Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа
В условиях становления и развития рыночных экономических отношений в современной России особая роль отводится малому предпринимательству.
Объясняется это рядом экономических, социальных и политических факторов, которые в конечном итоге и обусловливают возникновение и развитие малого предпринимательства как экономического феномена.
Учитывая сложность экономической и политической ситуации, малое предпринимательство является одним из основных рычагов формирования рыночной экономики.
Введение………………………………………………………………..
3
Глава I. Малый и средний бизнес: понятие, признаки, эволюция, зарубежный опыт ………………………………………
6
Понятие, признаки и функции малого и среднего предпринимательства……………………………………
6
Малое предпринимательство и современное государство на примере зарубежных стран …………….
9
Глава II Малое и среднее предпринимательство в современной России …………………………………………………………………..
14
2.1. Малый и средний бизнес в современной России ……………………………………………………………
14
2.2. Имущественная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России …..…………………………….….
22
Глава III. Малый и средний бизнес в России: развитие в регионах, перспективы ...…………………………………………….
31
3.1 Барьеры на пути развития малого предпринимательства в российских регионах…………...………………………………….……
31
3.2. Возможные сценарии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………….
34
Заключение……………………….…………………………...………...
38
Список литературы………………..……………………………………
42
Приложение……………….……………………………………………
44
Число работающих на малых
предприятиях по гражданско-правовым
договорам существенно
Численность занятых на малых предприятиях является наиболее динамичным показателем, количественные значения которого демонстрируют ярко выраженную тенденцию ежегодных разнонаправленных колебаний. Изменения, происходившие с 1999 по 2011 г. в структуре распределения работников малых предприятий по видам трудовых договоров, которые отражают степень тесноты их связи с трудовым коллективом, носят, как и многие иные тенденции развития этого вида деятельности в стране, противоречивый характер13.
С одной стороны, комплектование коллективов малых предприятий постоянными сотрудниками можно оценить положительно, поскольку стабильный трудовой коллектив, действующий на постоянной основе, значительно увеличивает конкурентоспособность предприятия. С другой, принимая во внимание перечень видов деятельности, в которых преимущественно функционируют малые предприятия, режимы и условия труда, другие особенности их деятельности, а также спрос населения на дополнительную занятость, которую с учетом особенностей и гибкости их функционирования малые предприятия могли бы удовлетворять, одновременно решая и свои задачи, динамику числа совместителей и лиц, выполняющих так называемые разовые поручения, нельзя признать удовлетворительной.
как уже говорилось, наибольшая по сравнению с крупными предприятиями гибкость малых предприятий как в производственной деятельности, так и в использовании человеческого потенциала является и оценивается международной практикой как важнейшее достоинство и преимущество малого бизнеса.
Объем выпущенной продукции, произведенных работ, оказанных услуг к началу 2005 г. превысил 2229,0 млрд руб. Общая сумма производимых малыми предприятиями ежегодно инвестиций в основной капитал за весь период наблюдения 1999-2011 гг. выросла почти в 20 раз, достигнув в 2009 г. 346,1 млрд руб. По итогам 2011 года показатель роста инвестиций достиг 537,7 млрд руб. и составил рекордный уровень за все время наблюдений с 1999 года в расчете на одно предприятие сектора - 352,4 тыс. руб14.
Несмотря на относительно позитивные тенденции деятельности малых предприятий, в 2004 г. они обеспечивали только 11,4% ВВП (см. прилож. 1).
С 2005 г. государственная статистика не предоставляет информацию о роли малых предприятий в создании ВВП страны.
Неблагоприятный для экономики страны период 2008-2009 гг. отрицательно отразился и на состоянии малых предприятий. В этот период резко сократились показатели, характеризующие роль малых предприятий в обеспечении населения рабочими местами. Также резко сократилась доля малых предприятий в общем объеме произведенных в стране инвестиций. Таким образом, доля инвестиций малого бизнеса, как и доля оборота его предприятий, сократилась более чем вдвое.
Вместе с тем показатели, характеризующие деятельность предприятий этого сектора экономики в 2010 г., подтверждают присущую малым предприятиям в условиях кризисных экономических явлений устойчивость и гибкость. Так, после резкого снижения доли малых предприятий в основных экономических показателях страны и в обеспечении занятости населения в 2008 г. уже в следующем, 2009 г. малый бизнес не только вернул себе, судя по большинству показателей, утраченные ненадолго позиции, но и завоевал новые, более значительные.
Важным критерием эффективной
деятельности малых предприятий, их
привлекательности для
К концу анализируемого периода только в трех видах деятельности заработная плата сохранила позиции, которые она занимала в его начале. Лидерство в малом бизнесе сохранила добыча полезных ископаемых, где среднемесячная начисленная заработная плата в 2005. составляла в среднем 10,4 тыс. руб., а в 2010 - 17,8 тыс. руб. Строительство по уровню заработной платы сохранило среднее место в общем перечне видов экономической деятельности. Здесь заработная плата в начальный и завершающий год наблюдения составляла соответственно 6,4 тыс. руб. и 13,7 тыс. руб. Заработная плата в гостиничном и ресторанном бизнесе занимала одиннадцатое место в рейтинге видов деятельности по оплате труда. В абсолютном выражении это означало соответственно 3,5 тыс. руб. и 8,2 тыс. руб.
Несмотря на значительный за анализируемый период рост средней заработной платы работников малых предприятий, она по-прежнему весьма существенно отстает от заработной платы работников иных субъектов хозяйствования (см. прилож.3) В 2007 г. (последний год проведения наблюдения и проведения соответствующих сравнений) заработная плата работников малых предприятий в России в среднем не достигала даже 70% заработной платы в субъектах хозяйствования, не относящихся к группе малых предприятий. В 2005 г. соотношение заработной платы работников малых предприятий и иных субъектов хозяйствования было еще хуже. Тогда она составляла немногим более 60,0%.
Важнейшей характеристикой деятельности малых предприятий является сальдированный финансовый результат, конкретное количественное значение которого определяется разностью между прибылью и убытком, понесенным малым предприятием.
Для анализа результатов хозяйственной деятельности малых предприятий по этому показателю за период 2004- 2011 гг. отобраны четыре вида экономической деятельности, в которых к 2011 г. работало более 80% всех малых предприятий России. Это - обрабатывающие производства, строительство, торговля, операции с недвижимостью (см. прилож. 4).
Анализ показывает, что финансовое состояние малых предприятий, работающих в трех (из четырех рассматриваемых) видах экономической деятельности, ярко отразило негативное влияние на их деятельность миового финансово-экономического кризиса. Финансовый результат 2009 г. в большинстве видов экономической деятельности был существенно ниже, чем в 2008 г. При этом первыми испытали эти негативные последствия малые предприятия, работающие в сфере операций с недвижимостью, благополучие которых резко ухудшилось уже в 2008 г. Финансовый результат их деятельности в этом году хотя и остался положительным, но составил минимальную (411 млн руб.) за весь период наблюдения (с 2003 по 2009 год) величину. По сравнению с предшествовавшим 2007 г. доход малых предприятий, действовавших в сфере «операций с недвижимостью» сократился более чем в 5 раз.
Проведенный анализ преимущественно количественных параметров, характеризующих тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:
2.2. Имущественная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России
Малый бизнес в развитых странах в настоящее время является сферой деятельности среднего класса и служит базой для стабильного развития экономики. Поддержка малого бизнеса — необходимая составная часть государственной политики почти любого государства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ), помимо прочего, разрабатывался в целях упорядочения государственной (муниципальной) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом, хотя с момента принятия данного акта прошло же несколько лет, отдельные его положения остаются спорными и нуждаются в существенной доработке.
Статья 16 Федерального закона № 209-ФЗ предусматривает различные виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Не вызывает сомнений, что предприниматели более всего заинтересованы в финансовой и имущественной помощи со стороны государства, так как главными проблемами остаются отсутствие первоначального капитала, сложности при получении кредитных ресурсов, отсутствие производственных площадей.
ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
В процессе развития бизнеса, в том числе малого, раньше или позже обычно возникает вопрос о размещении предприятия. Наиболее приемлемым путем решения этой проблемы является аренда подходящего здания, сооружения или нежилого помещения.
Собственные возможности субъекта малого и среднего предпринимательства, особенно на этапе становления, ограничены. Без помощи федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленной на создание и развитие имущественной основы малого и среднего предпринимательства, трудно рассчитывать на существенные изменения в этом секторе хозяйства, укрепление его материально-технической базы16. Именно поэтому в распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» говорится о необходимости осуществления ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства путем упрощения для малых предприятий доступа к аренде недвижимости.
Принимая во внимание большую социальную значимость малого бизнеса и довольно низкую его конкурентоспособность по сравнению с крупным бизнесом, законодатель в ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрел такой вид имущественной поддержки малого бизнеса, как передача во владение и (или) в пользование государственного имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений). Перечень имущества, подлежащего передаче малому бизнесу, утверждается органами исполнительной власти соответствующего уровня. Создание такого перечня обусловлено необходимостью установления ряда ограничений при их использовании, учитывая льготное положение субъектов малого бизнеса по отношению к иным участникам гражданского оборота. К примеру, нежилые помещения, включенные в данный перечень, не подлежат приватизации17.
В целях обеспечения потребностей
граждан необходимой
При заключении договоров аренды публичного имущества цель использования нежилого помещения является одним из существенных условий договора. Использование нежилого помещения арендатором не по целевому назначению служит основанием для расторжения договора аренды. Кроме того, арендатор, допустивший данное нарушение условий договора аренды, утрачивает преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок и право на государственную поддержку.
Следует обратить внимание на тот факт, что в структуре существующего нежилого фонда малого предпринимательства значительную часть занимают помещения, изначально не предназначенные для использования субъектами малого предпринимательства. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности. Это существенно осложняет работу субъектам малого предпринимательства, не всегда обладающим возможностью осуществления всех необходимых мероприятий по перепланировке нежилых помещений.
При передаче нежилых
помещений в аренду субъектам
малого бизнеса федеральным
Особенности порядка заключения договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства предусмотрены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»18. Основополагающим принципом этого закона является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению государственной поддержки в виде предоставления нежилых помещений на праве аренды, поэтому получить такую имущественную поддержку можно только на конкурсной основе.
Безусловно, основным вопросом, интересующим субъекты малого предпринимательства, арендующие государственную недвижимость, является срок договора аренды и возможность его перезаключения.