Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:
• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;
• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;
• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия……………………………………5
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………….7
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России.9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………...….15
ГЛАВА 3. ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………25
Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий. Способность «мелких» фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления экономики.
Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.
В
настоящее время среди
Совершенно противоположную точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый и средний бизнес как важный субъект академического и профессионального исследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представители этой группы призывают поддерживать развитие малого и среднего бизнеса как средство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученых этого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем, как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективной политики для немонополизированного сектора экономики.
Сторонники
третьей точки зрения, к которым
относятся профессор
Представители четвертого направления рассматривают малый бизнес в контексте его симбиоза с крупными предприятиями и подчеркивают растущий интерес к малому бизнесу как к рынку сбыта для крупных фирм. Экономисты этого направления отмечают также растущую зависимость некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например, табачные, издательские и ряд других фирм большую часть своей продукции реализуют через множество мелких торговых точек. Эту точку зрения поддерживают Дж. Бэмфорд и К. Ливики.
Таким
образом, теоретики второй, третьей
и четвертой школ придерживаются
мнения, которое разделяет и автор:
малый и средний бизнес - это
сектор экономики, который уже существует,
который уже утвердил свое положение в
экономике всех стран, выполняя ряд социально-экономических
функций, что будет рассмотрено ниже.
1.3 Организационно-правовые
нормы малых и средних
предприятий России
Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.
МСП
как хозяйствующий субъект
Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три пути создания малых предприятий:
В
современных условиях первый путь является
основным, так как практически
все действующие МСП были созданы
в рамках государственной собственности,
и механизм их преобразования в частную
собственность определен
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [6].
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МСП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. [7]. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы
глубже и подробнее разобраться и понять
необходимость малого и среднего бизнеса,
безусловно, необходимо рассмотреть опыт
ведущих зарубежных стран по развитию
малого бизнеса.
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1
Проблемы становления
малого бизнеса
в России
Федеральная Служба Государственной Статистики РФ представила последние данные о развитии малого и среднего предпринимательства:
На 1 января 2009 г. на территории РФ действовало 1347,7 тыс. малых предприятий (в том числе 1065тыс. микропредприятий) и 17971 средних предприятий [8].
По регионам развитие малых предприятий происходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге-11%, в Московской и Тюменской области – по 4%, в Свердловской области и Краснодарском крае – по 3%, в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Изменение числа малых предприятий за последние четыре года представлены на рисунке 1.
Рис1.
Число малых предприятий России
в период с 2005г.-2008г. [9].
В 2008 г. на МСП работали 10,44 млн. человек. Выручка, полученная МСП в 2008 г. от реализации продукции, работе и услуг, составила 21,79 трлн. рублей, в т.ч. около трети приходится на торговые предприятия (102), а четвертая часть – на промышленность (70,5 трлн.). По сравнению с 2007 годом выручки, исключая влияние цен, увеличилась на 30% [10]. Оборот средних предприятий по субъектам Российской Федерации представлен в приложении 1, малых предприятий в приложении 2.
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является
развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными предприятиями. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
В
таблице 1 представлены основные проблемы
Российского частного предпринимательства.
Таблица 1 Основные проблемы частного предпринимательства в России [11].
Порядок значимости | Основные проблемы |
1 | Налоги |
2 | Законодательство |
3 | Инфляция |
4 | Экономическая ситуация в целом |
5 | Поставки, дефицит |
6 | Трудности получения и высокая ставка за кредит |
7 | Неплатежеспособность партнеров, клиентов |
8 | Несовершенство банковской системы |
9 | Политическая ситуация |
10 | Бюрократия |
11 | Недостаток производственных площадей, офисов |
12 | Действия правительства, властей |
13 | Коррупция, взятки |
14 | Недостаток материальной базы |
15 | Финансовая политика государства, действия ЦБ |
16 | Сбыт, поиск клиентов, потребителей |
17 | Высокие цены на сырье и материалы |
18 | Монополия государства, госпредприятий |
19 | Трудности с арендой |
20 | Разрыв экономических связей |
21 | Недостаток информации |
22 | Недостаток культуры, опыта |
23 | Необязательность партнеров |
24 | Проблемы собственности |
25 | Кадровые проблемы |
26 | Недостаток собственных средств |
27 | Невыгодность производства |
28 | Большая, громоздкая отчетность |
29 | Невыгодность инвестиций |
30 | Конкуренция |
31 | Несовершенство рынка |
32 | Недоверие западных партнеров |
33 | Отрицательное отношение к предпринимателям |
Информация о работе Малый и средний бизнес на примере зарубежных стран