Малый и средний бизнес России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных экономических отношений в современной России особая роль отводится малому предпринимательству.
Объясняется это рядом экономических, социальных и политических факторов, которые в конечном итоге и обусловливают возникновение и развитие малого предпринимательства как экономического феномена.
Учитывая сложность экономической и политической ситуации, малое предпринимательство является одним из основных рычагов формирования рыночной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..
3
Глава I. Малый и средний бизнес: понятие, признаки, эволюция, зарубежный опыт ………………………………………
6
Понятие, признаки и функции малого и среднего предпринимательства……………………………………
6
Малое предпринимательство и современное государство на примере зарубежных стран …………….
9
Глава II Малое и среднее предпринимательство в современной России …………………………………………………………………..
14
2.1. Малый и средний бизнес в современной России ……………………………………………………………
14
2.2. Имущественная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России …..…………………………….….
22
Глава III. Малый и средний бизнес в России: развитие в регионах, перспективы ...…………………………………………….
31
3.1 Барьеры на пути развития малого предпринимательства в российских регионах…………...………………………………….……
31
3.2. Возможные сценарии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………….
34
Заключение……………………….…………………………...………...
38
Список литературы………………..……………………………………
42
Приложение……………….……………………………………………
44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 276.50 Кб (Скачать)
    • законодательное определение формы малого предприятия;
    • законодательное определение мер государственной поддержки этого сектора экономики, так как экономический, финансовый, кадровый и прочий потенциал малых предприятий уступает возможностям корпоративного сектора, что ставит их в неравноправные условия.4

В зарубежных странах  накоплен большой опыт государственно-общественной поддержки малого предпринимательства на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях. В ведущих индустриальных странах государство поддерживает семейный, молодежный, женский, компьютеризированный бизнес. В Японии, Швеции, Австрии, наиболее успешно справляющихся с безработицей, созданы эффективные механизмы социального партнерства между правительством, предпринимателями и профсоюзами для защиты наемных работников и поощрения работодателей к созданию новых рабочих мест.

В Канаде разработаны  специальные программы информационной, финансовой и научно-технической поддержки малых и средних предприятий в провинциях, особенно в северных, с участием правительственных органов, банков, университетов, торговых палат, союзов предпринимателей. Их цель — интенсивное развитие малых форм предпринимательства, не использующего наемный труд.

Диверсифицированная и эффективная система поддержки малого бизнеса существует в Великобритании. Государство активно использует инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики для стимулирования этого сектора экономики. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только при их фактическом поступлении и выплате независимо от того, к какому периоду они относятся. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов; составление баланса для расчета НДС лишь после оплаты своих счетов; эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд.5

В Азиатско-Тихоокеанском  регионе ставка сделана на малые  и средние предприятия. Китай, наряду с инвестированием в капиталоемкие производства, осуществляет массированное финансирование малых предприятий, требующих большого количества рабочих рук, особенно в аграрной сфере. Сингапур проводит политику открытого протекционизма по отношению к малому бизнесу, прежде всего в трудоемкой и инновационной сферах.

Немалый интерес  представляет политика поддержки малого предпринимательства в странах  с переходной экономикой, отличающихся многочисленным населением и большим разнообразием географических условий и уровней развития (Индия, Индонезия, Филиппины и ряд других). Их общей чертой является признание на государственном уровне необходимости развития мелкого производства, внедрения промежуточных техники и технологий, которые способствовали бы использованию огромных масс неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы. При этом существует ясное понимание того, что малый бизнес дает большую занятость на единицу вложенных средств, что он в состоянии обеспечить и более высокий выход продукции.

В условиях многоукладной  экономики государственная политика в сфере малого предпринимательства может рассчитывать на успех лишь когда она нацелена на поощрение мелкого производства, создание целостного экономического порядка с мелким производителем в центре.

Сообразно этому  формируется государственная политика поддержки малого предпринимательства.

Государство реализует широкий набор мер, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса. Обобщенно эти меры можно подразделить на несколько блоков.

Первый блок мер направлен на обеспечение  доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Инструментами государственной политики в этой сфере являются бюджетное финансирование отдельных мероприятий и программ развития мелкого производства, стимулирование (нередко посредством прямого давления) коммерческих банков на предоставление кредитов малому бизнесу, создание специальных фондов развития малого предпринимательства, поощрение кредитных кооперативов.6

Второй блок призван улучшить процессы воспроизводства в сфере малого бизнеса посредством организации снабжения необходимым сырьем и материалами, а также сбыта готовой продукции. Государство активно поддерживает снабженческо-сбытовую кооперацию, втягивает малые предприятия в систему государственных закупок и заказов вплоть до резервирования производства отдельных товаров исключительно за мелкой промышленностью.

Третий блок направлен на повышение технической  оснащенности и подготовку кадров для малых предприятий. Для этого государство идет на продажу станков и оборудования на льготных условиях или в кредит, льготное кредитование или даже субсидирование импортных закупок оборудования, технологий, запасных частей, полное или частичное финансирование курсов профессиональной подготовки и переподготовки, бесплатное распространение специальной литературы и целый ряд других мер.

Четвертый блок имеет целью решение проблем  регионального развития за счет создания "промышленных имений" в сельскохозяйственных и малоразвитых районах, где формируются более привлекательные, чем в целом по стране, условия для учреждения и деятельности малых предприятий.

И, наконец, пятый  блок включает меры правового и косвенного регулирования малого предпринимательства  инструментами налогообложения, акцизной политики, валютно-импортного контроля и т. д.

В результате государство  создает для малого предпринимательства неконкурентное поле деятельности, ограждая его от "работающих против него стихийно-рыночных регуляторов развития".7

Сравнивая государственную  политику в отношении малого предпринимательства в различных странах, непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии.

Несмотря на существенные различия в целеполагании и в выборе конкретных механизмов и инструментов политики в отношении малого предпринимательства в различных странах, можно выделить некоторые типичные ее черты и тенденции. К их числу можно отнести следующие:

    • упрощение процедуры регистрации новых предприятий;
    • наличие развитой институциональной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в виде специализированных государственных и правительственных органов, союзов и ассоциаций предпринимателей, общественных организаций и фондов поддержки малого бизнеса;
    • повышение уровня предпринимательской, и управленческой квалификации при помощи краткосрочного и долгосрочного консультирования нового предприятия, организация различных профессиональных курсов, бизнес-школ, семинаров;
    • оказание представительских, юридических, информационно-маркетинговых услуг на льготной и/или безвозмездной основе;
    • разработка и реализация программ включения малого бизнеса в системы государственных заказов и государственных закупок;
    • создание разветвленной системы социального сервиса в интересах малого бизнеса;
    • разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
    • обеспечение доступа к венчурному финансированию;
    • координация сотрудничества малых предприятий путем организации различных ярмарок, выставок, рекламных кампаний и т. п.;
    • инфраструктурное и техническое содействие малым предприятиям.8

Во всех зарубежных странах существует государственная поддержка предпринимательства, опирающаяся на законодательно-правовую финансовую базу, организационно-методическую систему, а также систему научных исследований.

Глава 2. Малое предпринимательство в  современной России

2.1. Малый и средний бизнес в современной России

В этой главе проанализированы данные по динамике развития малого предпринимательства в Российской Федерации за более чем десятилетний период. На фоне официальных заявлений о создании все более благоприятных условий для развития малого бизнеса выявляется, что эти условия остаются неудовлетворительными, хотя существенно отличаются по разным отраслям и сферам деятельности. Стоит обратить внимание на то. что этот сектор экономики играет явно недостаточную роль в обеспечении занятости населения, не сопоставимую с его ролью в странах с развитой рыночной экономикой.

Развитие малого бизнеса в России имело свои исторические особенности. В 20-х годах в Советском Союзе одной из республик которого была Россия, началась индустриализация страны. Учитывая преимущества крупного производства, наиболее развитого в экономике развитых зарубежных стран, началось создание так называемых промышленных гигантов, которые должны были обеспечить экономике СССР преимущества в соревновании с капиталистическим способом производства.

В период новой  экономической политики (НЭП), хронологические  рамки которого, как правило, определяют 1921-1927 гг., возникла идея о государственном капитализме. В свете этой концепции частным предпринимателям было разрешено брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия, разрешалось создавать собственные предприятия с числом занятых до 20 чел. В результате к середине 20-х годов частный сектор производил от 20 до 25% промышленной продукции. В основном это были товары народного потребления, доля которых в объеме производства составляла около 30%9. В 1925г. в промышленности страны действовало почти 2 млн мелких кустарных предприятий, на которых работали 6,5% всего занятого населения страны. В торговле, особенно розничной, частный капитал получил еще большее распространение. После постепенного «свертывания» НЭПа с началом первой пятилетки частный капитал из всех отраслей экономики был вытеснен, утвердилась административная система управления. В начале 30-х годов доля частных предприятий составляла только 0,5%10.

В настоящее  время развитие малого предпринимательства в России происходит довольно противоречиво. С одной стороны, продекларирована задача создания условий для его развития, и средства массовой информации приводят отдельные положительные примеры. С другой, государственная статистика свидетельствует о том, что развитие малого предпринимательства не всегда носит поступательный характер, его результаты существенно различаются как по отраслям и видам деятельности, так и по регионам страны.

О роли малого предпринимательства  в экономике любой страны, как правило, судят по следующим показателям:

    • число малых предприятий в общей численности субъектов экономики;
    • объем валового внутреннего продукта, произведенного малыми предприятиями, и его доля в объеме ВВП в отдельном регионе, субъекте Федерации или стране в целом;
    • сумма налогов и сборов, уплаченных субъектами малого предпринимательства, и их доля в формировании региональных и федерального бюджетов;
    • численность работников, занятых на малых предприятиях полную норму рабочего времени, внешних совместителей и временно занятых на основании договоров гражданско-правового характера;
    • эффективность деятельности малых предприятий, которую можно оценить через показатели финансовых результатов деятельности предприятий этой группы;
    • вклад малых предприятий в насыщение рынка потребительскими товарами (работами, услугами) и удовлетворение потребностей населения.

Противоречивость  развития малого бизнеса в России иллюстрируют данные государственной  статистики.

С 1999 по 2001 г. основные показатели, характеризующие результаты работы предприятий малого бизнеса, снижались: на 47,6 тыс. ед., на 5,5% сократилось число малых предприятий. В результате - относительный показатель степени распространения малого бизнеса в экономике страны, рассчитываемый на 10 тыс. чел. населения, уменьшился с 61 ед. в начале анализируемого периода до 58 ед.; численность работников, занятых на малых предприятиях на постоянной основе сократилась на 2,3 тыс. чел., а внешних совместителей - на 40,8 тыс. чел. Наиболее значительно - на 64,5 тыс. чел. сократилось число работников, выполняющих для малых предприятий различные виды работ по договорам гражданско-правового характера11.

При сокращении числа работающих в малом бизнесе объем продукции в текущих ценах, включающих инфляционную составляющую, за эти 3 года вырос с 423,7 млрд руб. до 852,7 млрд руб. Более чем вдвое, с 17,9 млрд руб. до 43,5 млрд руб., выросли инвестиции в основной капитал.

С 2002 г. начался  значительный рост основных показателей, характеризующих деятельность малых  предприятий. По большинству из них он продолжился до 2009 г., когда результаты деятельности этой группы предприятий отразили влияние неблагоприятных последствий мирового финансово-экономического кризиса. В конце 2011 г. в России было зарегистрировано более 1,6 млн ед. малых предприятий, т.е. почти в два раза больше, чем в 1999 г. К началу 2005 г. объем продукции, произведенной малыми предприятиями, вырос по сравнению с 2001 г. более чем в 2,5 раза, а по сравнению с 1999 г. - более чем в 5 раз. Существенно увеличилось число рабочих мест, предоставленных населению именно малыми предприятиями. К началу 2012 г. на них было занято более 10,2 млн постоянных работников, т.е. в 1,6 раза больше, чем в 1999 г. По итогам предварительных статистических наблюдений, к концу 2012 г. численность замещенных рабочих мест в секторе экономики достигла 11,1 млн человек12.

С высокой долей  достоверности можно предположить, что к 2008 г. произошла существенная стабилизация производственных коллективов  малых предприятий. Увеличение числа  работающих на малых предприятиях происходило прежде всего за счет увеличения числа постоянных работников, которое росло в значительно большей степени, чем число работающих на таких предприятиях на основе вторичной занятости - внешних совместителей и лиц, выполняющих отдельные виды работ по трудовым соглашениям и договорам подряда. Число внешних совместителей, к услугам которых приходилось прибегать малым предприятиям, к 2007 г. по сравнению с 2001 г. выросло на 8,2%, что значительно меньше масштабов увеличения постоянных работников. К началу 2008 г. число внешних совместителей на предприятиях этой группы вновь сократилось на 16, 3 тыс. чел.

Информация о работе Малый и средний бизнес России