Малый и средний бизнес на примере зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:

• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;

• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;

• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

1.1 Понятие малого и среднего предприятия……………………………………5

1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………….7

1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России.9

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11

2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………...….15

ГЛАВА 3. ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

МСБ НА ПРИМ ЗАР СТР.doc

— 325.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

на  тему: «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 

1.1 Понятие  малого и среднего предприятия……………………………………5

1.2 Современные  концепции организации малого  и среднего бизнеса в развитых  странах………………………………………………………………….7

1.3 Организационно-правовые  нормы малых и средних предприятий  России.9 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 

2.1 Проблемы  становления малого бизнеса в  России………………………....11

2.2 Основные  направления государственной поддержки  развития малого бизнеса в  Российской Федерации…………………………………………...….15 

ГЛАВА 3. ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………25

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Малый и средний бизнес в рыночной экономике  — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

     В большинстве стран, таких как  США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

     Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.

     Развитие  МСП имеет ряд преимуществ, в  сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную  перестройку экономики, предоставляет  широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

     Целью курсовой работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:

     • определить категории МСБ как  социально-экономического явления, его  места и роли в современной  экономике стран, основных тенденций  и перспектив его развития;

     • проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;

     • разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной  поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

     Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся  сегмент МСБ в развитых странах. Практическая значимость работы состоит в том, что исследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в области организационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации с учетом многостороннего опыта развития и регулирования МСБ зарубежных странах. 

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 

     1.1 Понятие малого и среднего предприятия 

     Малый и средний бизнес (МСБ) представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. В научных кругах российского общества становится все более очевидной уже довольно широко апробированная мировым опытом истина, суть которой состоит в том, что малый и средний бизнес - это важнейший стратегический ресурс, внутренний источник устойчивого экономического развития и обеспечения материального благосостояния населения страны в условиях рыночного хозяйствования.

     Предприятия сегмента МСБ осуществляют свою деятельность наряду с крупными предприятиями. При этом каждый выполняет свою, свойственную ему, экономическую и социальную функцию.

     Если  в научной литературе есть довольно стройная экономическая 

     теория  «предпринимательства», то понятие  «малое предпринимательство» еще находится  в стадии систематизации. Многие ученые дают свое определение малого предприятия и малого предпринимательства; так российский экономист А. Цыганов отмечает что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками» [1]. Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон определяют малое предприятие как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства» [2].

     В Большом экономическом словаре  под редакцией А. Азрилияна приводится следующее определение: «малый бизнес - это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике». В отечественной литературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», «малые и средние предприятия», «предприятия малого и среднего бизнеса». В российском законодательстве официально принят термин «малое и среднее предпринимательство».

     Деятельность  субъектов малого и среднего бизнеса  в России регулируется принятым 24 июля 2007 года законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [3]:

  • Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

     Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

  • Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

     Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать  средней численности работников для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства:

     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних  предприятий;

     б) до ста человек включительно для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

  • С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства [6]:

     микропредприятия — 60 млн. рублей;

     малые предприятия — 400 млн. рублей; 

 

      1.2 Современные концепции  организации малого  и среднего бизнеса  в развитых странах 

     Развитие  экономики ставит насущную задачу создания такого типа предприятий, которые сумели бы решить проблемы, неэффективные для крупных монополий. Такими предприятиями стали так называемые «малые и средние предприятия» (МСП), относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ). Малый бизнес, рассматривавшийся в 1950 гг. как отживающий рудимент, как признак неразвитости производительных сил и

     производственных  отношений, который должен быть устранен путем поглощения крупными монополиями, в настоящее время стал панацеей для поступательного развития экономики.

     В странах с развитой рыночной экономикой создание оптимальной структуры предприятий достигается не столько путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рационального сочетания предприятий различных размеров. При этом конкретные комбинации крупных, средних и малых предприятий в каждой стране и в каждой отрасли складываются в зависимости от национальных особенностей, от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса.

     Таким образом, можно обозначить два комплекса  причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:

     1) экономическая необходимость, усиленная  закономерностями развития НТР  объективно требует синтеза крупного, среднего и малого производства;

     2) социальные причины, сгруппированные главным образом вокруг проблемы занятости.

     Сектор  малого и среднего бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые  рабочие места, тем самым, смягчая  остроту безработицы, и «спасает»  экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в промышленно развитых странах мира в 1970 гг. большое развитие получали малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг[3].

     Оживление предпринимательства, проникновение  малого бизнеса и поддержка передовых  отраслей промышленности стимулируется  различными мерами государственного регулирования. От фактического игнорирования проблем небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ.

Информация о работе Малый и средний бизнес на примере зарубежных стран