисленные публикации по вопросам малого предпринимательства, нет единого определения этого экономического феномена, не совсем четко определены движущие мотивы развития малого предпринимательства, а именно — экономический интерес в этой деятельности, нет достаточно определенной трактовки понятия «риск» в предпринимательской деятельности, нет единых законодательных критериев отнесения предприятия к категории малого.
Все выше указанное вызывает необходимость теоретического осмысления названных проблем, выработки единых критериев и терминологии, определения тенденций и перспектив развития малого бизнеса и т.д.
Актуальность данной темы определяется значимым влиянием малого бизнеса на формирование рыночной экономики в нашей стране. Малое предпринимательство оказывает воздействие на экономический рост, создание научно-технического прогресса, на насыщение рынка товаров и услуг, на создание новых рабочих мест, таким образом, это явление принимает участие в решении многих актуальных экономических, социальных и иных проблем.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть малое предпринимательство в современно России, исследовать его признаки, обозначить проблемы и перспективы развития.
Поставленная цель решается посредством решения следующих задач:
- рассмотреть зарубежный опыт;
- исследовать существующие проблемы и возможные перспективы развития этого феномена в России.
В процессе написания работы были использованы как общие учебники по дисциплине «Экономическая теория», так и монографии и журнальные статьи таких известных деятелей науки как Юрков С.А., Симонов А.В., Сергейчев Н.Ю. и др. Для более полной характеристики признаков преступления использовались статистические материалы, а также некоторая практика.
Курсовая работа состоит из глав. Первая глава посвящена рассмотрению понятия малого бизнеса в России с исторической стороны, а также раскрытию современного понятия. Вторая часть работы описывает состояние мало предпринимательства в современной России, анализирует государственную поддержку. Третья глава рассматривает перспективы развития, существующие барьеры.
Глава 1. Малый и средний бизнес: понятие, признаки, эволюция, зарубежный опыт
Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие1.
В настоящее время происходит отождествление понятии “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”. От них отделяют большой бизнес как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела
Так
предпринимательская
Среди типичных черт малого предпринимательства можно выделить такие, как гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры. Это позволяет стабилизировать макроэкономические процессы в стране, способствует достижению оптимальной структуры экономики.
Малое предпринимательство занимает значительную нишу в экономике любой страны, но каждая страна подходит к регулированию этого вопроса по-своему (см. след. раздел). При разнообразии подходов мировое сообщество едино в том, что малый бизнес- неотъемлемая часть социально-экономической системы страны. Этот феномен поглощает большую часть граждан стран, которые открывают свои собственные дела, чем благоприятно влияют на экономический рост национальной экономики.
Как уже упоминалось, малый и средний бизнес сейчас присутствует во всех сферах и областях экономики. Этому способствуют преимущества мелкого предпринимательства перед крупным. Специфической чертой этого феномена является умение пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. 3Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.
Можно даже говорить о тенденции в создании мелких предприятий крупными компаниями - эти малые бизнесы ведут отдельные виды производства, проводят разработки по поручению и под контролем компании-гиганта.
Очень перспективен вывод, полученный на основе чисто качественного определения малой фирмы, в соответствии с которым малые предприятия не являются уменьшенными копиями крупных компаний. Они выступают формами организации экономической деятельности, которые качественно отличаются от крупных предприятий некоторыми специфическими чертами:
- высокой степенью неопределенности (риска);
- потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле);
- постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.
Экономические и социальные функции малого предпринимательства можно свести к следующим:
- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
- расширение
ассортимента и повышение
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие
структурной перестройке
- привлечение личных средств населения на развитие производства в малых предприятиях, куда партнеры вкладывают свои капиталы с большей заинтересованностью, чем в крупные;
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более эффективное использование творческих возможностей людей путем раскрытия их талантов, развития различных видов ремесел, народных промыслов;
- вовлечение
в трудовую деятельность отдель
- формирование
социального слоя
- активизация научно-технического прогресса;
- освоение и
использование местных
- содействие
крупным предприятиям путем
- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находится под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем последняя нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.
Система правового регулирования малого предпринимательства состоит из двух функциональных блоков: