Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:57, реферат
Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.
Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.
Решение задач развития малого и среднего предпринимательства рассматривается в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти, конструктивное сотрудничество с общественными объединениями малого и среднего бизнеса.
Правовой основой государственной политики в данной сфере является Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14.06. 1995 г.
Основными инструментами реализации государственной политики служат федеральные и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса в России.
1. Принят пакет антибюрократических законов, речь в которых идет об устранении административных барьеров для ведения бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне.
2. Внесен ряд поправок в Налоговый кодекс, изменена ставка налога на прибыль в сторону уменьшения с 35% до 24%. Введение единого социального налога с регрессивной шкалой отчислений дало возможность предприятиям платить меньше налогов и увеличить заработную плату работникам. Появилась возможность увеличения оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятий.
Однако процесс улучшения предпринимательского климата в России протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого и среднего бизнеса за последние годы крайне нестабильны.
Основные показатели развития малого предпринимательства (по состоянию на начало 2002 г.)
1. По данным Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ, за период с 1 января 2001 г. по 1 января 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий (МП) снизилось на 4,1%, составив на начало 2002 г. 843,0 тыс. единиц.
При этом за 2001 г. количество зарегистрированных МП на 100 тыс. жителей не изменилось в 47 регионах. В 23 регионах произошло снижение, из них в наибольшей степени в таких, как Санкт-Петербург (на 661 ед.), Агинском Бурятском АО (на 378 ед.), Республике Алтай (на 244 ед.), Ленинградской области (на 156 ед.).
По итогам 2001 г. количество зарегистрированных МП на 100 тыс. жителей повысилось только в трех округах - Центральном, Приволжском и Уральском.
2. Среднесписочная численность занятых на МП в 2001 г. в целом по стране сократилась на 1,7%. В 2000 г. напротив, наблюдался прирост на 1,7%.
Из 57 регионов, где в 2001 г. отмечено сокращение среднесписочной занятости на МП, в наибольшей степени показатель снизился в Еврейском АО (на 58,9%), Республике Ингушетия (на 53,3%), Эвенкийском АО (на 50%). Еще в 12 регионах снижение составило от 20 до 30% (Алтай, Хакасия, Саха (Якутия), Красноярский и Ставропольский края, Мордовия, Читинская и Ивановская области).
3. Производство продукции (работ, услуг) на МП в целом по стране относительно 2000 г. увеличилось на 17,3% (в 2000 г. по сравнению с 1999 г. прирост составил 20,5%). При этом незначительное снижение отмечено только в одном федеральном округе – Северо-Западном (на 1,9%). Более чем на 30% производство на МП увеличилось в Центральном и Уральском ФО, в остальных рост составил от 3 до 7%.
По итогам 2001 г. производство на МП снизилось в 39 регионах (в 2000 г. их было 15). Среди них в наибольшей степени сократилось в Усть-Ордынском Бурятском АО (на 89,7%). Сильное снижение произошло в таких регионах, как Республика Тыва (на 56,8%), Республике Хакасия (на 47,8%), Республике Ингушетия (на 46,4%). Еще в 12 регионах наблюдалось сокращение от 10 до 30%.
В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли и общественного питания – 42,7%, строительства – 16,4%, промышленности – 15,7%, науки – 5,5%, бытового обслуживания – 1,2%.
4. В 2001 г. инвестиционная активность на МП была очень нестабильной. После сокращения объема инвестиций в основной капитал в 3 кв. 2001 г. на 15,5% в целом по стране в 4 кв. наблюдалось его небывалое увеличение (в 3,5 раза по сравнению с 3 кв. 2001 г.).
По итогам 2001 г. по сравнению с 2000 г. также произошел рост инвестиций, показатель увеличился на 23%. Лидером по приросту стал Приволжский ФО (на 53,3%).
В ряде регионов инвестиции в 2001 г. либо не осуществлялись, либо их объемы были очень малы (Еврейская АО, Корякский АО, Ненецкий АО, Калмыкия, Тыва).
По итогам 2001 г. положительный прирост инвестиций в основной капитал на МП относительно предыдущего года отмечен в 38 регионах (в 2000 г. таких регионов было 55).
Таким образом, развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах.
Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора (30-50% реального оборота субъектов малого предпринимательства составляет “теневой” сектор).
Россия в значительной степени уступает странам с развитой экономикой в вопросах развития малого предпринимательства. Оценки малого бизнеса за рубежом показывают, что доля малого бизнеса в производство ВВП колеблется в пределах 80% (в США – 70%, Японии – 78%, Италии – 73%), в то время, как в России этот показатель составляет лишь 10-11%.
По данным Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, доля малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет сейчас составляет 10%, тогда как в Европе - более 50%.
I. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам
социально-экономического развития Республики Калмыкия
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление.
Внимание органов государственной власти к бизнесу обусловлено современными темпами развития экономики России, необходимостью наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики.
В соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Калмыкия развитие малого и среднего предпринимательства обеспечит устойчивый рост валового регионального продукта, укрепит экономический потенциал республики, повысит качество и уровень жизни населения республики. Бизнес является важнейшим инструментом реализации инноваций, фактором, позволяющим решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
При этом основными наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства проблемами, которые приходится преодолевать представителям малого и среднего бизнеса, являются:
несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития малого и среднего бизнеса, а также частое внесение изменений в действующие законодательные акты;
наличие административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства и большого количества контрольно-надзорных органов;
недостаточная развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая является основополагающей средой для развития бизнеса;
недостаток у субъектов малого и среднего предпринимательства начального капитала и оборотных средств, ограниченный доступ к финансовым ресурсам (небольшое количество фондов (центров) микрофинансирования);
недостаточный уровень фактического бюджетного финансирования поддержки малого предпринимательства;
сложность получения разрешения и высокая стоимость присоединения к инфраструктурным сетям естественных монополий;
слаборазвитые механизмы самофинансирования;
ограниченные возможности аренды земельных участков и производственных площадей для субъектов малого и среднего предпринимательства;
неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
нехватка квалифицированных кадров.
Для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства возможность получения кредита по-прежнему остается одной из главных проблем, связанных с отсутствием финансовых средств для обеспечения возврата кредитов.
Многие проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, по-прежнему сохраняют свою остроту.
Для сохранения существующих и создания новых предприятий необходимо увеличение количества рабочих мест и налоговых поступлений, оказание малым предприятиям организационно-технической, финансовой и имущественной поддержки.
Таким образом, разработка и реализация республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы" (далее - Программа) исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия.
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
Устойчивое и динамичное развитие малого и среднего предпринимательства требует создания экономических, правовых, социальных и политических условий, обеспечивающих:
повышение эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов работников малых предприятий;
повышение темпов развития малого предпринимательства, как основного ресурса стабильного роста экономики, увеличение доли малых предприятий в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг);
расширение сфер предпринимательской деятельности в инновационной направленности и укрепление инфраструктуры малого бизнеса.
Реализация государственной политики развития предпринимательства требует учитывать тенденции и опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предложения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений предпринимателей.
Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе в малом и среднем предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.
На основе программно-целевого метода выявлены следующие целевые задачи по развитию малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу:
1. Формирование комплекса базовых принципов деятельности органов государственной власти Республики Калмыкия в отношении развития малого и среднего предпринимательства, соблюдение которых обеспечит эффективность развития предпринимательства, в т.ч. совершенствование общих рыночных условий предпринимательской деятельности и подготовка соответствующих правовых актов.
2. Формирование основных направлений развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих оптимальное использование ресурсов, выделяемых для развития малого предпринимательства, в том числе:
развитие институциональной и информационной инфраструктуры;
понижение уровня инвестиционного риска;
рост предпринимательской культуры и управленческой квалификации;
поощрение кооперирования предпринимателей и развитие диалога всех заинтересованных сторон (предпринимателей, профсоюзов, финансовых кругов, муниципальных властей, ученых).
3. Систематизация и совершенствование механизмов реализации основных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия.
Программный подход позволит осуществить структурные сдвиги в экономике республики и реализовать эффективное соединение программных целей с путями их достижения, включая механизмы государственного и рыночного регулирования.
В Республике Калмыкия за многие годы заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы нормативная правовая база, специализированная инфраструктура содействия малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Ежегодно в республиканском бюджете предусматривается сумма расходов на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Созданы объективные предпосылки для перехода малого и среднего предпринимательства от старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития.
Так, в настоящее время государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Республики Калмыкия осуществляется в рамках текущего отраслевого финансирования по следующим направлениям и сферам экономики:
- государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, агропромышленного комплекса республики (планируемый объем финансовой поддержки на 2009-2011 годы составляет 209,1 млн. руб.);
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России