Малый и средний бизнес России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных экономических отношений в современной России особая роль отводится малому предпринимательству.
Объясняется это рядом экономических, социальных и политических факторов, которые в конечном итоге и обусловливают возникновение и развитие малого предпринимательства как экономического феномена.
Учитывая сложность экономической и политической ситуации, малое предпринимательство является одним из основных рычагов формирования рыночной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..
3
Глава I. Малый и средний бизнес: понятие, признаки, эволюция, зарубежный опыт ………………………………………
6
Понятие, признаки и функции малого и среднего предпринимательства……………………………………
6
Малое предпринимательство и современное государство на примере зарубежных стран …………….
9
Глава II Малое и среднее предпринимательство в современной России …………………………………………………………………..
14
2.1. Малый и средний бизнес в современной России ……………………………………………………………
14
2.2. Имущественная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России …..…………………………….….
22
Глава III. Малый и средний бизнес в России: развитие в регионах, перспективы ...…………………………………………….
31
3.1 Барьеры на пути развития малого предпринимательства в российских регионах…………...………………………………….……
31
3.2. Возможные сценарии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………….
34
Заключение……………………….…………………………...………...
38
Список литературы………………..……………………………………
42
Приложение……………….……………………………………………
44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

В соответствии с п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора при прочих равных условиях имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором. В ситуации с арендой государственного имущества иной порядок заключения договоров аренды предусматривает ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно возможность заключения договора только по результатам торгов. Преимущественное право арендатора согласно указанной норме может быть реализовано только в случае одновременного предложения арендатором и другим участником торгов наибольшей цены на аукционе. В ином случае договор аренды заключается с лицом, предложившим максимальную цену.

Исключение  составляют договоры, заключенные с  субъектами малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 г. Указанной категории арендаторов предоставлена возможность перезаключения договоров аренды без проведения торгов до 1 июля 2015 г19.

Безусловно, принятие Федерального закона «О защите конкуренции» делает процедуру получения помещения  на праве аренды максимально прозрачной и обеспечивает всем равные возможности при решении вопроса о размещении. Однако данная норма не позволяет достичь баланса между интересами государства и частным сектором в лице арендаторов государственной собственности по следующим причинам.

Субъекты малого бизнеса не заинтересованы во вложении долгосрочных инвестиций (дорогостоящий ремонт, реконструкция и т. д.) в арендуемое нежилое помещение, так как по истечении срока действия договора аренды оно будет выставлено на торги, а улучшение состояния объекта повлечет лишь увеличение стоимости рыночной ставки арендной платы при отсутствии гарантий возврата потраченных арендатором средств.

Одновременное истечение срока действия в 2015 г. всех договоров аренды, заключенных с предприятиями малого бизнеса, может негативно отразиться не только на самих хозяйствующих субъектах. В настоящий момент законодателем не прописана процедура проведения торгов в фактически несвободном помещении (т. е. без выселения арендатора). В случае отказа действующего арендатора, проигравшего на торгах, освободить помещение процедура выселения в судебном порядке займет около года. В связи с этим в целях обеспечения интересов потенциального победителя торгов органы исполнительной власти заинтересованы в освобождении нежилого помещения сразу по истечении срока действия договора аренды с субъектом малого бизнеса, т. е. к 1 июля 2015 г20. Проведение самой конкурсной процедуры потребует выделения существенных средств из бюджета (оценка помещения, привлечение организации для проведения торгов и т. д.) и немало времени.

Исходя и  выше сказанного, можно предположить, что установление антимонопольным законодательством указанного предельного срока действия для договоров аренды с субъектами малого бизнеса приведет в июле 2015 г. к потере рабочих мест сотрудниками малых предприятий, ликвидации существующей социально значимой инфраструктуры на время проведения торгов, большим бюджетным затратам.

ФИНАНСОВАЯ  ПОДДЕРЖКА

Нехватка денежных средств остается существенным фактором, сдерживающим развитие бизнеса, что предопределяет высокую важность оказания финансовой поддержки. В сложившихся на данный момент экономических обстоятельствах банки не справляются с задачей обеспечения кредитными ресурсами субъектов малого и среднего предпринимательства21.

Сфера кредитования малого и среднего предпринимательства  продолжает сокращаться. Многие банки свернули программы кредитования малого бизнеса из-за высоких операционных издержек22. В данных условиях финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства становится актуальной как никогда.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ финансовая поддержка может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства. Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются бюджетам субъектов в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ.

Рассмотрим  подробнее каждую из форм оказания финансовой поддержки.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Бюджетными  инвестициями являются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости  государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ). Предоставление бюджетных  инвестиций возможно только для юридических лиц. Таким образом, на субъекты среднего и малого предпринимательства, являющиеся индивидуальными предпринимателями, рассматриваемая форма поддержки не распространяется23.

Предоставление  бюджетных инвестиций юридическим лицам влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием соответствующего публично-правового образования в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим  лицам, утверждаются законом о бюджете путем включения в него текстовой статьи с указанием юридического лица, объема бюджетных ассигнований и цели их выделения.

Норма БК РФ о  необходимости указания в законе о бюджете конкретного получателя инвестиций фактически сделала нереальным предоставление инвестиций субъектам среднего и малого бизнеса. Кроме того, нормы бюджетного законодательства о бюджетном процессе предполагают, что с момента подачи документов предпринимателем до реального получения инвестиции пройдет более года.

Государственная гарантия субъекта Российской Федерации представляет собой вид долгового обязательства, в силу которого субъект Российской Федерации (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета субъекта в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Одновременно государственная гарантия является непоименованным способом обеспечения обязательств на основании положений ст. 329 ГК РФ24. Институт государственной (муниципальной) гарантии является сравнительно новым — впервые он получил закрепление в системе законодательства России только с принятием БК РФ.

Бюджетное законодательство выделяет следующие условия предоставления государственных гарантий.

1. Принятие закона  о бюджете, предусматривающего программу государственных гарантий. Программа государственных гарантий является приложением к соответствующему закону о бюджете и представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению государственных гарантий на очередной финансовый год.

2. Проведение  финансовой проверки принципала (получателя гарантии).

3. Предоставление  принципалом обеспечения исполнения  своих обязательств, касающихся удовлетворения регрессного требования в связи с исполнением гарантии в полном объеме или в какой-либо части.

4. Отсутствие  у принципала, его поручителей  (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием (гарантом по государственной гарантии) по обязательным платежам в бюджетную систему России, а также неурегулированных обязательств по ранее предоставленным гарантиям.

Таким образом, для субъектов малого и среднего предпринимательства государственные гарантии как форма государственной финансовой помощи фактически недоступны.

Глава 3. Малый и средний бизнес в России: развитие в регионах, перспективы

3.1. Барьеры на пути развития малого предпринимательства в российских регионах

Последние научные разработки и их практическая апробация доказали, что малый бизнес способен наиболее эффективно разрешать ряд региональных проблем, таких как:

    • создание дополнительных рабочих мест;
    • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения;
    • сокращение уровня безработицы в регионах;
    • освоение и использование местных источников сырья;
    • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    • расширение ассортимента и повышение качества товаров;
    • возрождение социального слоя собственников;
    • формирование конкурентных рыночных отношений25.

Именно сказанным  объясняется тот факт, что в  рамках региональной политики разных по уровню социально-экономического развития стран неизменно приоритетным признавалось создание благоприятной среды для деятельности малых предприятий, как основы региональной экономики.

Будучи открытой системой, малый и средний бизнес конкурентоспособен в рамках таких рыночных структур, к которым относится монополистическая конкуренция как одна из форм несовершенной конкуренции. При такой структуре на рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо те не имеют решающего преимущества перед мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невелики: для того чтобы открыть предприятие малого бизнеса, не нужно больших капиталов, и конкуренты помешать не могут. Не существует и препятствий для выхода фирмы с такого рынка. Этот феномен связан с тем, что отрасль фактически представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, которые потребители считают близкими заменителями. При этом каждая фирма может производить уникальный продукт, например уникальной марки, но потребители рассматривают эти марки продукта в определенной степени взаимозаменяемыми (субститутами). Данный феномен, так тесно связываемый с функционированием мелкого и среднего бизнеса, называется дифференциацией продукта. В этом случае каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от сходного продукта других фирм отрасли. И чем в большей степени ей это удастся сделать, тем большую монопольную власть она обретет, тем менее эластична будет кривая спроса на ее продукт.

Малое предприятие представляет собой организационную форму малого предпринимательства, основное структурное звено системы национального хозяйства, имеющего явно региональную специализацию, и размеры которого определяются законодательством26. И это тем более важно, что именно в регионах концентрируется национальная хозяйственная деятельность. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

На современно этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Это позволяет разумно сочетать решение основных задач экономики при условии адекватного использования потенциала малых предприятий, объективно ориентирующихся на удовлетворение нужд регионов и стабилизацию их функционирования.

Понимание значимости установления взаимоотношений между властью и бизнесом способствует повышению эффективности экономической деятельности фирмы, созданию условий, благоприятных для развития предпринимательской деятельности в регионе. Деловые отношения могут быть определены как продолжающийся процесс, в рамках которого формируются социальные, экономические связи, преследующие своей целью оптимальное использование ресурсов. Однако на региональном уровне отсутствует сбалансированная система отношений между органами власти и бизнес-сообществом. В результате вертикальные взаимосвязи носят случайный характер: власть обращается к предпринимателям, когда нуждается в дополнительных средствах, в остальных же случаях предприниматели стремятся не контактировать с органами власти.

Управление  взаимоотношениями на основе определенной модели организации вертикальных отношений малого бизнеса направлено на определение и установление, поддержание и развитие, а также на прекращение в случае необходимости системы взаимодействий, что позволяет достичь целей участников отношений и выполнения ими функций. Для бизнеса следование определенной модели взаимодействия предоставляет возможность отстаивания своих интересов, защиты прав в рамках управления открытыми отношениями на профессиональной основе. Для субнациональных органов власти принятие модели взаимодействия следует рассматривать как ресурс, предназначенный для лучшего понимания и решения комплекса проблем как социально-экономического характера, так и бизнес-среды27.

В совокупности определенные элементы механизма взаимодействия малого предпринимательства и субнациональных органов власти структурируют единую систему его поддержки на местах.

Информация о работе Малый и средний бизнес России