Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ малого и среднего предприятия в развитых странах и возможность использования опыта в России.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности малого и среднего бизнеса;
- проанализировать тенденции развития данного сектора;

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы малого и среднего бизнеса 4
Основные понятия малого и среднего предприятия 4
Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах и в России 8
Проблема становления и развития малого и среднего бизнеса 13
Проблема становления малого и среднего бизнеса в России 13
Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России 18
Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в развитых
странах 22
Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в РФ на основе зарубежного опыта 27
Выводы и предложения 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.64 Кб (Скачать)

В Германии особенно популярен  такой вид малого бизнеса, как  семейное предприятие. Сейчас число  таких компаний перевалило уже за 1 млн. Государство также пытается помогать молодым инициаторам. К  примеру, получить долгосрочный кредит (примерно на 15 лет) можно под 5-8% годовых, а для тех, кто развивает своё предприятие в социальной сфере, действуют дополнительные льготы. Развитие малого и среднего бизнеса занимает особое место в политике современной Германии. В стране действует ряд программ принятых Федеральным Министерством экономики. К примеру «Устранение бюрократических препятствий», «Улучшения налоговых условий для предприятий малого и среднего бизнеса» «Улучшение возможности получения капитала».  На сегодняшний день в Германии в сфере малого и среднего бизнеса занято 65,5 процентов трудоспособного населения страны. Если говорить о направлениях деятельности малого и среднего бизнеса Германии, то в этом случае 31 процент составляет сфера услуг и 20 процентов - торговля. К наиболее перспективным отраслям развития малого и среднего бизнеса Германии можно отнести строительство и производство продуктов питания. 

В Японии существует больше 6 млн предприятий малого бизнеса. Система государственной поддержки малого бизнеса в Японии чрезвычайно развита. Еще в 1948 г . в стране было создано Управление мелких и средних предприятий как центральный правительственный орган, ответственный за разработку и проведение политики в этой области. Тогда же была создана и сеть государственных финансовых учреждений, которые предоставляют малым предприятиям льготные кредиты под определенные цели (например, на освоение новой технологии, энергосбережение, модернизацию оборудования и т.д.). Огромную роль с точки зрения расширения финансовых возможностей малого бизнеса играет система государственных гарантий по кредитам, предоставляемым малым предприятиям частными банками. Законодательство предусматривает ряд налоговых льгот для малых предприятий (по налогу на прибыль, на предпринимательство — в зависимости от масштабов бизнеса), а также ряд других льгот — для венчурных фирм, для предприятий депрессивных районов и т.д. 

Государственное регулирование  малого бизнеса в ЕС осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

Политика поддержки малого бизнеса в ЕС осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый бизнес в ЕС адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Как мы видим из исследования, малый и средний бизнес за рубежом  успешно развивается и постоянно  совершенствуется. В экономически развитых странах государство является не тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства, а активным сторонником и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается значительная поддержка на государственном уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительствами экономически развитых стран разрабатываются различные программы по поддержки такого предпринимательства, которые успешно доказали свою эффективность на практике. В любом иностранном государстве есть свои плюсы и минусы в развитии малых и средних предприятий. И любой опыт будет очень полезен для развития малого и среднего предпринимательства в России и для модернизации экономики, в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в РФ на основе зарубежного опыта

Экономика развитых стран, во многом основывается на малых  средних предприятиях, играющих исключительно важную роль в экономической и социальной жизни, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

В наших условиях малый  бизнес может стать лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Есть сферы экономики, в которых  предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся  сфера услуг, в том числе технические  услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная  поддержка. Она осуществляется в  различных формах: стимулированием  производства наиболее приоритетных видов  продукции, предоставлением налоговых  льгот, дотацией льготного банковского  кредитования, созданием информационно-консультативных  и научно-технических центров, развитием  системы страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства.

Для становления и развития малого бизнеса ему должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не экономически опасна. Она идет вразрез  с установленной в мире практикой  и современными мировыми тенденциями  развития экономики. Неоправданно высокое  налогообложение убивает в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5—10% полученной прибыли). Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Зарубежный опыт некоторых  отдельных стран, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии весьма наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения  для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса с системой налогообложения для определенных видов деятельности в форме единого  налога на вмененный доход. Объектом налогообложения является личный доход. Законодатель устанавливает, каков, по его мнению, должен быть доход в данного вида деятельности, и эта вмененная сумма облагается фиксированным налогом в 15% в месяц.

В современной России американский опыт пришёлся бы очень кстати. Во-первых, в Соединённых Штатах малый бизнес имеет чёткое законодательное определение, которое формируется из целого ряда критериев. Для одних компаний определяющим фактором является годовой оборот, для других – количество рабочих  мест и т.д. Здесь нет никаких  унифицированных стандартов – всё  определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Во-вторых, малый  бизнес в Америке всегда может  рассчитывать на квалифицированную  юридическую помощь со стороны специального адвокатского отдела, который содействует  предпринимателям в отстаивании  их прав в суде и других административных инстанциях. [9]

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» подняла вопрос о возможности создания в России 25 миллионов дополнительных рабочих мест и предложила «Стратегию России – 25 млн. новых рабочих мест». Главной движущей силой этого проекта должен стать частный бизнес, так как государство создает условия для его работы. [11]

Мы считаем, что это  вполне реалистичная задача, но только в том случае, если будет на деле осуществлена государственная поддержка  открытия новых предприятий и  улучшен инвестиционный климат.

С принятием Федерального закона «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введено ограничение  проверки предприятий один раз в  три года, что значительно повлияло на деятельность как предпринимателей, так и органов контроля. Это  положительное нововведение, однако, частный бизнес, на сегодняшний момент, считается у проверяющих органов  заведомо нарушающим закон, и он обязан доказывать свою невиновность. Пока такая  система не будет изменена, российский предприниматель не сможет спокойно и без вмешательства извне  развивать свой бизнес и способствовать формированию конкурентоспособной  экономики.

По результатам исследования зарубежного опыта можно сформулировать основные направления развития малого и среднего предпринимательства в России:

- снижение налоговой нагрузки, как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся. По данным Росстата, одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций, является высокий уровень налогов. С 1 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль - 20% и снижать её еще не готовы. Законом установлены ставки налога по зачислению, во-первых, в федеральный бюджет и, во-вторых, в бюджет субъекта РФ и местный бюджет. Ставка налога на совокупный доход, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, составляет 10% этого дохода, а в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет — в суммарном размере не более 20%. Ставки налога по валовой выручке: налог, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, уплачивается в размере 3,33% суммы валовой выручки, а в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет — не более 6,67%.

Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

 Целесообразно выделение грантов и субсидий, если предприятия, получившие помощь, не могут в полной мере развиваться, обремененные выплатами налогов. Это будет способствовать решению и проблемы наличия в стране неформального «теневого» бизнеса. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет. Основными преимуществами неофициального статуса такие предприниматели считают отсутствие налогового бремени. Это говорит о том, что при его снижении возможно увеличение легально зарегистрированных предприятий, что приведет к росту доходов государства. Через этап высоких налогов прошли многие страны запада, но в дальнейшем им пришлось от этого отказаться вследствие увеличения «теневого» сектора. По этому пути и следует идти России;

- необходимо совершенствовать  антикоррупционное законодательство и законы о дебюрократизации для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их безусловное исполнение. Хорошим примером для России является Европа, где за 24 часа (Испания) можно зарегистрировать свой бизнес, а затем заниматься любым бизнесом, не нуждающимся в лицензии. В 2012 году органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях совершенствования регионального антикоррупционного законодательства принято 119 нормативных правовых актов, однако этого еще не достаточно;

- разработка мер законодательного  порядка, стимулирующих кредитование  и инвестирование в сфере малого  бизнеса. Основные проблемы, с  которыми сталкиваются предприниматели:  высокая стоимость и затрудненный  доступ к заемным финансовым  ресурсам. Ставки в среднем колеблется от 16 до 21% при фактически стопроцентном обеспечении кредита залогом, ожидается конкуренция банков между собой в этой сфере, что повлечет большое разнообразие программ, ставки понизятся. Увеличение объема прямой поддержки малого и среднего бизнеса из бюджета в 2013 году не планируется. При решении этой проблемы возможно более устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности бизнеса в России;

- субсидии, направленные  на компенсацию расходов при  открытии своего дела или расширения  бизнеса предпринимателей, должны  быть заменены субсидиями, как  и в развитых странах (как  и было непродолжительное время  в России), выдаваемыми перед осуществлением  затрат (на определенный проект), так как нехватка средств остается  одной из наиболее острых проблем  малого бизнеса. В 2013 году любой человек, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может получить от государства безвозмездную ссуду размером от 160 до 300 тыс. рублей в зависимости от региона. Всего на финансирование программы «Мой план» государство потратило около 2 млрд рублей, в которой участвует около 40 регионов России.[13] Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о распределении федеральных субсидий на сумму 19 млрд рублей. В Пермский край для поддержания малого и среднего бизнеса будет направлено 476,6 млн. рублей. [14]

- должна быть решена  проблема предоставления малым  предприятиям государственных заказов.  Это можно сделать, разработав  жесткие требования к доле  заказов, приходящихся на малые  предприятия, в общей доле заказов.  Наиболее предпочтительной, на наш  взгляд, является практика США  и Германии в данном вопросе. В 2013 году планируется облегчить доступ к госзаказу малых предприятий, что окажет существенную поддержку. Объем рынка госзакупок составляет около 10 миллиардов долларов в год;

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России