Анализ развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы показать развития малого бизнеса в Российской экономике.
Задачи: раскрыть сущность малого бизнеса, его структуру, особенности развития малого предпринимательства.

Оглавление

1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике
1.1 Сущность малого предпринимательства
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике
2 Отдельные формы малого предпринимательства
2.1 Субподрядная система
2.2 Франчайзинг
2.3 Венчурный (рисковый) бизнес
3 Анализ развития малого бизнеса в России
3.1 Развитие малого бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

Файлы: 1 файл

курсовик малый бизнес его роль.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

     Медленное становление рыночной экономики, тяжелый  налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию  и услуги, слабая государственная  поддержка предпринимательства сдерживает развитие малого бизнеса в России. Франчайзинг у нас представлен пока в одной форме: зарубежный франчейзер – российская франчайзи.

     Становление и развитие франчайзинга наряду с  арендой и лизингом позволяет  быстрее решить проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции – движущей силы рыночной экономики.  [2. С. 118-127]

      2.3 Венчурный (рисковый) бизнес

 
 

     Венчурный бизнес - рискованный бизнес, ставший основной формой 

технологических нововведений. Характерен для условий коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких отраслях, повышения степени рисков вложений капитала в инновационные сферы. Этим бизнесом занимаются соответствующие фирмы. Они служат начальной ступенью создания продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию производства. В международной практике по завершении работы, связанной с созданием продукта, венчурная фирма, как правило, прекращает свое существование. В России венчурный бизнес находится на начальной стадии становления.

     Привлечение акционерного капитала в мелкие и  средние частные компании как  явление и процесс не было известно в после перестроечной России вплоть до последнего времени. Рынок свободного капитала у нас до сих пор еще не сложился, поэтому, собственно говоря, и привлекать - то пока особенно нечего.

     Неразвитость  деловой инфраструктуры в России в сочетании с информационной непроницаемостью и пережитками многолетней изоляции страны от остального мира в сознании многих предпринимателей мешают увидеть, что в России сегодня уже работает новая финансовая индустрия – венчурный капитал.

     "Венчурный"  или "рисковый" капитал - малопонятный  для подавляющего большинства россиян феномен. Его путают с банковским кредитованием или благотворительностью. Информации о характере и деятельности венчурных фондов и компаний практически нет.

      Между тем, российский (по месту деятельности, а не происхождению) венчурный бизнес существует уже более 3 - х лет. Немалый срок, если принять во внимание быстротечность перемен в бывшем Советском Союзе.  
           Название "венчурный" происходит от английского "venture" - "рискованное предприятие или начинание". Сам термин "рисковый" подразумевает, что во взаимоотношениях капиталиста - инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присутствует элемент авантюризма. И это на самом деле так. Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого - либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами.           Инвестиции направляются либо в акционерный капитал  закрытых или открытых акционерных обществ в обмен на долю или пакет
акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита, как правило, среднесрочный по западным меркам, на срок от 3 до 7 лет.

     На  практике наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средств вносится в акционерный капитал, а другая - предоставляется в форме инвестиционного кредита. [5.]

     Цель  венчурного капиталиста иная. Приобретая пакет акций или долю, меньшую, чем контрольный пакет,  инвестор рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага  для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового), за исключением финансового. Все перечисленные риски несет на себе компания и ее менеджеры. При этом, еще одним предпочтением венчурного инвестора является принадлежность контрольного пакета менеджерам компании. Имея у себя контрольный пакет, они сохраняют все стимулы для активного участия в развитии бизнеса. Если компания, в период нахождения в ней в качестве совладельца и партнера венчурного инвестора добивается успеха, т.е. если ее стоимость в течение 5 - 7 лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной, до инвестиций, риски обеих сторон оказываются оправданными и все получают соответствующее вознаграждение.  
           Если же компания не оправдывает ожидание венчурного капиталиста, то он может полностью потерять свои деньги (в том случае, когда компания объявляет себя банкротом), либо, в лучшем случае, вернуть вложенные средства, не получив никакой прибыли. И второй и третий варианты считаются неудачами.
Прибыль  венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по прошествии 5 - 7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение.  
            Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.

        Сам процесс продажи в венчурном бизнесе также имеет свое название - "выход". Период пребывания венчурного инвестора в компании носит наименование "совместного проживания".

      Разделение  совместных рисков между венчурным  инвестором и предпринимателем, длительный период "совместного проживания" и открытое декларирование обеими сторонами своих целей на самом начальном этапе общей работы - слагаемы вполне вероятного, но не автоматического успеха. Однако, именно такой подход представляет собой основное отличие венчурного инвестирования от банковского кредитования или стратегического партнерства. [5.]

     Наиболее  эффективной и распространенной в последние два десятилетия  за рубежом формой деятельности, направленной на интенсификацию процесса использования изобретений и других нововведений в условиях рыночной системы хозяйства и представляющей практический интерес для отечественных специалистов, является венчурная деятельность. Суть её во временном объединении капиталов нескольких юридических и физических лиц и создание на договорной основе небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий по доводке до коммерческой кондиции отдельных изобретений. После доводки изобретений эти предприятия либо поглощаются более крупными фирмами, либо путем продажи лицензий укрепляют свои финансовые позиции и на базе изобретений разворачивают активную предпринимательскую деятельность по созданию собственного производства и организации коммерческих операций. Яркими примерами последнего варианта видоизменения венчурного предприятия являются известные американские фирмы "Ксерокс", "Теледайн".

     Западные инвесторы - создатели рисковых компаний, - решившись на реализацию какой - либо идеи, подбирают "команду" из числа известных менеджеров, юристов, ученых, специалистов - практиков и выделяют средства, необходимые для работы компании в течение первых двух - трех лет. В дальнейшем роль инвесторов ограничивается, в основном, оценкой пройденного периода и субсидированием следующих этапов, если имеются промежуточные результаты. Особое внимание уделяется выполнению заранее согласованного бизнес - плана, а соблюдение сроков завершения работ является условием получения дополнительных средств.

     Венчурный капитал может быть охарактеризован  как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых обычно на пять лет  компаниям, находящимся на ранних этапах своего становления, существующим предприятиям для их расширения и модернизации, а также для финансирования отдельных предприятий, входящих в крупные корпорации или частные фирмы. Чтобы повысить свои шансы на получение требуемых средств, разработчики и предприниматели должны научиться понимать философию и цели венчурного капиталиста, равно как и сам процесс венчурного капитала. Цель фирмы венчурного капитала - обеспечить долгосрочный рост стоимости своего капитала путем предоставления ссуд молодым, быстрорастущим предприятиям или долевого участия в них.

     Так как деньги обычно предоставляются  на длительный срок (на 5 лет и более), очень важно, чтобы между предпринимателем и венчурным капиталистом установилось взаимное доверие и понимание. Не следует устраивать венчурному капиталисту сюрпризов. Ему следует рассказать обо всем: и о плохом, и о хорошем, иначе фирма не сможет нормально расти и развиваться все эти годы. Предприниматель должен иметь возможность обсуждать с венчурным капиталистом все свои проблемы и планы на будущее. При выборе инвестиционных проектов венчурный капиталист применяет три основных критерия.

     Прежде  всего компания должна иметь сильное  руководство. Лица в управленческой компании должны обладать солидным опытом и хорошей подготовкой, они должны быть преданы своему делу, быть хорошими специалистами в своей области, уметь справляться со сложными задачами и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости пойти на изменение первоначальных планов. Венчурный капиталист охотнее вложит свои средства в первоклассную управленческую команду и второразрядный проект, чем наоборот. О том, насколько члены управленческой группы верят в успех своего дела и преданы ему, он будет судить по тому, сколько собственных денег вкладывают они в свою компанию.

     Вторым  критерием служат уникальность предлагаемого проекта, его конкурентные преимущества и рыночный потенциал. Уникальность рыночной ниши - обязательное требование, так как новый товар или услуга должны будут выстоять в условиях конкурентной борьбы, а объемы их продаж расти на протяжении пятилетнего периода, на который выдаются деньги. Новизну идеи необходимо убедительно доказать в бизнес-плане. И, наконец, последний критерий - высокая прибыль на вложенный капитал. [6.] 
 
 
 
 
 

      3 Анализ развития малого бизнеса в России

      3.1 Развитие малого  бизнеса в России

 
 

     Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями  можно считать мелких торговцев  и купцов.

     Существование крепостного права сдерживало развитие предпринимательства. С отменой крепостного права открылись новые возможности в развитии предпринимательства. Строятся железные   дороги, идет реорганизация в тяжёлой промышленности, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX века оно стало массовым явлением.

     Формируется рынок рабочей силы, развивается  акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки. К началу XX века в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции

производилось на акционерных, паевых предприятиях.

      Однако  после окончания первой мировой  войны и по завершению двух революций в России обозначился курс на ликвидацию рыночных связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущества всех частных предпринимателей.

      Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая экономическая политика (1921-1926гг). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. [1. С. 15-16]

      В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988г., в этот период к числу малых относили  государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 года, к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности 200 человек, в науке и научном обслуживании -100 человек, в других отраслях производственной сферы – 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – 25 человек, в розничной торговле – 15 человек. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

      В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в условном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно0технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в России