Малый и средний бизнес на примере зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:

• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;

• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;

• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

1.1 Понятие малого и среднего предприятия……………………………………5

1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………….7

1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России.9

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11

2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………...….15

ГЛАВА 3. ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

МСБ НА ПРИМ ЗАР СТР.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

     В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется  около 500 тыс. [17]. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.

     Важнейшей задачей федерального правительства  является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

     Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные. SBA создала более 90 центров женщин-предпринимателей.

     Одно  из важнейших направлений деятельности SBA – правовая защита интересов малого и среднего бизнеса. Для этих целей  в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства[7]. Следует отметить, что отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднего бизнеса. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете. Начинающие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело, могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информационными ресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли открыто 19 центров содействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов на получение капитала для реализации экспортно-ориентированных проектов. Кроме того, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBA еженедельно практикует 17 млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многое другое.

     В современных условиях механизм обеспечения  эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса[7]. Для этого, в первую очередь, необходимо:

  • формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
  • разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;
  • совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
  • совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;
  • совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;
  • развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
  • активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.

     Подводя итог можно сделать вывод: если создать  соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого и  среднего бизнеса на общегосударственном  и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности экономики в целом. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

     Мелкие  и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных  компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

     Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

     Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

     Таким образом, малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в стране.

     Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной  экономике, не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

     Хотя  у предприятий, как и у государства  до сих пор остаются открытыми  большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

     Проведенный анализ состояния и тенденций  в развитии  бизнеса в Казахстане свидетельствует, что  предпринимательство  – важнейшее направление развития экономики, и в настоящий момент его вклад в экономику республики становится всё более весомым. Однако, несмотря на то, что в целом, по республике, количество занятых в сфере предпринимательства из года в год повышается, а, удельный вес к экономически активному населению остаётся ещё низким по сравнению с государствами с развитыми рыночными отношениями. В связи с анализом был сформирован ряд рекомендации:

  1. Реализация его механизма через созданные инфраструктуры малого предпринимательства (фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы и т.д.). Анализ инфраструктуры показал, что отсутствуют страховые компании; лизинговые, аудиторские и консалтинговые фирмы. Предприниматели, в основном, ориентированы на мощную рыночную инфраструктуру таких городов, как Алматы, Астана и др.
  2. Внедрение в экономику новых форм организации производства и услуг, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для  формирования среднего класса.
  3. Поддержку субъектов предпринимательства, особенно в производственной сфере, лучше обеспечивать за счёт механизма государственного заказа.  Данный механизм может значительно расширить спектр стимулирующего воздействия государства.
  4. Содействие государства в закреплении малого предпринимательства за определенным рынком. Реализацию данного предложения можно обеспечить путем регулярной публикации перечня приоритетных видов производств, в развитии  которых государство заинтересовано, и перечня регионов, которые оно хотело бы развивать.
  5. Действенной мерой государственной поддержки в одном направлении было бы предоставление преференций при размещении госзаказа на производство определенных видов товаров, работ и услуг из опубликованного списка. 
 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Догиль  Л.Ф., Семенов Б.Д.. Предпринимательство  и малый бизнес.1997
  2. Архипов А.И., Большаков А.К.. Экономика / Велби, Издательство Проспект, 2006г.
  3. Джеффри Фокс. Как делать большие деньги в малом бизнесе./ изд.Альпина, 2008г.
  4. Экономика предприятия/ под ред. Волкова О.И. ИНФРА-М, 1997г.
  5. Иохин В.Я.. Экономическая теория. 2006г.
  6. Статистика: курс лекций/под ред.Ионина В.Г.ИНФРА-М, 2008г.
  7. Лебедева Л.. США: малое предпринимательство как образ жизни,2005г.
  8. Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2005г.
  9. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международные отношения. 2001г.
  10. Общественный фонд «Деловая перспектива» www.ofdp.ru
  11. Авилова А.В. и Чепуренко А.Ю.. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. РНИСиНП, Москва,1995г.
  12. Российский статистический ежегодник. 2008г.
  13. Колодина И.. Российская бизнес-газета №665 от 5.08.2008г. www.rg.ru
  14. Социально-экономическая статистика/под ред. Орехова С.А.,2007г.
  15. Федеральная служба государственной статистики www.gsk.ru
  16. Интернет-ресурс «Сообщество предпринимателей www.matbusiness.ru
  17. Интернет-ресурс «Статистические данные» www.e-stat.by.ru
 

 

      ПРИЛОЖЕНИЯ 

     Приложение 1 

     Оборот  средних организаций по субъектам  РФ за 2008 год1.

Субъект Оборот (млрд. руб.)
Центральный федеральный округ 1025,4
Белгородская  область 29,2
Брянская  область 11,1
Владимирская  область 28,8
Воронежская область 37,9
Ивановская  область 15,1
Калужская область 24,4
Костромская область 9,2
Курская область 33,2
Липецкая  область 19,5
Московская  область 190,6
Орловская область 12,0
Рязанская область 26,6
Смоленская  область 22,9
Тамбовская область 13,6
Тверская  область 26,4
Тульская  область 31,4
Ярославская область 25,1
г. Москва 468,3
Северо-Западный федеральный округ 457,3
Республика  Карелия 7,7
Республика  Коми 20,7
Архангельская область 25,9
Ненецкий  авт. округ 0,9
Вологодская область 30,7
Калининградская область 11,5
Ленинградская область 47,2
Мурманская  область 15,8
Новгородская  область 11,1
Псковская область 18,3
г. Санкт-Петербург 268,5
Южный федеральный округ 326,2
Республика  Адыгея 4,7
Республика  Дагестан 8,6
Республика  Ингушетия 0,4
Кабардино-Балкарская республика 3,4
Республика  Калмыкия 1,3
Карачаево-Черкесская Республика 1,9
Республика  Северная Осетия 1,9
Краснодарский край 118,4
Ставропольский  край 38,4
Астраханская  область 7,8
Волгоградская область 41,4
Ростовская  область 98,1
Приволжский федеральный округ 578,5
Республика  Башкортостан 62,6
Республика  Марий Эл 17,5
Республика  Мордовия 13,4
Республика  Татарстан 70,2
Удмуртская  Республика 49,1
Чувашская Республика 24,8
Пермский  край 51,0
Кировская область 20,2
Нижегородская область 81,6
Оренбургская  область 40,6
Пензенская  область 18,6
Самарская область 73,1
Саратовская область 38,2
Ульяновская область 17,4
Уральский федеральный округ 244,8
Курганская  область 9,6
Свердловская  область 76,5
Тюменская область 102,6
Ханты-Мансийский авт. округ 44,1
Ямало-Ненецкий авт. округ 11,9
Челябинская область 56,1
Сибирский федеральный округ 341,3
Республика  Алтай 1,1
Республика  Бурятия 5,5
Республика  Тыва 0,8
Республика  Хакасия 7,2
Алтайский край 34,4
Красноярский  край 48,8
Иркутская область 55,5
Кемеровская область 47,0
Новосибирская область 70,3
Омская  область 36,1
Томская область 23,1
Забайкальский край 11,5
Дальневосточный федеральный округ 126,2
Республика  Саха (Якутия) 13,0
Камчатский  край 7,6
Приморский  край 27,2
Хабаровский край 48,3
Амурская  область 13,3
Магаданская область 5,4
Сахалинская область 9,3
Еврейская авт. область 2,1

Информация о работе Малый и средний бизнес на примере зарубежных стран