Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:57, реферат
Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.
- государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающих производств и бытовых услуг (планируемый объем финансовой поддержки на 2009-2011 годы составляет 39,7 млн. руб.).
Однако, изменение федерального законодательства, введение новых видов и форм государственной поддержки и их распространение не только на субъекты малого предпринимательства, но и на среднее предпринимательство, что в значительной степени расширяет круг потенциальных получателей поддержки, требует разработки и принятия региональных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в полной мере учитывающих положения федерального законодательства. Поэтому, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" действующая в настоящее время республиканская целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства на территории Республики Калмыкия на период 2007-2009 гг. " утратит силу с 1 января 2009 года.
Причины и обстоятельства, предопределившие применение программно-целевого подхода в качестве средства комплексного решения проблем развития малого предпринимательства в предшествующие периоды, сохраняются и в настоящее время.
Учитывая изложенное, целесообразно сохранить программно-целевой метод развития малого и среднего предпринимательства для более тесной координации с общими задачами экономической политики на республиканском уровне.
Таким образом, одним из основных направлений государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства является принятие Программы.
III. Характеристика и прогноз развития малого и среднего
предпринимательства без использования программно-целевого метода
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия на 1 января 2008 года на территории республики осуществляют свою деятельность 466 малых предприятий, 11740 индивидуальных предпринимателей, 1218 крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц (Таблица 1).
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Наименование субъектов
малого
предпринимательства
Ед.
изм
.
2005
г.
2006 г.
2007
г.
Прирост
(2007 г. к
2005 г.),
+/-
Темп роста
в 2007 г.
к 2005 г.,
%
ВСЕГО
ед.
11 443
12 804
13 424
1981
117,3%
Малые предприятия
ед.
276
460
466
190
168,8%
Индивидуальные
предприниматели,
из них:
ед.
9 592
10 897
11 740
2148
122,4%
индивидуальные
предприниматели -
главы крестьянских
(фермерских) хозяйств
ед.
1 636
2 116
2 541
905
155,3%
Крестьянские
(фермерские) хозяйства
(юридические лица)
ед.
1 575
1 447
1 218
-357
77,3%
Число субъектов малого предпринимательства - один из основных индикаторов качества экономической среды. О вкладе малых предприятий в экономику Республики Калмыкия можно судить по следующим данным. В 2007 году доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и в организациях экономики республики составила 4,9%, в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - 16,3%, в инвестициях в основной капитал - 0,1%. Выручка от реализации товаров, продукции и услуг, полученная малыми предприятиями в 2007 году, составила 1,9 млрд. руб.
Основные показатели деятельности малых предприятий (среднесписочная численность работающих, оборот организаций, Фонд начисленной заработной платы работников списочного состава) на территории Республики Калмыкия приведены в таблице 2.
Таблица 2
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Показатель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Темп
роста в
2007г. к
2005г., %
Средняя численность работников
списочного состава малых
предприятий (без внешних
совместителей), чел.
2 939
3 018
3 164
107,6
Оборот малых предприятий,
тыс. руб.
869583,9
1334974,9
1949066,2
224,1
Фонд начисленной заработной
платы работников списочного
состава, тыс. руб.
77906,0
97615,6
145592,7
186,9
В 2007 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 3164 человек и в целом выросла по сравнению с 2005 годом (2939 человек) на 225 человек (107,6%). В дополнение отмечается рост числа индивидуальных предпринимателей с 9592 чел в 2005 году до 11740 чел в 2007 году. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние три года число занятых увеличилось на 2373 чел.
Сплошное обследование малых предприятий показывает, что в Республике Калмыкия преобладают организации с небольшой численностью занятых. Среднее число работающих в одной организации малого предпринимательства составляло в 2007 году в целом по республике 8 человек.
Фонд начисленной заработной платы малых предприятий в 2007 году составил 2,6% от фонда заработной платы всех работающих в республике - 145 592,7 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата увеличилась на 64% по отношению к 2006 году. В 2005 году она составляла 2555,2 руб., в 2006 году - 2643,0 руб. и в 2007 году - 4320,3 руб.
Отраслевая структура малых предприятий по трем ключевым показателям (количество малых предприятий, среднесписочная численность работающих, оборот организаций) выглядит следующим образом (таблица 3).
Таблица 3
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
(НА КОНЕЦ ГОДА, В % К ОБЩЕМУ ЧИСЛУ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)
Количество
малых
предприятий
Среднесписочная
численность
работников
Оборот
предприятий
2005
2006
2007
2005
2006
2007
2005
2006
2007
Сельское хозяйство
6,9
6,8
6,6
7,3
8,1
7,3
3,1
4,8
2,5
Обрабатывающие
производства
12,7
9,7
8,2
18,8
14,4
11,7
7,9
7,3
5,5
Строительство
15,9
11,5
10,9
25,9
19,9
23,5
24,9
30,1
40,2
Оптовая и розничная
торговля
31,5
43,9
47,9
24,1
29,1
30,8
50,5
45,3
42,0
Гостиницы и
рестораны
2,2
7,0
7,3
2,1
6,9
7,4
1,9
3,6
3,2
Транспорт и связь
9,1
6,5
5,2
8,2
7,7
5,8
4,3
3,9
3,2
Операции с
недвижимым
имуществом, аренда и
предоставление услуг
15,9
11,7
11,6
9,0
8,9
8,3
6,6
4,0
2,6
Другие виды
деятельности
5,8
2,9
2,3
4,6
5,0
5,2
0,8
1,0
0,8
Итого
100
100
100
100
100
100
100
100
100
В целом, вклад малого предпринимательства в экономику республики с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике республики. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент. Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета, все больше проявляется стремление предпринимателей к цивилизованному ведению бизнеса.
Однако, представленные выше данные констатируют неравномерность развития малого предпринимательства в республике. В последние годы структура малых предприятий по видам экономической деятельности практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего, торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная (в сфере оптовой, розничной торговли и услуг действовало 47,9% от общего числа организаций малого предпринимательства в 2007 году).
В структуре всех ключевых показателей наблюдается некоторое снижение доли отраслей, которые могут быть отнесены к категории промышленно-инновационных.
Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, являлось несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов.
На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций.
Существует также проблема в отсутствии объективной статистической информации о деятельности малого и среднего бизнеса, обусловленной несовершенством системы статистического учета. Органы статистики не располагают информацией о фактической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное обстоятельство является следствием несовершенства законодательства. Решить данную проблему позволит реализация направления по информационно-аналитическому обеспечению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в части разработки региональных статистических форм, учитывающих особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия. Достоверные и объективные статистические данные позволят проводить более эффективную политику по развитию малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, у малого предпринимательства слабая производственно-техническая и ресурсная база. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах.
Существующие трудности не разрушают малый бизнес, но предприниматели при их преодолении несут значительные финансовые, организационные и моральные издержки.
При сохранении существующей системы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и действующего законодательства, не учитывающего должным образом специфику малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, несовершенной и противоречивой налоговой и финансовой политики, чрезмерных административных барьеров потенциал количественного роста малого бизнеса в Республике Калмыкия может быть исчерпан. Необходимо вводить новые формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут представлять собой механизм преодоления существующих трудностей в развитии и ведении предпринимательской деятельности.
Прогноз развития малого предпринимательства в Республике Калмыкия без использования программно-целевого метода не будет учитывать важнейшие интеграционные составляющие: взаимосвязь между хозяйствующими субъектами малого предпринимательства с остальной частью целостной экономики республики.
ВВЕДЕНИЕ
Казахстан переживает период трансформации свободной экономики. Для республики процесс трансформации – это не только коренное преобразование всей системы экономических отношений, но и решение задач интеграции в систему мирохозяйственных связей, обеспечение целостности и экономической независимости страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого и среднего предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка.
Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в неблагоприятных социально- экономических и политических условиях переходного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Данный процесс и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России