Малый и средний бизнес России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных экономических отношений в современной России особая роль отводится малому предпринимательству.
Объясняется это рядом экономических, социальных и политических факторов, которые в конечном итоге и обусловливают возникновение и развитие малого предпринимательства как экономического феномена.
Учитывая сложность экономической и политической ситуации, малое предпринимательство является одним из основных рычагов формирования рыночной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..
3
Глава I. Малый и средний бизнес: понятие, признаки, эволюция, зарубежный опыт ………………………………………
6
Понятие, признаки и функции малого и среднего предпринимательства……………………………………
6
Малое предпринимательство и современное государство на примере зарубежных стран …………….
9
Глава II Малое и среднее предпринимательство в современной России …………………………………………………………………..
14
2.1. Малый и средний бизнес в современной России ……………………………………………………………
14
2.2. Имущественная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России …..…………………………….….
22
Глава III. Малый и средний бизнес в России: развитие в регионах, перспективы ...…………………………………………….
31
3.1 Барьеры на пути развития малого предпринимательства в российских регионах…………...………………………………….……
31
3.2. Возможные сценарии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………….
34
Заключение……………………….…………………………...………...
38
Список литературы………………..……………………………………
42
Приложение……………….……………………………………………
44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Малый бизнес, являясь  интегральной составляющей производственной структуры региональной экономической системы, может внести наибольший вклад в повышение локальной экономической и социальной эффективности на субнациональном уровне, В результате можно констатировать, что низкая эффективность в целом региональных экономических систем в значительной мере связана с недоразвитием малого предпринимательства. А поскольку этот сегмент, будучи открытой системой, во многом зависит от состояния внешней среды, то главная причина его неэффективности связана с неадекватной системой стимулирования развития предпринимательства на региональном уровне. Другими словами, решение проблемы подъема малого бизнеса и возрастания его роли в развитии региональной и национальной экономики зависит в основном от эффективной системы стимулирования стабильного роста малого бизнеса, особенно в сфере реального сектора экономики.

3.2. Возможные  сценарии развития малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации

Стоит исходить из того, что сценарии последующего развития российского малого и среднего предпринимательства в ближайшее время возможны в трех основных направлениях, а именно оптимистическом, пессимистическом и реалистическом28.

Оптимистический сценарий предполагает, что российское государство, наконец, переходит от обещаний к практическим делам - реальному снижению и упрощению налогообложения малого бизнеса, решительной борьбе с коррупцией (следует иметь в виду не столько репрессии против отдельных чиновников, сколько ликвидацию многочисленных пробелов в законодательстве и всевластия ведомственных инструкций, зачастую полностью извращающих благие намерения законодателей), устранению административных барьеров при входе на рынок (на сегодняшний день регистрация нового малого предприятия занимает в среднем 2,5-3 мес. и стоит несколько тысяч долларов), укреплению правового режима частной собственности, включая собственность на землю. Кроме того, должна прекратиться искусственная поддержка "лежачих" крупных предприятий, и их реструктуризация должна проводиться таким образом, чтобы доступ к их активам и площадям для малого бизнеса был более прямым и легким29. Для этого необходимы, помимо политической воли и соответствующих приоритетов в экономической политике, определенные внешние предпосылки - сохранение в среднесрочной перспективе относительно высоких цен на основные экспортные товары России (нефть и газ), перераспределение налоговых поступлений от экспорта на стимулирование несырьевых отраслей и инноваций, минимально благоприятный режим реструктуризации внешних долгов страны.

При таких условиях сектор малого предпринимательства начнет стремительно развиваться.

Пессимистический  вариант предполагает, что продолжается политика косметического реформирования российской экономики и социальной сферы. При этом лозунги "поддержки малого предпринимательства" на деле оборачиваются дальнейшим усилением налогового пресса, вследствие чего малый бизнес все стремительнее переносит свою активность в теневую экономику. Государство реагирует на это усилением репрессий (оборотной стороной чего становится дальнейший расцвет коррупции на низовом уровне), ужесточением регистрационно-лицензионных процедур. В результате малое предпринимательство, конечно, не погибнет вовсе - хотя бы в силу того, что крупные предприятия не в состоянии поглотить все рабочие руки, - но в лучшем случае продолжит стагнировать примерно на нынешнем уровне, когда число малых предприятий во всей России примерно сопоставимо с численностью малых предприятий в одной Варшаве30.

Реалистический  сценарий - где-то посередине. Государство упрощает налогообложение, но не может его заметно снизить (в силу отсутствия политической воли или из-за неблагоприятных внешнеэкономических и макроэкономических условий). Совершенствование законодательства ведется медленно, вяло, чиновничество успевает отреагировать на каждое улучшение закона изощренными подзаконными актами, что в значительной мере нейтрализует положительный эффект законотворчества. Фирму становится легче зарегистрировать, но предпринимателю по-прежнему трудно получить лицензию на ведение определенного вида деятельности. Борьба за Земельный кодекс заканчивается очередной ничьей - частная собственность на землю продекларирована, но механизм ее реализации законодательно не установлен; в результате практически невозможны ни ипотека, ни различные варианты залогового обеспечения кредитов. Государственная политика в отношении малого бизнеса начинает проводиться более решительно и целеустремленно, но носит скорее развращающий характер (во-первых, малому бизнесу помогают в определенных "приоритетных" сферах, исходя из "социальной значимости" определенных видов товаров и услуг, во-вторых, механизмом такой помощи становятся льготные кредиты, выдаваемые напрямую государственными или полугосударственными специализированными кредитными учреждениями за счет бюджетных средств, как это уже отчасти было в 1993-1995 гг.)31.

Стоит отметить, что некоторые изменения в стране все же наблюдаются. Так, Федеральным законом от 25.06.12 № 94-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в основном касающиеся специальных налоговых режимов - УСН, ЕНВД, ЕСХН. Документ вступил в силу с 1 января 2013 г. за исключением отдельных положений.

Режим ЕНВД сохраняется  до 2018 г., но перестанет быть обязательным. Его можно будет применять  добровольно, наравне с другими специальными режимами. С 1 января 2013 г. переход на ЕНВД носит уведомительный характер при соблюдении установленных ограничений. В связи с этим утративший право на применение ЕНВД налогоплательщик не обязан возвращаться к ЕНВД с начала квартала, следующего за тем, в котором устранены несоответствия.

В п. 2 ст. 346.32 НК РФ расширен перечень расходов, уменьшающих налог. Помимо уплаченных страховых взносов с вознаграждений работников, занятых в этой деятельности, уменьшают налог:

  • расходы по уплате пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни, которые оплачиваются за счет средств работодателя;
  • платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности, оплаченные за счет работодателя.

С 1 октября 2012 г. заявительный порядок перехода на УСН заменяется уведомительным. Уведомление о переходе на УСН со следующего календарного года может быть подано в налоговый орган до 31 декабря предшествующего года (включительно), а не с 1 октября по 30 ноября, как это было установлено ранее. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдаются в стране некоторые тенденции, дающие право говорить о возможности реализации оптимистично плана развития малого и среднего бизнеса в России.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания  работы я пришла к выводу, что малый и средний бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. Основными специфическими чертами этих феноменов являются следующие: высокая степень риска, высокая способность к внедрению инноваций, постоянное развитие и адаптируемость к изменениям.

Экономические и социальные функции малого предпринимательства можно свести к главным следующим: формирование конкурентных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.

Учитывая изложенное в разделе, касающемся имущественной и финансовой поддержки государства в современной России, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство, регулирующее вопросы предоставления финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, требует существенной доработки. В частности:

    • необходимо принять нормативный акт, регламентирующий передачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в публичной собственности. В нем должны быть установлены порядок определения стартовой ставки аренды и порядок изменения арендной платы в течение действия договора;
    • разработать способ и порядок зачета вложенных инвестиций в улучшение и реконструкцию арендуемых субъектами малого бизнеса нежилых помещений в счет арендной платы;
    • устан<span class="dash0411_0435_0437_0020_0438_043d_0442_0435_0440_0432_0430_043b_0430__Char" style=" font-fa

Информация о работе Малый и средний бизнес России