Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является анализ малого и среднего предприятия в развитых странах и возможность использования опыта в России.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности малого и среднего бизнеса;
- проанализировать тенденции развития данного сектора;
Введение 3
Теоретические основы малого и среднего бизнеса 4
Основные понятия малого и среднего предприятия 4
Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах и в России 8
Проблема становления и развития малого и среднего бизнеса 13
Проблема становления малого и среднего бизнеса в России 13
Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России 18
Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в развитых
странах 22
Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в РФ на основе зарубежного опыта 27
Выводы и предложения 33
Список использованных источников 35
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше
преобладали научно-
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий
- низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый и средний бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции. [9]
В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, также существуют федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.
В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.
2.2 Основные
направления государственной
Механизм формирования и
осуществления поддержки малого
бизнеса может сложиться только
под влиянием тех задач, которое
поставит перед собой государство.
Опыт развитых стран показывает, что
для вовлечения предпринимательского
потенциала в развитие экономики
требуется содействие государства
в создании необходимых предпосылок
для нормального
В России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.
Однако отметим ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.
Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.
Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом.
И, в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
- создание институциональных основ;
- управленческая научно-методическая поддержка;
- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
- финансово-кредитная поддержка;
- налоговая политика;
- антимонопольная политика.
Рассмотрим лишь некоторые
формы государственной
Полнота и комплексность
институтов и инфраструктурной поддержки
различаются по регионам России. Практически
инфраструктура создает каналы, по
которым государственная
Под управленческой научно-методической
поддержкой подразумевается
Важным инструментом государственной
поддержки малым предприятиям в
большинстве промышленно
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.
Государственная поддержка
малому и среднему бизнесу в налоговой
политике проявляется через льготную
систему налогообложения и
Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих, меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.
По нашему мнению, развитие малого предпринимательства показывает, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.
Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. [6]
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.
2.3 Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в развитых странах
В экономически развитых странах
число малых и средних
Таблица 2.- Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах
Страны |
Количество малых и средних предприятий (тыс) |
Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей |
Занято на малых и средних предприятиях (млн.человек) |
Доля малых и средних
предприятий в общей |
Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно) |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
68,0 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6440 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
875 |
57 |
7,5 |
15 |
9-10 |
Малый бизнес использует не больше 3% основных фондов промышленности, но даже при этом их часть в общественном производстве страны представляет 10-11%. В США в компаниях с численностью до 100 чел. работает больше 36 млн граждан. Количество малых фирм достигает там 18 млн., а часть работающих в малом бизнесе представляет 45% всего работоспособного населения. На них приходится около 38% валового национального продукта. Россия находиться на последнем месте, так как количество малых и средних предприятий составляет 875 тыс., когда в развитых странах от двух миллионов.
В Великобритании на малый бизнес придется приблизительно 20% ВВП. В Японии в малом бизнесе занято 3/4 всей рабочей силы. В России функционировало едва больше 900 тыс. малых предприятий (из них больше 1/3 находились в Москве), причем лишь 10 них - производственные. По мнению же отечественных и заграничных специалистов, чтобы решить стоящую перед страной задачу построения рыночной экономики и гражданского общества, количество малых предприятий в ближайшие годы должно увеличиться приблизительно в 4-5 раза и достичь 1-4 млн.
Успешный малый и средний бизнес в Италии зачастую строится благодаря оказанной вовремя поддержке. Так в Италии традиционно развито кооперативное кредитование. Корни этого явления уходят на многие века назад. Но в конце 19-20 веке явление получило новый толчок в развитии.
На сегодняшний день более 60 % банков являются кооперативными. Каждый из этих банков может похвастаться широкой сетью отделений. Как правило кооперативные банки это некрупные финансовые заведения. Чаще всего это средние и мелкие банки. Однако это не мешает доле выдаваемых ими кредитов расти год от года. За последнее десятилетие она выросла более чем на 12 %. Для поддержки малого бизнеса выдаются малые и средние кредиты. При необходимости можно получить и так называемый микрокредит. Однако, есть отрицательная сторона – налоговая система находится в состоянии изменения. Происходит много реформ в этой области. А простотой своей она не славилась и до начала реформ. Хотя налоговое бремя в Италии ниже чем, например, в Швеции или Франции.
Во Франции созданы
все условия для развития малого
бизнеса. В отличие от США в первые
2 года предприниматели вообще освобождаются
от уплаты налогов в местный бюджет и от
сборов на акционерные общества, причём
подоходный налог тоже считается по пониженной
ставке.
Кстати, сверхмалыми предприятиями во
Франции являются компании с числом работников
меньше 10 человек и с годовым оборотом
меньше 2 млн евро, на малых предприятиях
могут работать от 10 до 49 человек, а их
оборот не должен превышать 10 млн евро.
Стоимость регистрации нового бизнеса
в среднем составляет 84 евро.