Пути развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Дать определение малому предпринимательству
- Выявить его особенности
- Определить место малого предпринимательства в экономике
- Рассмотреть его эволюцию
- Классифицировать проблемы малого бизнеса
- Продумать возможные пути решения этих проблем

Оглавление

Введение
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономике России.
1.1. Понятие "малый бизнес", его особенности и критерии.
1.2. Этапы развития малого бизнеса в России.
1.3. Перспективы развитие малого бизнеса. Масштабы его деятельности в России. Вклад в ВВП.
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России.
2.1. Значение налогообложения для эффективного развития малого бизнеса. Специальные режимы.
2.2. Инвестиционные проблемы развития малого бизнеса.
2.3. Правовая и социальная проблемы малого бизнеса в России.
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России.
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса в России.
3.2. Возможности и направления негосударственной поддержки малого бизнеса.
Заключение
Список литературы.
Приложение

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

      Введение

Предмет исследования —малый бизнес.

Объект исследования — условия развития малого бизнеса  в экономике страны.

Малый  бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном  этапе развития. Несмотря на принимаемые  правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его  проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

- Дать определение  малому предпринимательству

- Выявить его особенности

- Определить место  малого предпринимательства в  экономике

- Рассмотреть его эволюцию

- Классифицировать проблемы  малого бизнеса

- Продумать возможные  пути решения этих проблем

Можно предположить, что  одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и  нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.

Краткий обзор литературы:

Нормативно-правовые акты.

Практические пособие.

Справочники.

Интернет-сайты.

Учебные пособия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Глава 1. Малый бизнес в структуре  национальной экономике России.

                       1.1. Понятие "малый бизнес", его особенности и критерии.

Предпринимательство –  инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение  прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную  ответственность или от имени  и под юридическую ответственность юридического лица.

Малое предпринимательство - предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные  законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия.

Однако нельзя отрицать того, что малое предпринимательство  оказывает влияние на экономическое  поведение крупных фирм. Это выражается в следующем:

-          во-первых, крупные предприятия (фирмы,  компании), используя опыт малого  бизнеса, структуризуют свои подразделения в пользу мелких;

-          во-вторых, они, опираясь на опыт  предприятий малого бизнеса, предоставляют  своим подразделениям большую  хозяйственную свободу, большую  самостоятельность в выборе и  принятии тактических решений;

-          в-третьих, у них появляется стремление к взаимовыгодному взаимодействию                                                                                отношениям субподряда, венчурному финансированию, выполнению определенных заказов и т.п.

Учет опыта деятельности предприятий малого бизнеса в крупном бизнесе вовсе не означает, что последний поступается какими-либо из своих принципов. Крупные предприятия строят свою предпринимательскую деятельность на иных, чем малый бизнес, началах, но их взаимодействие в рыночных экономиках дает тот хозяйственный эффект, который пока еще недоступен российским условиям, но очень хорошо зарекомендовал себя в странах с развитым рыночным хозяйством.

С точки зрения отношений  собственности малые предприятия  могут быть государственными, акционерными, кооперативными, частными. Однако независимо от социальной принадлежности их деятельность должна носить отчетливо выраженный частнопредпринимательский характер. Если этого не будет, такие предприятия не будут иметь к малому бизнесу прямого отношения. Это будут структуры некоммерческой направленности, выполняющие определенные общественные функции, но могущие существовать и воспроизводиться только при условии, если основная часть предприятий страны, т.е. предприятий, их окружающих, будет носить предпринимательский характер.

Единство собственника и управленца (соединение в одном  лице) обеспечивает малому предпринимательству  такие преимущества, как адаптивность к меняющимся условиям, быструю на них реакцию, эффективность хозяйствования. Гибкость и мобильность малого бизнеса определяется также небольшой численностью занятых в нем работников. При этом мобильность важна не только в реакции на внешние условия. Быстрая реакция и переориентация внутри предприятия дают не меньший эффект.

Здесь важно отметить возможность реализации творческого хозяйственного начала в малом бизнесе. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе выбора решений, продуманном или интуитивно выбранном риске, с одной стороны, и создании атмосферы взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских пожеланий и советов при достижении общих целей предприятия - с другой. Именно поэтому малому предпринимательству свойственна инициативная творческая деятельность, которая в то же время связана со значительным риском.

Деятельность субъектов  малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным  законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого и  среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Ограничение по статусу: доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %; для юридических  лиц — суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Ограничение по численности  работников: число постоянных работников не должно превышать 250 человек;

Средняя численность  работников за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

Ограничение по выручке: с 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для  субъектов малого предпринимательства— 600 млн.рублей.

Значение малого бизнеса  лучше всего проявляется в  характерных функциях. Экономическая  литература отделяет такие функции  малого бизнеса: Ресурсную, организационную, творческую и социальную.

Ресурсная функция обеспечивает формирование и продуктивное использование капитала, трудовых, материальных и информационных ресурсов. Малый бизнес способствует экономии и рациональному использованию ресурсов. Объясняется наличием хозяйственного риска, который требует анализа рентабельности проектов и расчета экономических показателей.

Организационная функция  заключается в формировании конкурентной среды, помогает утверждению конкурентных отношений, стимулирует хозяйственную  активность, насыщает рынок качественными  товарами и услугами.

Творческая функция объясняется внедрением в деятельность малых предприятий достижений научно-технического прогресса, отраслей электроники, кибернетики, информатики и привлечения инициативных специалистов.

Социальная функция - решение проблем занятости, создание новых рабочих мест, поглощая избыточную рабочую силу во время циклических спадов экономики. Деятельность малых предприятий является основой формирования среднего класса.

Таким образом, малый  бизнес выполняет особую функцию  в народном хозяйстве - обновление экономической системы, содействие социально-политической стабильности общества путем обеспечения обеспечения собственного благосостояния участников и достижение пользы для общества в целом.

Но проблемы малого бизнеса  выходят за рамки налогового законодательства. Развитие сети малых предприятий, дополненных индивидуальным предпринимательством, чрезвычайно актуально для России в современный период. Дело в том, что исторически Россия начала переход к рыночным отношениям, имея чрезвычайно монополизированную экономику. На протяжении десятилетий в нашей стране существовала и поддерживалась господствующей идеологией экономическая теория о якобы более высокой эффективности труда при повышении концентрации производства и концентрации капитала. Эта концепция приводила к строительству заводов-гигантов индустрии, комбинатов, созданию крупных производственных и торговых объединений, слиянию средних и мелких производственных единиц, ликвидации мелких предприятий, кустарных промыслов, свертыванию ремесленной деятельности.

Теория, что подобным путем можно достичь повышения  производительности труда и эффективности  общественного производства, на практике не подтвердилась. Тотальное огосударствление всех сфер экономики в сочетании  с концентрацией основных средств  производства привели в конечном итоге к повсеместному товарному дефициту и финансовому кризису, разразившемуся во второй половине восьмидесятых годов. Кризис экономики и финансов, имевший в основе объективные причины, был усилен субъективными факторами типа компании по борьбе с пьянством и алкоголизмом, подорвавшей ряд отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности и имевшей отрицательные социальные последствия.

                                    1.2. Этапы развития малого бизнеса в России.

 Малый бизнес в  России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой

развития малого бизнеса. Многие известные представители  малого бизнеса вышли как раз  из тех, уже забытых многими, структур.

В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

В российской истории  малого бизнеса можно выделить ряд  этапов.

Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго  этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Информация о работе Пути развития малого предпринимательства