Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:57, реферат
Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.
В связи с этим назрела потребность в углубленном теоретическом исследовании социально-экономических аспектов малого и среднего предпринимательства, его проблем и перспектив. Мировая практика подтверждает, что развитие малого и среднего предпринимательства порождает самоподдерживающий процесс развития и расширения реального сектора экономики и сферы услуг обеспечения роста занятости населения, способствует росту его деловой активности и решению социальных проблем населения.
Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного производства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4
повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.
Предприятия среднего и малого предпринимательства играют ключевую роль в экономическом развитии страны. В настоящее время в Республике Казахстан в этой сфере занято около 1 млн. человек. Предприятия малого и среднего предпринимательства формируют 11 % бюджета страны, их доля в ВВП составляет 17%, устойчиво и увеличивается объем инвестированных в в них средств. По доле в ВВП малое и среднее предпринимательство занимает II место, после нефтяного сектора. Достигнутый уровень формирования малого и среднего предпринимательства по-прежнему требует изучения проблем его становления и роста: разработки эффективных и гибких методов оценки, анализа, управления и прогнозирования перспектив развития.
Актуальность данного исследования обусловлена:
- недостаточной разработанностью теоретических и методологических аспектов, проблем и перспектив развития отечественных предприятий малого и среднего предпринимательства;
- возрастающей ролью и масштабами роста сектора малого и среднего предпринимательства.
- необходимостью адаптации и внедрения в практику деятельности отечественных предприятий опыта развития малого и среднего предпринимательства стран с развитой рыночной экономикой и новых индустриальных стран;
- необходимостью определения приоритетов развития малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также наличие проблем для развития предпринимательства, расплывчатый характер его перспектив развития в условиях переходной экономики, предопределили выбор темы исследования, обусловили его цель и задачи.
Целью данной работы является исследование теоретико- методологических основ формирования и развития малого и среднего предпринимательства в условиях рынка, комплексный анализ социально-экономических аспектов содержания малого и среднего предпринимательства, разработка на этой основе приоритетных направлений развития, форм и методов поддержки, регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- обобщить зарубежный и отечественный опыт становления и развития малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать современное состояние малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан;
- обосновать необходимость совершенствования экономического механизма, форм поддержки и методов регулирования малого и среднего предпринимательства;
- разработать предложения по приоритетным направлениям развития малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования явилась система экономических отношений, определяющих процесс формирования и функционирования малого и среднего предпринимательства в Казахстане, проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса.
Объект исследования - малый и средний предпринимательский сектор экономики Казахстана.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили научные исследования экономистов Республики Казахстан и стран зарубежья. Информационной базой исследования стали законы Республики Казахстан, Указы Президента и постановления Правительства Республики Казахстан, материалы и статистические данные министерств и ведомств Республики Казахстан.
В процессе дипломного исследования использованы методы экономического анализа: экономико-статистический, аналитический и сравнительный.
Введение
Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития. И постепенно тотальное неприятие предпринимательства перешло в осознание важности формирования условий для его быстрейшего и результативного развития.
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Ввиду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема наиболее актуальной в современной жизни страны.
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малый бизнес в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства как вида экономической деятельности;
2) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране;
3) Представить систему показателей оценки состояния малого предпринимательства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;
4) Охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов малого предпринимательства в РФ;
5) Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства.
Объект исследования - малое предпринимательство как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.
Предмет - тенденции, факторы и перспективы развития малого предпринимательства как вида экономической деятельности.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно - правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства, статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 45 страницах машинописного текста, и включает 2 рисунка, 9 таблиц. Список литературы состоит из 16 источников.
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы -- крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России