Анализ развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы показать развития малого бизнеса в Российской экономике.
Задачи: раскрыть сущность малого бизнеса, его структуру, особенности развития малого предпринимательства.

Оглавление

1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике
1.1 Сущность малого предпринимательства
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике
2 Отдельные формы малого предпринимательства
2.1 Субподрядная система
2.2 Франчайзинг
2.3 Венчурный (рисковый) бизнес
3 Анализ развития малого бизнеса в России
3.1 Развитие малого бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

Файлы: 1 файл

курсовик малый бизнес его роль.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

     Недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценивать их деятельность. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. При чём доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта. [1. С. 18-21] 
 

      1.3 Роль малого предпринимательства в экономике

 
 

     Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной  рыночной экономики. Малые предприятия  имеют важное социально-экономическое  значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчить последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят  значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

     Роль  малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:

  • численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
  • вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции;
  • вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
  • ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
  • насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
  • навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями.

     Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию  и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Всё это определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны. [1. С. 22-25] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Отдельные формы  малого предпринимательства

      2.1 Субподрядная система

 
 

     Субподрядная (субконтрактная) система — одна из форм производственной кооперации между крупными предприятиями и  мелкими производителями.

     Субподрядная система охватывает производственную и научно-производственную сферу. Субконтрактация - способ организации промышленного производства, рассчитанный на взаимодействие головного предприятия – «контрактора» и широкой сети гибко специализированных поставщиков - «субконтракторов».

     В большинстве развитых стран на основе гражданского, контрактного и торгового  права регулируются и субконтрактные правоотношения между различными субъектами предпринимательства и государством.

     - субподрядчик использует для  производства требуемой работы документы, предоставляемые заказчиком, и необходимые технические спецификации;  
          - субподрядчик снабжается материалами и деталями со стороны заказчика, а в случае особой специфики работы это правило распространяется

 на  инструменты и контрольные приборы;

          - субподрядчик несет ответственность за возможный брак до соответствующего контроля со стороны заказчика.

     Как видно из приведенного определения, субподрядчик выполняет промежуточные  операции, обеспечивая заказчика  в соответствии с его спецификацией соответствующими элементами для конечного производства. Субподрядная система создает как бы дополнительную фазу в процессе производства

     Субподрядная  система стала применяться в  Японии с 20-х гг., но наиболее активно  распространилась в 30-40-е гг., в США – в 50-е гг., а в Европе – в 60-е гг.

     Как уже сказано выше, в Японии субподряд  начал практиковаться в 20-е годы ХХ столетия. С течением времени взгляды японского общества на субподряд претерпели кардинальное изменение. Традиционно исследователи особо подчеркивали неравнозначность крупных и мелких предприятий в субподрядных отношениях. Бытовало мнение о том, что крупные предприятия обладают всей полнотой власти при определении цен; условий, регламентирующих качество и поставку продукции, и тем самым используют мелкие фирмы в качестве амортизатора, смягчающего шоковое воздействие при изменении конъюнктуры рынка. Также подчеркивалась двойственная структура рынков труда и капитала как основа системы субподряда.

     Каков же набор условий, в которых может возникнуть система субподряда? Этот вопрос следует рассматривать как в историческом, так и в теоретическом ракурсе.

     Исторический  ракурс необходим для того, чтобы  определить, в каких условиях возникает, существует и развивается система  субподряда. В научных кругах до сих пор продолжается спор относительно того, существовала ли японская экономическая система "непрерывно" на протяжении Второй мировой войны, или же война "нарушила" ее обычный ход развития. Однако по крайней мере бесспорно то, что японская экономика унаследовала от довоенной системы часть существовавших в предвоенные годы экономических условий, создавших начальные предпосылки для появления системы субподряда.

     Во-первых, во второй половине 1940-х и в 1950-х  гг. отчетливо просматривалось существование двойственной структуры - крупных и мелких предприятий, однако разрыв между ними в области, например, технологии и деловой активности, был не столь велик, чтобы он мог помешать установлению между ними действенных субподрядных отношений. Во-вторых, конъюнктура мирового рынка на тот момент была такова, что Япония обладала сравнительным преимуществом в сфере трудоемких товаров производственного назначения, тогда как японские малые и средние предприятия не испытывали недостатка в трудовых ресурсах. В то же самое время малый и средний бизнес Японии не имел прямого доступа к иностранным технологиям и экспортным каналам, что давало возможность крупным предприятиям использовать его потенциал. В-третьих, в те годы правительство осуществило ряд программ в поддержку малых и средних предприятий. Такие программы, в частности, предусматривали комплексные мероприятия, направленные на содействие механизмам финансирования, совершенствование практики управления и технологий, стимулирование кооперативных организаций и планов модернизации посредством консультаций и налоговых льгот. Особенно важной была финансовая поддержка, которая компенсировала собой ограниченную ликвидность Помимо этого, осуществлялись специальные программы по защите наименее развитых малых и средних предприятий в области социальной политики и конкурентной борьбы.

     Почему  все же применялась эта система, чем она полезна для мелких предприятий? Получая выгоду от долгосрочных договорных отношений с субподрядчиками, крупные предприятия предоставляли  малому и среднему бизнесу техническую помощь. Долгосрочные договорные отношения делали возможной стабилизацию финансового положения малых и средних предприятий. Эта система эффективно действовала в период быстрого экономического роста 1955 - 1973 гг. Это был первый период развития субподряда в Японии.

     После 1973 г. японская экономика столкнулась  с пониженными темпами роста  и нехваткой рабочей силы. Чуть позднее развилась глобализация деятельности японских фирм,  в том  числе малых и средних, которые  особенно активно двинулись в соседние страны. Начался второй этап субподрядных отношений в Японии.

     Для него характерно то, что перед компаниями встала проблема выбора моделей субподряда, отказа от него в ряде случаев. Привычный  регламентированный и долгосрочный характер субподряда тормозил необходимые изменения структуры промышленной организации. Многие малые и средние предприятия осуществили прямые инвестиции за рубежом, избавившись от старых, недостаточно гибких взаимоотношений субподряда

     В целом для возникновения субподряда в той или иной отрасли промышленности ключевым фактором являются ее технологические характеристики, возможности технического разделения труда, когда процесс производства разлагается на конкретные операции. Дополнительный толчок развитию субподряда дала информационная экономика. [7.] 
 

      2.2 Франчайзинг

 
 

     Франчайзинг – это система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий  крупного и малого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в  целом остаётся самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятием – франчейзером и мелким – франчайзи (оператором). Франчайзер - крупная родительская компания обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма - франчайзи обязуется предоставить компании - франчейзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учётом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией франчаейзером, вести бизнес в соответствии с её предписаниями.

     Франчайзи выплачивает единовременный взнос  за право пользования на рынке  именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого франчейзер может  назначить регулярную плату за рекламу  торговой марки, которую использует оператор. Плата составляет в пределах 1-5% выручки, так же устанавливается размер отчислений от объёма текущих продаж франчайзи в среднем 2-3%

     Различают два типа договорных отношений. Первый применим в сфере торговли. Суть в том, что фирма – франчайзи  узко специализированана реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объёма продаж. Так работает большинство фирм по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.

     Второй  тип сложнее. Мелкая фирма-франчайзи  работает не просто под торговой маркой фрачейзера, а включается в полный цикл крупной компании, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества,  обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Всё это приводит  к особой ответственности мелкой фирмы.

     Франчайзинг широко распространен в индустрии  безалкогольных напитков: «Соса-Соla», «Pepsi».

     Первой  на франчайзинговом рынке в России стала компания «Kodak», открывшая 1988 году первую экспресс –лабораторию, теперь их более 500.

     Более широкое применение в России эта система получила в отрасли быстрого питания.

     К сожалению, в России  до настоящего времени отсутствует по существу законодательство о франчайзиинговой деятельности.

     В целях распространения франчайзинга владельцы крупных фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь потенциальных покупателей права на льготное предпринимательство. В настоящее время наиболее широко эта форма предпринимательства развита в таких областях бизнеса, как бензозаправочные станции, торговля легковыми и грузовыми автомобилями, рестораны и закусочные быстрого обслуживания.

     Франчйзинг  имеет свои преимущества и недостатки.

     В числе преимуществ то, что фирма-франчайзи  приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов, открывает свое дело с меньшим риском, получает советы и поддержку своего партнера – крупной фирмы.

     Очевидна  заинтересованность крупных фирм. Они  расширяют сферу сбыта свой продукции, проникая на небольшие рынки, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают контроль за качеством производимой продукции и услуг.

     Недостатки  франчайзинга: необходимость учёта  интересов партнера – крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объёма продаж, что может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию; обязательность соблюдения методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании.

Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в России