Малый и средний бизнес на примере зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:

• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;

• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;

• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

1.1 Понятие малого и среднего предприятия……………………………………5

1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах………………………………………………………………….7

1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России.9

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11

2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………...….15

ГЛАВА 3. ОПЫТ США ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

МСБ НА ПРИМ ЗАР СТР.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

     Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий. Способность «мелких» фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления экономики.

     Преимущества  малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его  роста. Развитие малой фирмы зависит  не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.

     В настоящее время среди английских исследователей существует четыре основные точки зрения по проблеме роли и  значения малого и среднего бизнеса в экономике. Исследователи первой группы исходят из того, что в годы послевоенного бума доля мелких фирм в производстве и занятости резко уменьшилась, и было довольно широко распространено мнение, что малый бизнес - дело прошлого и неуместен в настоящем. Эту точку зрения разделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Г. Стьюарт [4].

     Совершенно  противоположную точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый  и средний бизнес как важный субъект  академического и профессионального  исследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представители этой группы призывают поддерживать развитие малого и среднего бизнеса как средство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученых этого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем, как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективной политики для немонополизированного сектора экономики.

     Сторонники  третьей точки зрения, к которым  относятся профессор Кранфильдской  школы менеджмента П. Берне, преподаватель  Уорвикского университета Дж. Дьюхерст и профессор Европейского института  деловой администрации Л. Виккерс, рассматривали малый и средний бизнес в основном как источник создания рабочих мест.

     Представители четвертого направления рассматривают  малый бизнес в контексте его  симбиоза с крупными предприятиями  и подчеркивают растущий интерес  к малому бизнесу как к рынку  сбыта для крупных фирм. Экономисты этого направления отмечают также растущую зависимость некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например, табачные, издательские и ряд других фирм большую часть своей продукции реализуют через множество мелких торговых точек. Эту точку зрения поддерживают Дж. Бэмфорд и К. Ливики.

     Таким образом, теоретики второй, третьей  и четвертой школ придерживаются мнения, которое разделяет и автор: малый и средний бизнес - это  сектор экономики, который уже существует, который уже утвердил свое положение в экономике всех стран, выполняя ряд социально-экономических функций, что будет рассмотрено ниже. 

 

      1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России 

     Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

     МСП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МСП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др. [5].

     Предприятия, осуществляющие несколько видов  хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

     Можно определить три пути создания малых предприятий:

  • переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
  • выделение малых и средних предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
  • создание новых малых и средних предприятий.

     В современных условиях первый путь является основным, так как практически  все действующие МСП были созданы  в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную  собственность определен законодательством  о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией. Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

     Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [6].

     В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МСП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. [7]. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

     Существенный  вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

     Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

     Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса. 

 

      2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 

     2.1 Проблемы становления  малого бизнеса  в России 

     Федеральная Служба Государственной Статистики РФ представила последние данные о развитии малого и среднего предпринимательства:

     На 1 января 2009 г. на территории РФ действовало 1347,7 тыс. малых предприятий (в том  числе 1065тыс. микропредприятий) и 17971 средних  предприятий [8].

     По  регионам развитие малых предприятий  происходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге-11%, в Московской и Тюменской области – по 4%, в Свердловской области и Краснодарском крае – по 3%, в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Изменение числа малых предприятий за последние четыре года представлены на рисунке 1.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис1. Число малых предприятий России в период с 2005г.-2008г. [9]. 

     В 2008 г. на МСП работали 10,44 млн. человек. Выручка, полученная МСП в 2008 г. от реализации продукции, работе и услуг, составила 21,79 трлн. рублей, в т.ч. около трети приходится на торговые предприятия (102), а четвертая часть – на промышленность (70,5 трлн.). По сравнению с 2007 годом выручки, исключая влияние цен, увеличилась на 30% [10]. Оборот средних предприятий по субъектам Российской Федерации представлен в приложении 1, малых предприятий в приложении 2.

     Конечно же, наивно предполагать, что для  страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является

     развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными предприятиями. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     В таблице 1 представлены основные проблемы Российского частного предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1 Основные проблемы частного предпринимательства в России [11].

Порядок значимости Основные проблемы
1 Налоги
2 Законодательство
3 Инфляция
4 Экономическая ситуация в целом
5 Поставки, дефицит
6 Трудности получения  и высокая ставка за кредит
7 Неплатежеспособность  партнеров, клиентов
8 Несовершенство  банковской системы
9 Политическая ситуация
10 Бюрократия
11 Недостаток  производственных площадей, офисов
12 Действия правительства, властей
13 Коррупция, взятки
14 Недостаток  материальной базы
15 Финансовая  политика государства, действия ЦБ
16 Сбыт, поиск  клиентов, потребителей
17 Высокие цены на сырье и материалы
18 Монополия государства, госпредприятий
19 Трудности с  арендой
20 Разрыв экономических  связей
21 Недостаток  информации
22 Недостаток  культуры, опыта
23 Необязательность  партнеров
24 Проблемы собственности
25 Кадровые проблемы
26 Недостаток  собственных средств
27 Невыгодность  производства
28 Большая, громоздкая отчетность
29 Невыгодность  инвестиций
30 Конкуренция
31 Несовершенство  рынка
32 Недоверие западных партнеров
33 Отрицательное отношение к предпринимателям

Информация о работе Малый и средний бизнес на примере зарубежных стран