Анализ развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы показать развития малого бизнеса в Российской экономике.
Задачи: раскрыть сущность малого бизнеса, его структуру, особенности развития малого предпринимательства.

Оглавление

1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике
1.1 Сущность малого предпринимательства
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике
2 Отдельные формы малого предпринимательства
2.1 Субподрядная система
2.2 Франчайзинг
2.3 Венчурный (рисковый) бизнес
3 Анализ развития малого бизнеса в России
3.1 Развитие малого бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

Файлы: 1 файл

курсовик малый бизнес его роль.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

      3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

 
 

     Масштабы  развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

     За  последние годы в России формально  сложилась разветвленная система  государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Так с начала 90-х годов в Москве и некоторых других регионах России стала формироваться институциональная инфраструктура, которая теоретически должна создавать условия для появления и развития предпринимательства. Также сегодня в России имеются общественные объединения, которые должны выражать консолидированную точку зрения малого бизнеса по важнейшим проблемам экономической политики: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и местные палаты, Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, Объединение предпринимательских организаций России («ОПОРа»).

     Кроме этого для разработки и координации, а также оценки итогов реализации политики в области содействия малому предпринимательству как на федеральном  уровне, так и в регионах созданы  департаменты поддержки малого предпринимательства. Существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции в ряде региональных структур исполнительной власти. По мнению некоторых исследователей результаты деятельности инфраструктуры государственно-общественной поддержки малого предпринимательства не демонстрируют существенных достижений в этой сфере,  оказывая, скорее, контрпродуктивное воздействие на малый бизнес. Возможно из-за отсутствия четкого понимания всего комплекса проблем малого бизнеса законодателями, правительством  и самими предпринимателями. В силу этого предлагаемые решения и деятельность указанных структур не могут принести ощутимого результата для развития малого бизнеса.

     Важным  пунктом является цель, которая ставится при решении задач развития малого предпринимательства. Малый бизнес не стоит рассматривать как источник «сиюминутного» фискального дохода государства, что присутствует в прямых или косвенных высказываниях ряда чиновников и руководителей регионов. В первую очередь, это - важный социальный ресурс общества, направленный на повышение социальной активности населения, его вовлеченности в экономические процессы.

     В качестве основной цели развития малого предпринимательства следует ставить формирование так называемого среднего класса, причем в короткие сроки (доля «среднего класса», по словам президента РФ Д.А. Медведева, должна к 2020 г. достичь 60-70% населения). Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса вряд ли возможно. [6. С. 175-176]

     Интересный опыт поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где в отличии от всей России, наблюдается устойчивый рост числа предприятий этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50% банковской ставки  администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса.

     В Воронежской области организована система трехуровневой финансовой поддержки малого предпринимательства. В систему вовлечены государственные, коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям.

     На  верхнем уровне действуют коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных  проектов и социальных программ.

     На  среднем уровне функционируют фонды  поддержки предпринимательства, лизинговые и франчайзинговые компании, охватывающие  своими услугами  территорию Воронежской области. Инвестиционные проекты, поддерживаемые на этом уровне, носят среднесрочный и краткосрочный характер.

     На  нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому и территориальному признаку. Это муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес- инкубаторы. Здесь обслуживаются небольшие предприятия, которым выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое микрофинансирование.

     Определенные  надежды возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые экономические  зоны (ОЭЗ). Согласно  принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно- производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимое ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Кроме того, участники технико-внедренческой зоны получают платить единый социальный налог по льготной ставке- 14% вместо обычных 26.

     Для резидентов промышленно- производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30% ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

     Срок  действия ОЭЗ составляет 20 лет и  продлению не подлежит.

     Для организации работы этих зон вновь  создано Федеральное агентство  по управлению особыми экономическими зонами.  [1. С. 437-447] 

     В соответствии с федеральным  законодательством  для субъектов малого бизнеса  предусмотрены и другие формы  поддержки. К ним относятся : организация  подготовки и повышения кадров для  сферы малого предпринимательства в соответствии ст.6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном и местном уровнях в соответствии со ст.7 Федерального закона; развитие информационного обеспечения малого предпринимательства; осуществление мер по упрощенной системе государственной регистрации субъектом малого предпринимательства, по оказанию помощи малым предприятиям в лицензировании отдельных видов деятельности, в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

     Для успешного развития малого предпринимательства  необходима государственная поддержка  субъектов малого предпринимательства  в информационной сфере в соответствии со ст.16 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Малые  предприятия и индивидуальные предприниматели должны получать на льготных условиях информацию о внешней предпринимательской среде, и принятых и вводимых в действие многочисленных  законных и других правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, о состоянии рынка товаров (работ, услуг), кредитов, ценных бумаг. Несмотря не неоднократные попытки создания единой системы в области информационного обеспечения  малого предпринимательства, такая система пока не создана. Выпускаемые статистические сборники «Малое предпринимательство России» выходят в свет с большим опозданием и не дают полной характеристики деятельности субъектов малого предпринимательства, их экономической и социальной роли.

     В качестве базы для  развития информационной структуры поддержки малого бизнеса  в рамках федеральной программы  государственной поддержки  малого предпринимательства Российским агентством  поддержки малого предпринимательства была создана сеть электронного информационного обмена малого и среднего бизнеса (СИОРА) на основе глобальной сети Интернет. [2. С. 469-471]

     Государством  разработана концепция поддержки  и развития малого предпринимательства  в РФ. В  ней указывается, что одним из главных направлений государственной политики в отношении малого предпринимательства должно стать уменьшение форм государственного вмешательства в сферу малого бизнеса.  Оно должно устанавливать лишь общие правила деятельности малого предпринимательства через федеральное  и региональное законодательство, регулирующее общеправовые, общеэкономические, имущественные, земельные и иные вопросы, касающиеся предпринимательства.

     Основным  институтом, непосредственно участвующим  от имени государства в оказании поддержки субъектам  малого предпринимательства,

должен  стать фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).

     ФФПМП должен стать структурой, способной реализовать федеральные, региональные, муниципальные и отраслевые программы развития и поддержки малого бизнеса, выступать гарантом по инвестиционным кредитам, участвовать в развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса, взаимодействовать с общественными и профессиональными  организациями предпринимателей, содействовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности малого предпринимательства.

     Должно  быть завершено создание целостной  системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  на всех уровнях с переносом центра тяжести на региональные и муниципальные уровни. Регионы  должны иметь обязательный набор объектов инфраструктуры, в состав которых входят бизнес- инкубаторы, фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, инновационно - технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры, центры реабилитации и адаптации военнослужащих, уволенных в запас, создаваемые на приоритетной основе федерального, регионального и муниципального бюджетов.

     Разработанная концепция определяет основные принципы, приоритеты, критерии и методы формирования и реализации системных мер государственной политики, обеспечивающих благоприятные условия для создания и развития субъектов малого предпринимательства.  Реализация концепции потребует пересмотра ключевых государственных ориентиров, изменения менталитета в отношении  малого предпринимательства руководителей всех рангов. Только в этом случае возможно обеспечение устойчивости развития малого предпринимательства, повышение эффективности его работы, опережающее развитие  сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой страны в целом, формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества. [2. С. 490-492] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 
 

     Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, средних, мелких.

     За  последние годы произошёл небывалый  рост числа предприятий малого и  среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоёмких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

     Для формирования предпринимательства  нужны определенные экономические, социальные и правовые условия. В числе экономических условий - предложение товаров и спрос на них, виды товаров, которые могут приобрести покупатели, объёмы денежных средств, которые могут истратить на эти покупки.

     Одним из главных факторов создания полноценных рыночных отношений является формирование предпринимательской среды, в условиях которой обеспечивается эффективное функционирование многоуровневой системы предпринимательства. В результате взаимодействия  со средой предпринимательства система выполняет свою основную функцию, а именно производит и реализует  товары и услуги, увеличивая  ВВП и укрепляя экономику страны.

     Функционируя  в структуре предпринимательской  системы, каждый предприниматель стремится  к максимилизации своей прибыли, так как его материальное богатство зависит от доходов, которые приносит его дело или фирма. Но, получая прибыль для себя, предприниматель производит необходимые для общества товары и услуги, создает новые рынки, предоставляет новее или сохраняет уже имеющиеся рабочие места, сам является покупателем товаров и услуг, созданных другими, и платит соответствующие налоги. Таким образом, чем больше в стране предпринимателей, стремящихся извлечь выгоду и успешно извлекающих её путем внедрения инноваций, сопряженных с коммерческим риском, тем богаче общество. [3. С. 187]

     Для достижения заметного результата в  развитии предпринимательства и  малого бизнеса необходимо сделать  еще очень много. И, по видимому, начинать надо с анализа уже имеющихся  льгот и преференций, а также  степени их реального использования малым бизнесом, оценки воздействия этих льгот на развитее малого бизнеса. Затем необходимо  структурировать и систематизировать льготы таким образом, чтобы увеличить их доступность для реального, а не «искусственного» малого предпринимательства. Преобразовать разрозненные структуры поддержки малого предпринимательства  в единую национальную систему. Сосредоточить внимание на пропаганде предпринимательства как важного фактора развития нашего общества. [4. С. 187] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в России