Анализ развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы показать развития малого бизнеса в Российской экономике.
Задачи: раскрыть сущность малого бизнеса, его структуру, особенности развития малого предпринимательства.

Оглавление

1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике
1.1 Сущность малого предпринимательства
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике
2 Отдельные формы малого предпринимательства
2.1 Субподрядная система
2.2 Франчайзинг
2.3 Венчурный (рисковый) бизнес
3 Анализ развития малого бизнеса в России
3.1 Развитие малого бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

Файлы: 1 файл

курсовик малый бизнес его роль.doc

— 347.50 Кб (Скачать)
 

     Содержание 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 
 

     Начало  XX века для России является продолжением демократических реформ. Важным направлением в реформировании экономики остается развитие рыночных отношений.

  Переход от  авторитарного государства  к демократическому оказался непростым. Первые годы в преобразовании не принесли ожидаемых экономических результатов. Производство в стране сократилось. Сравнительно небольшой опыт рыночных реформ в России, а также практика развитых стран показывает, что существенный рывок невозможен без развития малого бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство  играют весьма  важную роль  в  экономике, их развитее  влияет на экономический  рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, решая многие актуальные экономические, социальные проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше начинает заниматься малым бизнесом.  

     Предпринимательство вообще и малый бизнес в России известны с давних пор. Первоначальное  их проявления было в торговой форме в виде промыслов. Широкое развитие  предпринимательства пришлось на годы правления Петра I , в пореформенный период – 60-70 годы XIX века, в начале XX века приобрело массовый характер.

     Период, последовавший за революцией 1917 года свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства  началось с января 1991 года. С вступлением в силу Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ряда постановлений и законов о развитии малого предпринимательства. Малый бизнес- это совокупность  мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.  Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Не преувеличивая  значения малого бизнеса нужно отметить, что его роль в развитии экономики, в удовлетворении нужд населения достаточно велика, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования.

     Цель  работы показать развития малого бизнеса в Российской экономике.

     Задачи: раскрыть сущность малого бизнеса, его структуру,  особенности развития малого предпринимательства. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике

      1.1 Сущность малого предпринимательства

 
 

      Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемые определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законами признаки, конституирующие сущность этого понятия. По показаниям мировой и отечественной практики основным критерием, по которому предприятия различных организационных форм относятся к субъектам малого бизнеса, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

      Еще одним из  критериев, по которому предприятие  относится к малому предпринимательству выступает объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применятся вышеназванные.

      Международная организация экономического сотрудничества и развития, в  которую входят развитые страны, определяет  предприятия с числом до 19 человек как «весьма малыми», до 99 человек – «малые», от 100 до 999 как «средние» и свыше 500 –«крупные».

     В российской практике существовании  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых средняя численность составляла не более 100 человек. По постановлению совета Министерства СССР от 1990 года, к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающих: в промышленности – 200, в науке и научном обслуживание-100, в других отраслях производственной сферы-50, в отраслях непроизводственной сферы-25, в розничной торговле-15 человек. Вместе с этим учитывался объём хозяйственного оборота. Принцип отнесения предприятий к алым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

     В соответствии с федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»  от 1995г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля  участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким субъектам малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников  за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

     - в промышленности, в строительстве,  на транспорте – 100 человек;

     - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

     - в оптовой торговле – 50 человек;

     - в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30 чел.;

     - в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности  – 50 человек.

     Средняя численность определяется с учетом всех его работников,  в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству, работников представительств, филиалов.

     В случае превышения малым предприятием численности работников оно лишается льгот, предусмотренных законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на следующие три месяца.

     К субъектам малого предпринимательства  также относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью  без образования юридического лица.

     Число малых предприятий в России по отраслям экономики за последние  годы не увеличивается, так как имеются  серьёзные трудности в организации  их деятельности. Однако за этот же период увеличилась численность таких  субъектов как индивидуальные предприниматели.

     Некоторые критерии применяемые в других странах, по которым субъекты экономики  относят  к малым предприятиям.

     В странах членах ЕС все хозяйствующие  субъекты экономики подразделяются на микропредприятия, малые, средние  и крупные предприятия:

     - микропредприятия – с численностью  занятых от 1до 9 человек;

     - малые предприятия – с численностью  от 10 до 29 человек;

     - средние предприятия – с численностью  от 50 до 249 человек.

     В целом, в ЕС другими критериями, позволяющими отнести предприятия к малым, наряду с численностью, является товарооборот – не 40 млн.евро, либо балансовая стоимость активов – не более 27 млн.евро. Важным является экономическая независимость малых предприятий. Однако в различных европейских странах количественный критерий значительно отличается.

     В Австрии к малым относят следующие: численность – не более 50 человек, при этом годовой доход не более 5 млн.евро, либо балансовая стоимость активов- не более 2 млн.евро. Доля в собственности внешних предприятий не должна превышать 25%.

     В Германии к малым и средним  относят  предприятия с численностью – не более 500 человек, с годовым оборотом не более 100 млн.евро. В секторе ремесленной  торговли к малым относят все предприятия, владельцы которых внесены в реестр ремесленной торговли, независимо от размеров предприятия и вида деятельности.

     В Италии микропредприятия  считаются, на которых занято не боде 19 человек, к малым относят с числом работающих от 20 до 99 человек.

     В Швеции к малым и средним относят  предприятия с численностью  не более 200 человек.

     В США относят предприятия, управляемые  независимыми собственниками, не занимающими доминирующего положения на рынке. Количественный критерий устанавливается Администрацией малого бизнеса США для каждой отрасли, в соответствии со Стандартным промышленным классификатором в зависимости от особенностей производства.

     Во  всех странах первым критерием отнесения  предприятия к малым является численность работающих, наряду с  которой применятся так же как  стоимость активов, объем оборота, объём дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала. [1. С. 15-17] 
 

      1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства

 
 

     Малое предпринимательство играет важную роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества.

     Анализ  опыта зарубежных и отечественных  предпринимателей малого бизнеса указывает  на следующие преимущества:

     - более быстрая адаптация к  местным условиям хозяйствования;

     - большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

     - относительно невысокие расходы  при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

     - большая  возможность индивида  реализовать свои идеи, проявить  свои способности;

     - более низкая потребность в  первоначальном капитале и способность  быстро вводить изменения в  продукцию и в процесс производства  в ответ на требования местных  рынков;

     - относительно более высокая оборачиваемость  собственного капитала.

     Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно влияет на деятельность предприятия в целом. Малые предприятия лучше информированы  об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства для существования значительного числа работников. Способствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, содействуя подготовке профессиональных работников, распространению практических навыков. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение по числу, по удельному весу в производстве товаров.

     Малому  предпринимательству присущи и  недостатки :

     - боле высокий уровень риска, обуславливающий высокую степень неустойчивости положения на рынке;

     - большая зависимость от крупных  компаний;

     - ошибки в управлении собственным  делом;

     - слабая компетентность руководителей,  высокая чувствительность к изменениям  условий хозяйствования;

     - трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

     - неуверенность и осторожность  хозяйствующих партнеров при  заключении договоров.

     Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  предприятий.

     Запущенность  бизнеса, слабое здоровье и вредные  привычки руководителя фирмы, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество являются причинами банкротства малых  предприятий.

     Шансы каждой малой фирмы на успех повышаются по мере взросления.

Фирмы, которые долго существуют при  одном владельце, приносят высокий и

стабильный  доход, чем фирмы, часто меняющие владельца. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а команда из двух, трех, четырех  человек шансов на выживание намного больше, так как коллективное принятие решений более профессионально. Не малую роль в живучести предприятия на первом этапе оказывает и первоначальный капитал. Чем больше капитал вложенный в фирму, тем больше у неё возможности сохранения деятельности в кризисные периоды.

Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в России