Анализ развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы показать развития малого бизнеса в Российской экономике.
Задачи: раскрыть сущность малого бизнеса, его структуру, особенности развития малого предпринимательства.

Оглавление

1 Сущность и роль малого предпринимательства в экономике
1.1 Сущность малого предпринимательства
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
1.3 Роль малого предпринимательства в экономике
2 Отдельные формы малого предпринимательства
2.1 Субподрядная система
2.2 Франчайзинг
2.3 Венчурный (рисковый) бизнес
3 Анализ развития малого бизнеса в России
3.1 Развитие малого бизнеса в России
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

Файлы: 1 файл

курсовик малый бизнес его роль.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

      В РФ по федеральному и по закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства  относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

      Число малых предприятий в России по отраслям экономики за последние  годы не увеличивается, так как имеются  серьёзные трудности в организации  их деятельности. Число малых предприятий  по отраслям экономики приведено  в таблице 3.1

      Таблица 3.1- Число малых предприятий по отраслям экономики (на конец года, тысяч)

  1999 2000 2001 2002 2003
Всего 890,6 879,3 843,0 882,3 890,9
В том числе:

промышленность 

136,2 134,2 125,1 121,0 118,7
сельское хозяйство 13,5 14,4 13,4 15,6 17,8
строительство 135,9 126,8 121,9 113,0 116,8
транспорт 21,0 19,5 18,8 20,2 21,8
связь 4,8 3,7 3,7 3,9 4,7
торговля и общественное питание 399,7 407,5 388,1 422,4 416,7
оптовая торговля продукцией производственного назначения 14,6 13,9 15,9 27,9 27,4
информационно-вычислительное обслуживание 5,2 5,6 6,4 6,5 8,0
операции с недвижимым имуществом 8,4 11,1 14,2 20,3 23,6
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 36,7 35,7 34,7 38,8 39,5
жилищно-коммунальное хозяйство 5,4 5,1 5,2 3,1 4,0
непроизводственные виды бытового обслуживания населения 9,2 9,6 9,4 9,8 10,3
здравоохранение,  физическая культура и социальное обеспечение 17,9 18,5 17,4 19,0 19,9
образование 6,5 5,5 5,0 3,4 3,1
культура и искусство 7,8 8,4 7,9 8,1 8,4
наука и научное обслуживание 37,1 30,9 28,5 22,7 22,1
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 6,6 5,9 5,6 5,0 4,4
другие отрасли 24,1 23,0 21,8 21,6 23,7
 

      Из таблицы видно, что за последние годы уменьшилось число малых

предприятий в таких ведущих отраслях экономики, как промышленность, строительство, наука и научное обслуживание, образование. Число малых

предприятий в Москве на 1 января 2004г. составило 190,9 тыс., или 21,4% от общего числа малых  предприятий в стране. Среди федеральных  округов по числу малых предприятий перовое место занимает Центральный федеральный округ (36,2%  всех малых предприятий страны).

      Число малых предприятий в целом по стране не увеличивается, что отражает отрицательную тенденцию развития малого предпринимательства, учитывая, что в их число включены малые предприятия, временно приостанавливающие хозяйственную деятельность сроком не более двух лет. Вызывает тревогу сокращение числа малых предприятий в промышленности, строительстве и особенно в науке и научном обслуживании, где число малых предприятий на 1 января 2004г. сократилось по сравнению с 1995 г. более чем в два раза (с 48,8 тыс. до 22,1 тыс.).

      Число малых предприятий по формам собственности  и отраслям экономики приведено  в таблице 3.2

      Таблица 3.2 - Число малых предприятий по формам собственности и отраслям экономики (на конец года, тысяч)

  1999 2000 2001 2002 2003
Форма собственности
частная смешан-

ная

частная смешан-

ная

частная смешан-

ная

частная смешан-

ная

частная смешан-

ная

Всего 820,1 70,5 821,5 57,8 788,9 54,1 846,7 35,6 858,8 32,1
В том  числе:

промышленность 

121,1 5,1 121,7 12,5 113,6 11,5 114,1 6,9 112,1 6,6
сельское  хозяйство 11,7 1,8 13,0 1,4 12,2 1,2 14,6 1,0 16,9 0,9
строительство 127,4 8,5 119,7 7,1 115,4 6,5 109,0 4,0 113,4 3,4
транспорт 18,6 2,4 17,7 1,8 17,1 1,7 18,9 1,3 20,7 1,1
связь 4,1 0,7 0,3 0,7 3,1 0,6 3,5 0,4 4,3 0,4
торговля  и общественное питание 380,7 19,0 391,6 15,9 373,4 14,7 411,9 10,5 407,1 9,6
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 12,7 1,9 12,3 1,6 14,4 1,5 26,7 1,2 26,4 1,0
информационно-вычислительное обслуживание 4,3 0,9 5,1 0,5 6,0 0,4 6,1 0,4 7,8 0,2
операции  с недвижимым имуществом 7,3 1,1 10,3 0,8 13,2 1,0 19,5 0,8 22,8 0,8
      Продолжение таблицы 3.2
  1999 2000 2001 2002 2003
Форма собственности
частная смешан-

ная

частная смешан-

ная

частная смешан-

ная

частная смешан-

ная

частная смешан-

ная

общая коммерческая деятельность по обеспечению  функционирова-ния рынка 33,1 3,6 32,4 3,3 31,6 3,1 36,7 2,1 37,3 1,8
жилищно-коммунальное хозяйство 4,6 0,8 4,7 0,4 4,8 0,4 2,9 0,2 3,8 0,2
непроизводствен-ные  виды быто-вого обслужива-ния населения 8,8 0,4 9,3 0,3 9,1 0,3 9,7 0,1 10,1 0,2
здравоохранение,  физическая куль-тура и социаль-ное  обеспечение 16,1 1,8 16,9 1,6 15,8 1,6 17,9 1,1 18,9 1,0
образование 5,6 0,9 4,5 1,0 4,0 1,0 3,0 0,4 2,7 0,4
культура  и искусство  7,0 0,8 7,5 0,9 6,9 1,0 7,4 0,7 7,9 0,5
наука и научное обслуживание 32,2 4,9 26,4 4,5 24,2 4,3 20,3 2,4 19,9 2,2
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 4,1 2,5 4,2 1,7 4,0 1,6 4,1 0,9 3,9 0,5
другие  отрасли 20,7 3,4 21,2 1,8 20,1 1,7 20,4 1,2 22,4 1,3
 

      Из  таблицы видно, что за последние  годы во всех отраслях экономики возросло число малых предприятий, образованных на частной собственности, но резко  сократилось число малых предприятий, созданных на смешанной, особенно на совместной российской и иностранной, собственности, а это свидетельствует о сокращении объёмов иностранных инвестиций в развитее малого предпринимательства.

      За  последние годы увеличилась общая  численность всех субъектов малого предпринимательства, особенно индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Общее число субъектов малого предпринимательства приведено в таблице 3.3

      Таблица 3.3- Число субъектов малого предпринимательства (на 1 января года, тысяч ед.)

      
Субъекты  малого предпринимательства 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) 3592,9 2865,0 4205,9 4596,3 4675,0 4670,1
Малые предприятия  868,0 890,6 879,3 843,0 882,3 890,9
Крестьянские (фермерские) хозяйства 270,2 261,1 261,7 265,5 264,0 263,9
Всего 4731,1 5016,7 5346,9 5704,8 5821 5824,9
 

      Из  таблицы 3.3 видно, что динамика числа  индивидуальных предпринимателей имеет  положительный характер, но по остальным субъектам малого предпринимательства положительная тенденция не наблюдается, т.е их число за последнее время не увеличилось. Характерно, что в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица число рабочих мест в 2003 г. составило 10 832 тыс. человек, из них в городской местности – 5863 тыс. человек, а в сельской местности- 4969 тыс. человек. Общее число субъектов малого предпринимательства с 1999 года по 2004 г. увеличилось на 23%, а индивидуальных предпринимателей – на 29,9%. [2. С. 7-14 ]

     Рассматривая  законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства, представленные в приложении А.

     Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий:

  • внутренней экономической обстановки в стране в целом и её регионах ;
  • способности конкретного предпринимателя использовать данные ему              права для реализации своих хозяйственных целей.

     В большей степени эти факторы  воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна  к конкретным условиям хозяйственной  конъюнктуры и для которой  личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

     По  состоянию на конец 1996 г. в России насчитывалось 841,7 тыс. малых предприятий. В следующие годы число таких  предприятий  несколько увеличилось:  1999 г – 890,6 тыс., затем снижалось : 2000 г.- 879,3 тыс., 2001 г. – 843,0 тыс., далее опять несколько возрастало : 2002 г.- 882,3 тыс., 2003 г. – 893,0 тыс. и наконец 2004 г. – 951,3 тыс.

     Такая неустойчивая динамика снижения и роста  числа малых предприятий (Рисунок  3.1) свидетельствует о том, что в стране еще не созданы стабильные условия для существенного числа роста малых предприятий до такой величины, которая отвечала бы  потребностям экономики, и была бы близка к показателям промышленно-развитых стран Азии, США, Европы.

     

     Рисунок 3.1 Динамика снижения и роста числа малых предприятий  

     В ближайшее время в России нуждается  в обновлении более 40 млн. рабочих  мест, поскольку предприятия создающие  эти места работают неэффективно, оборудование устарело. На создание одного места в крупной корпорации требуется 100-150 долл. За счет малого бизнеса это можно сделать намного дешевле и быстрее. [1. С. 16-21] 

     На  основе анализа сложившейся предпринимательской  среды в стране выделился ряд  причин тормозящих развитие малого бизнеса  в России.

     Во–первых, сложная финансовая и экономическая  обстановка в стране, относительно высокая инфляция, медленное налаживание  новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень  процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

       Во–вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики,  хозяйственной культуры в бизнесе,  в государственном секторе.

     В-третьих, негативное отношений определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

     В-четвертых, не отработанны организационные  и правовые основы регулирования  развития малого предпринимательства  на региональном уровне.

     В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

     Сложившаяся экономическая  ситуация пока негативно  действует на малое предпринимательство  во всех направлениях. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятий  на грань банкротства. Это предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населений, потребляющие сырьё, материалы, стоимость, которых постоянно растёт. Такие экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют настрой предпринимателей.   

     По  результатам проведенных  социологических  опросов по развитию малого бизнеса  сформулированы основные проблемы в  РФ: налоги, инфляция, законодательство, экономическая ситуация в целом, поставки, дефицит, трудности получения и высокая ставка за кредит, неплатежеспособность партнеров, клиентов, несовершенство банковской системы, бюрократия, недостаточность производственных площадей, офисов, действия правительства, коррупция, взятки, финансовая политика государства, действия Центрального банка РФ, сбыт, поиск клиентов, высокие цены на сырье и материалы, монополия государства, трудности с арендой, разрыв экономических связей, недостаток культуры, опыта, кадровые проблемы, большая громоздкая отчетность, отсутствие льгот, рэкет, недоверие западных партнеров и это далеко не полный перечень. Все эти проблемы свидетельствуют о том, что пока не сформулированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике страны. [1. С. 36 -40] 

     Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой государства во всех странах. Этот факт подтверждает, что малый бизнес как  новая форма организации общественного  необходимого труда отвечает социально- экономическим интересам России. Эта деятельсность полезна как для экономики страны  в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес служит таким источником развития, от  которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.  
 

Информация о работе Анализ развития малого бизнеса в России