Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является анализ малого и среднего предприятия в развитых странах и возможность использования опыта в России.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности малого и среднего бизнеса;
- проанализировать тенденции развития данного сектора;
Введение 3
Теоретические основы малого и среднего бизнеса 4
Основные понятия малого и среднего предприятия 4
Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах и в России 8
Проблема становления и развития малого и среднего бизнеса 13
Проблема становления малого и среднего бизнеса в России 13
Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России 18
Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в развитых
странах 22
Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в РФ на основе зарубежного опыта 27
Выводы и предложения 33
Список использованных источников 35
Таким образом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:
1) экономическая необходимость,
усиленная закономерностями
2) социальные причины,
сгруппированные главным
Сектор малого и среднего
бизнеса представляет и постоянно
воспроизводит новые рабочие
места, тем самым, смягчая остроту
безработицы, и «спасает» экономику
от социальных перенапряжений, которые
негативно сказались бы на ее развитии.
И поэтому в промышленно
На долю малых фирм и их собственников в 2002 году приходилось более 73% от числа занятых в ЕС. Как показал опыт работы малого бизнеса при анализе рынка труда в Европейском Союзе за период с 1988г. по 2003 г. общая численность персонала на крупных предприятиях сократилась, а малые предприятия увеличили число своих сотрудников на 8,5%. Наиболее велика эта разница в Швеции: при росте занятости на малых предприятиях на 27% численность занятых на крупных предприятиях сократилась почти на 40%. В Германии соответственно рост на 11,3% на малых предприятиях и рост занятости на крупных предприятиях всего на 5,7 %. Сдерживание растущей безработицы, возникающей вследствие развития автоматизированного производства, является серьезным аргументом в поддержку малого бизнеса. [4]
Организационно-правовая форма малых и средних предприятий устанавливается в соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.
Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
- хозяйственных товариществ и обществ,
- производственных кооперативов,
- государственных и муниципальных унитарных предприятии.
Основными организационно-правовыми
субъектами малого предпринимательства
являются хозяйственные товарищества
и общества, функционирующие в
различных отраслях экономики.
Основными организационно-правовыми формами
субъектов малого предпринимательства
являются хозяйственные товарищества
и общества:
- полные товарищества,
- товарищества на вере (коммандитные),
- общества с ограниченной ответственностью,
- открытые и закрытые акционерные общества.
Малый и средний бизнес
как хозяйствующий субъект
Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три пути создания малых предприятий:
В современных условиях первый
путь является основным, так как
практически все действующие
малые и средние предприятия
были созданы в рамках государственной
собственности, и механизм их преобразования
в частную собственность
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит
малый бизнес в формирование конкурентной
среды, что для нашей
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.[3 ]
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Федеральная Служба Государственной Статистики РФ представила последние данные о развитии малого и среднего предпринимательства:
В первом квартале 2012 г. на территории РФ действовало 238 тыс. малых предприятий и 3589 средних предприятий.
По регионам развитие малых предприятий происходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге-11%, в Московской и Тюменской области – по 4%, в Свердловской области и Краснодарском крае – по 3%, в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Изменение числа малых и средних предприятий за последние восемь лет представлены на рисунке 1. [11]
Рисунок 1. Динамика малых и средних предприятий.
Теперь взглянем на коэффициент
рождаемости и смертности малых
предприятий в 2012 году, п.ч. оценивать,
как это сделали Национального
института системных
Таким образом, если тенденция 1-го квартала 2012 года по рождению и смертности малого бизнеса в 2012 году сохранится, то никакие усилия по делению и почкованию предприятий ЖКХ не покроют сокращение количества предприятий малого бизнеса.
Всего в штате малых предприятий по состоянию на конец первого квартала числилось 5 706 тыс. человек. Это на 3,9 процента больше показателя годичной давности. В структуре общей занятости населения на долю малых компаний пришлось по итогам квартала 12,3 процента.
При этом наибольший прирост численности сотрудников малых предприятий зафиксирован на Дальнем Востоке – плюс 13,7 процента по сравнению с показателем прошлого года. Следом идет Уральский федеральный округ, где штат малых компаний вырос на 11,5 процентов.
Снижение числа занятых
в малых компаниях
Среди регионов по приросту
штата малых предприятий
Для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.[3]
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
В таблице 1 представлены основные проблемы Российского частного предпринимательства. [7]
Таблица 1. Основные проблемы частного предпринимательства в России.
Порядок значимости |
Основные проблемы |
1 |
Налоги |
2 |
Законодательство |
3 |
Инфляция |
4 |
Экономическая ситуация в целом |
5 |
Поставки, дефицит |
6 |
Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 |
Неплатежеспособность |
8 |
Несовершенство банковской системы |
9 |
Политическая ситуация |
10 |
Бюрократия |
11 |
Недостаток производственных площадей, офисов |
12 |
Действия правительства, властей |
13 |
Коррупция, взятки |
14 |
Недостаток материальной базы |
15 |
Финансовая политика государства, действия ЦБ |
16 |
Сбыт, поиск клиентов, потребителей |
17 |
Высокие цены на сырье и материалы |
18 |
Монополия государства, госпредприятий |
19 |
Трудности с арендой |
20 |
Разрыв экономических связей |
21 |
Недостаток информации |
22 |
Недостаток культуры, опыта |
23 |
Необязательность партнеров |
24 |
Проблемы собственности |
25 |
Кадровые проблемы |
26 |
Недостаток собственных средств |
27 |
Невыгодность производства |
28 |
Большая, громоздкая отчетность |
29 |
Невыгодность инвестиций |
30 |
Конкуренция |
31 |
Несовершенство рынка |
32 |
Недоверие западных партнеров |
33 |
Отрицательное отношение к предпринимателям |