Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ малого и среднего предприятия в развитых странах и возможность использования опыта в России.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности малого и среднего бизнеса;
- проанализировать тенденции развития данного сектора;

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы малого и среднего бизнеса 4
Основные понятия малого и среднего предприятия 4
Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах и в России 8
Проблема становления и развития малого и среднего бизнеса 13
Проблема становления малого и среднего бизнеса в России 13
Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России 18
Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в развитых
странах 22
Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в РФ на основе зарубежного опыта 27
Выводы и предложения 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.64 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. АКАДЕМИКА  Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА

 

 

        Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                         По дисциплине: Макроэкономика

На тему: Малый и средний  бизнес в развитых странах: возможности  использования опыта в России

 

 

 

 

                                                      Выполнил: студентка факультета очного

                                                      обучения по специальности «Экономика

                                                      (бакалавр)»

                                                      Иванова Ксения Валерьевна

                                                      Шифр Эб-2275-10

                                                      Руководитель: Носкова Е.М.

 

 

 

 

Пермь  2013

Содержание

Введение                                                                                                                 3

  1. Теоретические основы малого и среднего бизнеса                                4
    1. Основные понятия малого и среднего предприятия                          4
    2. Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах и в России                                                               8
  2. Проблема становления и развития малого и среднего бизнеса           13
    1. Проблема становления малого и среднего бизнеса в России         13
    2. Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России                         18
    3. Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в развитых

странах                                                                                                       22

  1. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в РФ на основе зарубежного опыта                                                           27

Выводы и предложения                                                                                      33

Список использованных источников                                                                35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние 10-15 лет малые  и средние предприятия стали  привлекать к себе все более пристальное  внимание, как исследователей, ученых-экономистов, так и политиков в различных странах. Все более широкое признание получает способность этих предприятий вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей. В связи с этим усиливается интерес как к изучению особенностей управления малых и средних фирм, так и к анализу тенденций изменения состояния данного сектора экономики, что формирует потребность в соответствующей информации. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Целью данной работы является анализ малого и среднего предприятия в развитых странах и возможность использования опыта в России.

Задачи курсовой работы:

-  изучить особенности  малого и среднего бизнеса;

- проанализировать тенденции  развития данного сектора;

- сделать прогноз развития  малого и среднего предпринимательства  в России.

В данной курсовой работе использовались такие методы, как монографический, исторический и метод сравнения.

Период исследования с 2007 года по 2013 год.

Для написания курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, статистические и монографические издания, периодическая литература.

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы малого и среднего бизнеса
    1. Основные понятия малого и среднего предприятия

Предпринимательство, предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 

Бизнес (англ. business — «дело», «предприятие») — деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. Во многих странах для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.[5]

Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  указаны критерии отнесения предприятия  к малому бизнесу.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие  субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим  Федеральным законом, к малым  предприятиям, в том числе к  микропредприятиям, и средним предприятиям.

К ним относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц  - суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  иностранных юридических лиц,  иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  в уставном (складочном) капитале (паевом  фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать двадцать  пять процентов (за исключением  активов акционерных инвестиционных  фондов и закрытых паевых инвестиционных  фондов), доля участия, принадлежащая  одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

   а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

   б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов  за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительством РФ с периодичностью каждые пять лет должны устанавливаться значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для микропредприятий, малых предприятий и средних. В настоящее время:

    • микропредприятия — 60 млн. рублей;
    • малые предприятия — 400 млн. рублей;
    • средние предприятия — 1 млрд. рублей.[1]

При соответствии данным показателям, а также иным установленным законодательством  условиям организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в целях  предоставления им государственной  поддержки.

Согласно разработанному проекту  Постановления Правительства РФ с 1 января 2013 года указанные значения не изменятся. 

В результате чего Федеральный закон  № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обеспечил сопоставимость законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства  со странами Европейского союза - основным внешнеэкономическим партнером  России, выровняв критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малым и средним предприятиям. Основываясь на мировом опыте, показывающем, что не менее важным для эффективного развития экономики является среднее предпринимательство, новый закон регламентирует и эту сферу. Таким образом, законодательно закреплен новый термин «среднее предпринимательство».[8]

В России в полную силу вступила новая  система налогообложения для  малого бизнеса. Воспользоваться ею смогут индивидуальные предприниматели, у которых в штате не больше 15 человек.

Предприниматели, которые перешли  на патентную систему налогообложения, освобождаются от уплаты трех налогов: на доходы физ. лиц, на имущество и налога на добавленную стоимость. Патент будет выдаваться на 47 видов деятельности, в числе которых розничная торговля, мелкий ремонт, парикмахерские услуги и общепит, сдача жилья в аренду и др. Если бизнес многопрофильный, можно приобрести сразу несколько патентов. Срок действия "индульгенции" - от одного месяца до года. Стоимость патента рассчитывается исходя из налоговой ставки в 6 процентов и возможной выручки, которую может получить предприниматель. Ее годовой объем по каждому виду деятельности своими законами устанавливают регионы. На федеральном уровне утверждается минимальная и максимальная планки - от 100 тысяч рублей до одного миллиона. Но есть исключения. "По таким видам деятельности, как автоперевозки и перевозки водным транспортом, техобслуживание авто- и мототранспорта, обрядовые и ритуальные услуги размер потенциально возможного дохода разрешается увеличивать в три раза. В пять раз - по всем видам деятельности, которая осуществляется на территории города с население больше миллиона человек, и в 10 раз - по розничной торговле и общепиту. [2]

Еще один плюс для предпринимателей, переход на работу по патенту добровольный. Те, кому такая система не нравится, могут платить единый налог на внеменный доход (ЕНВД).

Однако в новой системе есть и проблемные моменты. Плата за патент взимается на входе бизнеса, при этом не ясно, принесет ли бизнес-концессия успех или нет. Также, предусматривается нарушения, если ограничения численности работников или объему выручки нарушены, предприниматель обязан будет перейти на общую систему налогообложения. Причем, с даты выдачи патента. Сумма, уплаченная за патент, не компенсируется, а может быть вычтена из НДФЛ.

По нашему мнению, патент - это, наверное, самая простая и понятная схема уплаты налогов среди всех возможных, не требующий серьезных познаний и консультаций способ ведения налогового учета, а также отсутствие необходимости подавать налоговые декларации.

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и  средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия  не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий  составляет свыше 80% от общего числа  предприятий. В этом секторе экономики  в развитых странах занято две  трети работающих, производится более  половины ВВП. Рассмотрим подробнее организацию малого и среднего предпринимательства в развитых странах.

 

    1. Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). В настоящее время во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких  как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние  предприятия. На них производится почти  половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия  дают 75—80% новых рабочих мест в  отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. [9]

В странах с развитой рыночной экономикой создание оптимальной структуры  предприятий достигается не столько  путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рационального  сочетания предприятий различных  размеров. При этом конкретные комбинации крупных, средних и малых предприятий  в каждой стране и в каждой отрасли  складываются в зависимости от национальных особенностей, от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса.

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России