Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ малого и среднего предприятия в развитых странах и возможность использования опыта в России.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности малого и среднего бизнеса;
- проанализировать тенденции развития данного сектора;

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы малого и среднего бизнеса 4
Основные понятия малого и среднего предприятия 4
Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах и в России 8
Проблема становления и развития малого и среднего бизнеса 13
Проблема становления малого и среднего бизнеса в России 13
Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России 18
Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в развитых
странах 22
Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в РФ на основе зарубежного опыта 27
Выводы и предложения 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.64 Кб (Скачать)

Таким образом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:

1) экономическая необходимость,  усиленная закономерностями развития  НТР объективно требует синтеза  крупного, среднего и малого производства;

2) социальные причины,  сгруппированные главным образом  вокруг проблемы занятости.

Сектор малого и среднего бизнеса представляет и постоянно  воспроизводит новые рабочие  места, тем самым, смягчая остроту  безработицы, и «спасает» экономику  от социальных перенапряжений, которые  негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в промышленно развитых странах мира в 1970 гг. большое развитие получали малые и средние предприятия, которые активно функционируют  в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых  продуктов, предоставление услуг.

На долю малых фирм и  их собственников в 2002 году приходилось  более 73% от числа занятых в ЕС. Как показал опыт работы малого бизнеса при анализе рынка труда в Европейском Союзе за период с 1988г. по 2003 г. общая численность персонала на крупных предприятиях сократилась, а малые предприятия увеличили число своих сотрудников на 8,5%. Наиболее велика эта разница в Швеции: при росте занятости на малых предприятиях на 27% численность занятых на крупных предприятиях сократилась почти на 40%. В Германии соответственно рост на 11,3% на малых предприятиях и рост занятости на крупных предприятиях всего на 5,7 %. Сдерживание растущей безработицы, возникающей вследствие развития автоматизированного производства, является серьезным аргументом в поддержку малого бизнеса. [4]

Организационно-правовая форма  малых и средних предприятий  устанавливается в соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской  деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства  как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных  обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться в форме:

- хозяйственных товариществ  и обществ,

- производственных кооперативов,

- государственных и муниципальных унитарных предприятии.

Основными организационно-правовыми  субъектами малого предпринимательства  являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в  различных отраслях экономики. 
Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества:

- полные товарищества,

- товарищества на вере (коммандитные),

- общества с ограниченной  ответственностью,

- открытые и закрытые  акционерные общества.

Малый и средний бизнес как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении  своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где  определены организационно-правовая форма  предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования  имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия  реорганизации и прекращения  деятельности и др.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной  деятельности (многопрофильные), относятся  к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в  объеме реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить три пути создания малых предприятий:

  1. переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
  2. выделение малых и средних предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
  3. создание новых малых и средних предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так как  практически все действующие  малые и средние предприятия  были созданы в рамках государственной  собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен  законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации  в различных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью  предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной  общей экономической ситуацией. Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что  малые предприятия оказывают  меньше воздействие и на экологическую  обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса  в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В  нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс  конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его  развитие существенным фактором и составной  частью реформирования экономики России.[3 ]

Чтобы глубже и подробнее  разобраться и понять необходимость  малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих  зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема становления и развития малого и среднего бизнеса
    1.   Проблема становления малого и среднего бизнеса в России

Федеральная Служба Государственной  Статистики РФ представила последние  данные о развитии малого и среднего предпринимательства:

В первом квартале 2012 г. на территории РФ действовало 238 тыс. малых предприятий  и 3589 средних предприятий.

По регионам развитие малых  предприятий происходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге-11%, в Московской и Тюменской области – по 4%, в Свердловской области и Краснодарском крае – по 3%, в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Изменение числа малых и средних предприятий за последние восемь лет представлены на рисунке 1. [11]

Рисунок 1. Динамика малых  и средних предприятий.

Теперь взглянем на коэффициент  рождаемости и смертности малых  предприятий в 2012 году, п.ч. оценивать, как это сделали Национального  института системных исследований проблем предпринимательства на 100 тыс. человек населения при  том, что население у нас сокращается, не совсем верно, как мне видится (ну собственно и Росстату тоже ). Итак, по сведениям Росстата за 1-й квартал 2012 года коэффициент рождаемости малых предприятий (кол-во новых предприятий на 1 тыс. существующих) – 22,3, что на 0,6 предприятий меньше, чем в 2011 году. А коэффициент смертности малых предприятий (кол-во официально закрытых на 1 тыс. существующих) – 21,4, что на 5,1 предприятий больше, чем в 2011 году. Как видно из графика рождаемости и смертности предприятий малого бизнеса (2012 год сделан на основе 1-го квартала), скоро для малого бизнеса настанет критический момент, когда закрываться будет больше предприятий, чем открываться.

Таким образом,  если тенденция 1-го квартала 2012 года по рождению и смертности малого бизнеса в 2012 году сохранится, то никакие усилия по делению и почкованию предприятий ЖКХ не покроют сокращение количества предприятий малого бизнеса.

Всего в штате малых предприятий по состоянию на конец первого квартала числилось 5 706 тыс. человек. Это на 3,9 процента больше показателя годичной давности. В структуре общей занятости населения на долю малых компаний пришлось по итогам квартала 12,3 процента.

При этом наибольший прирост численности сотрудников малых предприятий зафиксирован на Дальнем Востоке – плюс 13,7 процента по сравнению с показателем прошлого года. Следом идет Уральский федеральный округ, где штат малых компаний вырос на 11,5 процентов.

Снижение числа занятых  в малых компаниях зафиксировано  лишь в двух федеральных округах. Это Северо-Западный и Южный, где  этот показатель в первом квартале снизился на 5,7 и 1,3 процента соответственно.

Среди регионов по приросту штата малых предприятий лидируют Амурская, Ивановская и Новосибирская  области, с показателями 82,7%, 37,6% и 34,3% соответственно. Сильнее всего штат малых компаний сократился на Чукотке – минус 31,5%. Также сокращение зафиксировано в Чеченской республике, Белгородской области, Санкт-Петербурге, республике Коми и Оренбургской области.[11]

Для страны таких масштабов  малый бизнес может стать основой  экономики: в наших условиях он может  стать лишь связующим звеном, которое  обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том  числе технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий  углубления проводимых в России экономических  реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.[3]

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными предприятиями. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

В таблице 1 представлены основные проблемы Российского частного предпринимательства. [7]

Таблица 1. Основные проблемы частного предпринимательства в России.

Порядок    значимости

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в  целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и  высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Недостаток производственных площадей, офисов

12

Действия правительства, властей

13

Коррупция, взятки

14

Недостаток материальной базы

15

Финансовая политика государства, действия ЦБ

16

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

17

Высокие цены на сырье и  материалы

18

Монополия государства, госпредприятий

19

Трудности с арендой

20

Разрыв экономических  связей

21

Недостаток информации

22

Недостаток культуры, опыта

23

Необязательность партнеров

24

Проблемы собственности

25

Кадровые проблемы

26

Недостаток собственных  средств

27

Невыгодность производства

28

Большая, громоздкая отчетность

29

Невыгодность инвестиций

30

Конкуренция

31

Несовершенство рынка

32

Недоверие западных партнеров

33

Отрицательное отношение  к предпринимателям

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России