Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:24, доклад

Краткое описание

В настоящее время российские банки заинтересованы в работе с малым и средним бизнесом. Они стали запускать специальные кредитные программы для данного сегмента, с упором именно на средний бизнес.
Это связанно с тем что компании среднего бизнеса, особенно те, которые пережили кризис в 2008, представляются менее рискованными клиентами, чем малые предприятия. Они используют намного больше банковских услуг и продуктов и средний бизнес свободен в выборе кредитной организации, по сравнению с крупными предприятиями, которые держат свои счета в основном в государственных банках.

Файлы: 1 файл

Тезис 2012 Рубаник.doc

— 42.50 Кб (Скачать)


УДК 336.717.061

Ю.В.Рубаник

группа 3373

Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет

Научный руководитель: к. э. н., доцент В. В. Аксенова

 

ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И

СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 

В настоящее время российские банки заинтересованы в работе с малым и средним бизнесом. Они стали запускать специальные  кредитные программы для данного сегмента, с упором именно на средний бизнес.

Это связанно с тем что компании среднего бизнеса, особенно те, которые пережили кризис в 2008, представляются менее рискованными клиентами, чем малые предприятия. Они используют намного больше банковских услуг и продуктов и средний бизнес свободен в выборе кредитной организации, по сравнению с крупными предприятиями, которые держат свои счета в основном в государственных банках.

По результатам опроса банков об их подходах к средним компаниям, который провел журнал «Эксперт» [1], выяснилось что: банки считают средний бизнес наиболее перспективным, но единого представления о том, какую компанию можно считать средней, нет. В соответствии с ФЗ – 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к малым и средним предприятиям относят с размером выручки от 400 до 1000 млн. руб. и численностью персонала от 100 до 250 человек [2]. Но далеко не все банки придерживаются этой нормы, так, например, в ВТБ к среднему бизнесу относятся клиенты, годовая выручка которых составляет от 90 млн. до 10 млрд. рублей. А самые высокие требования оказались у банка «Открытие», который относит к среднему бизнесу компании с оборотом от 1 до 2 млрд. рублей.

Во многих российских банках существуют черные списки отраслей, представителям которых кредиты не дают вообще. Так, «Пробизнесбанк» не кредитует производителей оружия и алкоголя, «Траст» — экологически опасные производства, производство оружия, финансово-кредитные предприятия, страховые компании, предприятия по добыче полезных ископаемых и др.

Некоторые  российские банки могут предложить среднему бизнесу лучшие условия кредитования в виде ускоренного рассмотрения заявок на кредиты и пониженной кредитной ставки. Но обеспечивается это за счет двух программ: финансовой поддержки малых и средних предприятий, осуществляемой государственным МСП-банком (ранее Российский банк развития), в рамках которой госбанк через коммерческие банки-партнеры предоставляет средним компаниям льготные кредиты как на пополнение оборотных средств, так и внеоборотные длинные займы. А также программа Международной финансовой корпорации (IFC) по финансированию энергоэффективных проектов. В ее рамках средние компании могут получить длинные деньги на покупку нового технологического оборудования с целью сокращения издержек на энергоносители и увеличения производственных показателей.

Однако назвать достаточными меры по улучшению ситуации с кредитованием среднего бизнеса в России пока нельзя. По-прежнему много проблем у представителей бизнеса, которые работают в сложных отраслях экономики (угольная, нефтедобывающая промышленность, строительство, агропромышленный комплекс).

Развитее любого бизнеса требует денежных средств, и предприниматели находят выход из ситуации, получая по несколько потребительских кредитов и пуская полученные деньги в оборот. К сожалению, воспользоваться услугой кредитования среднего бизнеса решаются не многие. Слишком много неудобств это может доставить руководителю предприятия. Мало того, что необходимо предоставить внушительный пакет документов на получение такого кредита, так еще нужно убедить банк в высокой рентабельности своего бизнеса и способности выполнять свои обязательства в срок. Получается, что бизнесмену проще получить кредит как частному лицу, потратив на это минимум времени, чем бороться с банком за специализированный кредит на бизнес.

Но несмотря на все это, кредитование среднего, а также малого бизнеса является основным источником роста эффективной деятельности банков, что позволяет улучшить сложную послекризисную экономическую ситуацию в стране.

 

 

Литература

1. Рубаченко М., Самый лучший клиент // Эксперт. – 2011. – № 44

2. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА

 

1.        

Фамилия, Имя, Отчество автора (полностью)

Рубаник Юлия Владимировна

2.        

Тема  доклада

Особенности современной ситуации в России, связанной с кредитованием среднего бизнеса

3.        

Название секции

Финансы. Банковское дело. Кредитование

4.        

Факультет, специальность, курс, учебная группа – для студентов, магистров

название вуза, кафедры – для аспирантов

Предпринимательства и финансов, банковское дело, 5 курс, группа 3373

5.        

Контактный телефон,

адрес электронной почты

8-951-648-35-53

yurubanik@mail.ru

6.        

Фамилия, Имя, Отчество, должность на кафедре,  ученая степень, ученое звание научного руководителя

Аксенова Виктория Владимировна, к. э. н., доцент

7.        

Технические средства, необходимые для демонстрации доклада

 

8.        

Дата заполнения

 

 

 

 



Информация о работе Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в России