Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ малого и среднего предприятия в развитых странах и возможность использования опыта в России.
Задачи курсовой работы:
- изучить особенности малого и среднего бизнеса;
- проанализировать тенденции развития данного сектора;

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы малого и среднего бизнеса 4
Основные понятия малого и среднего предприятия 4
Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах и в России 8
Проблема становления и развития малого и среднего бизнеса 13
Проблема становления малого и среднего бизнеса в России 13
Основные направления государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в России 18
Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса в развитых
странах 22
Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в РФ на основе зарубежного опыта 27
Выводы и предложения 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.64 Кб (Скачать)

 

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические  кооперативы, теперь, по официальным  данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Но главная причина  сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый  и средний бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это  приводит к тому, что только часть  зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии  приступить к реальному производству продукции. [9]

В России по мере развития малого и  среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации  малого и среднего предпринимательства, также существуют федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние годы широко исследуются  вопросы о наиболее эффективных  и формах и методах государственной  поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

 

2.2  Основные  направления государственной поддержки  развития малого и среднего  предпринимательства в России

Механизм формирования и  осуществления поддержки малого бизнеса может сложиться только под влиянием тех задач, которое  поставит перед собой государство. Опыт развитых стран показывает, что  для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики  требуется содействие государства  в создании необходимых предпосылок  для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

В России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.

Однако отметим ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.

Во-первых, государство выступает  как властная структура, устанавливающая  рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и  контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.

Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного  управления государственным имуществом.

И, в-третьих, государство  является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

- создание институциональных основ;

- управленческая научно-методическая поддержка;

- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

- финансово-кредитная поддержка;

- налоговая политика;

- антимонопольная политика.

Рассмотрим лишь некоторые  формы государственной поддержки  на развитие малого и среднего бизнеса. Динамичное развитие малого предпринимательства, его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров.

Полнота и комплексность  институтов и инфраструктурной поддержки  различаются по регионам России. Практически  инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка  доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются  отдельные рыночные услуги. Кроме  того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и  кооперация, что способствует самоорганизации  малого предпринимательства.

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а  также через различные программы  на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных  и консультационных центров и  других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса  лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных  условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Важным инструментом государственной  поддержки малым предприятиям в  большинстве промышленно развитых стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому бизнесу  гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить  производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать  оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка  малому бизнесу осуществляется путем  реализации государственных целевых  программ, предоставление льготных и  безвозмездных субсидий, прежде всего  на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у  частных банковских структур для  переоснащения производства, его  расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных  кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью  системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Государственная поддержка  малому и среднему бизнесу в налоговой  политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему  ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению  справедливых равноправных условий  подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих, меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

По нашему мнению, развитие малого предпринимательства показывает, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. [6]

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

 

2.3 Развитие и  проблемы малого и среднего  бизнеса в развитых странах

В экономически развитых странах  число малых и средних предприятий  превышает 80% от их общего числа. На предприятиях сосредоточены больше две трети  населения, производится свыше половины валового внутреннего продукта (ВВП). Как правило, в развитых странах  ведется целеустремленная активная политика развития и поддержки малого и среднего бизнеса.   Рассмотрим в таблице 2 уровень развития малых и средних предприятий в некоторых развитых странах.[10]

Таблица 2.- Уровень развития малого и среднего предпринимательства  в некоторых странах

Страны

Количество малых и  средних предприятий (тыс)

Количество малых и  средних предприятий на 10 тыс. жителей

Занято на малых и средних  предприятиях (млн.человек)

Доля малых и средних  предприятий в общей численности  занятых (%)

Доля малых и средних  предприятий в ВВП (%, оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны     ЕС

15770

450

68,0

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6440

496

39,5

78

52-55

Россия

875

57

7,5

15

9-10


 

Малый бизнес использует не больше 3% основных фондов промышленности, но даже при этом их часть в общественном производстве страны представляет 10-11%.  В США в компаниях с численностью до 100 чел. работает больше 36 млн граждан. Количество малых фирм достигает там 18 млн., а часть работающих в малом бизнесе представляет 45% всего работоспособного населения. На них приходится около 38% валового национального продукта. Россия находиться на последнем месте, так как количество малых и средних предприятий составляет 875 тыс., когда в развитых странах от двух миллионов.

В Великобритании на малый  бизнес придется приблизительно 20% ВВП. В Японии в малом бизнесе занято 3/4 всей рабочей силы. В России функционировало едва больше 900 тыс. малых предприятий (из них больше 1/3 находились в Москве), причем лишь 10 них - производственные. По мнению же отечественных и заграничных специалистов, чтобы решить стоящую перед страной задачу построения рыночной экономики и гражданского общества, количество малых предприятий в ближайшие годы должно увеличиться приблизительно в 4-5 раза и достичь 1-4 млн.

Успешный малый  и средний бизнес в Италии зачастую строится благодаря оказанной вовремя поддержке. Так в Италии традиционно развито кооперативное кредитование. Корни этого явления уходят на многие века назад. Но в конце 19-20 веке явление получило новый толчок в развитии.

На сегодняшний день более 60 % банков являются кооперативными. Каждый из этих банков может похвастаться широкой сетью отделений. Как  правило кооперативные банки это некрупные финансовые заведения. Чаще всего это средние и мелкие банки. Однако это не мешает доле выдаваемых ими кредитов расти год от года. За последнее десятилетие она выросла более чем на 12 %. Для поддержки малого бизнеса выдаются малые и средние кредиты. При необходимости можно получить и так называемый микрокредит. Однако, есть отрицательная сторона – налоговая система находится в состоянии изменения. Происходит много реформ в этой области. А простотой своей она не славилась и до начала реформ. Хотя налоговое бремя в Италии ниже чем, например, в Швеции или Франции.

Во Франции созданы  все условия для развития малого бизнеса. В отличие от США в первые 2 года предприниматели вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от сборов на акционерные общества, причём подоходный налог тоже считается по пониженной ставке.   
   Кстати, сверхмалыми предприятиями во Франции являются компании с числом работников меньше 10 человек и с годовым оборотом меньше 2 млн евро, на малых предприятиях могут работать от 10 до 49 человек, а их оборот не должен превышать 10 млн евро. Стоимость регистрации нового бизнеса в среднем составляет 84 евро.

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России