Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа
Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Дать определение малому предпринимательству
- Выявить его особенности
- Определить место малого предпринимательства в экономике
- Рассмотреть его эволюцию
- Классифицировать проблемы малого бизнеса
- Продумать возможные пути решения этих проблем
Введение
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономике России.
1.1. Понятие "малый бизнес", его особенности и критерии.
1.2. Этапы развития малого бизнеса в России.
1.3. Перспективы развитие малого бизнеса. Масштабы его деятельности в России. Вклад в ВВП.
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России.
2.1. Значение налогообложения для эффективного развития малого бизнеса. Специальные режимы.
2.2. Инвестиционные проблемы развития малого бизнеса.
2.3. Правовая и социальная проблемы малого бизнеса в России.
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России.
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса в России.
3.2. Возможности и направления негосударственной поддержки малого бизнеса.
Заключение
Список литературы.
Приложение
Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэконом-сбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.
Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).
Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.
Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на мой взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.
Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.
Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.
Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой - проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.
При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.
Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.
На основании представленных
досье клиентов и их гарантий коммерческим
банкам последним необходимо разрабатывать
собственные планы
- составление досье клиента;
- разработка плана финансирования;
- сопоставление кредита
с результатами деятельности
предприя-тия, если ссудой
- определение класса
кредитоспособности
- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);
- расчет срока окупаемости кредита;
- принятие решения о сроке кредитования;
- определение регулярности возмещения кредита;
- составление контракта (договора о возврате);
- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;
- в случае задержки
выполнения или невыполнения
условий конт-ракта - совместные
действия по исправлению
Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно указу президента РФ от 22 декабря 1993 г), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий ма-лого бизнеса.
Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо
коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, ко-торые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.
Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.
Еще одним внешним
внебюджетным источником финансирования
малых предприятий может
Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитен-том самостоятельности.
Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.
Финансированию малого
бизнеса могут содействовать
кредитные программы и
Согласно Федеральной
программе государственной
от 14 июня 1995 г., доходы от
деятельности Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства, преобразованного
из Фонда поддержки
Большую роль в организации
финансирования малого бизнеса в
регионах могли бы сыграть общества
взаимного кредита и торгово-
Индекс кредитного благоприятствования в марте 2011 г. составил 197 баллов, увеличившись по сравнению с декабрем 2010 года на 6% (с начала мониторинга Индекс прибавил 38%).
Рост Индекса кредитного благоприятствования был обусловлен в первую очередь улучшением показателей качества консультирования и продаж, ростом маркетинговой активности, тогда как изменения в кредитной политике были незначительными, хотя и положительными.Ситуация в значительной мере схожа с весной 2010 года, когда банки активно конкурировали за клиентов, с тем лишь различием, что год назад для привлечения клиентов более активно использовались процентные ставки.
В конце 2010 года тенденция снижения ставок затухла, а в начале 2011 года стал намечаться разворот в сторону их повышения из-за изменения ставки рефинансирования. Поэтому в конце 2010 года – начале 2011 года активность банков была направлена на оптимизацию продуктовых линеек, маркетинговую поддержку продуктов для малого бизнеса, а также на улучшение уровня консультирования по первичным обращениям клиентов.
Данные ЦБ РФ в начале
года зафиксировали сокращение объема
задолженности малых
2.3. Правовая и социальная проблемы малого бизнеса в России.
Начальные трудности.
Для всех этапов начала предпринимательской деятельности характерна общая черта - значительное количество требуемых государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявок.
При открытии практически любого бизнеса в сфере торговли и бытового обслуживания населения, а равно некрупного производственного предприятия к помещениям предъявляются требования, которые не описываются в законодательных актах, но содержатся во внутриведомственных документах.
Параллельно с техническими нормами к объектам предъявляются многочисленные требования региональных законодательных и нормативных актов, различного рода инструкций органов власти, в том числе муниципального уровня, за несоблюдение которых устанавливается административная ответственность законами субъектов Российской Федерации.
Показательным примером является открытие предприятия общественного питания, для создания которого необходимо в орган исполнительной власти (субъекта РФ или муниципалитета) подать около 20 документов, только один из которых установлен федеральным нормативным правовым актом (заключение госпожнадзора), а остальные установлены на региональном уровне (в том числе, согласование муниципалитетами размещения предприятия питания, справка санэпиднадзора, справка БТИ о состоянии здания, выписка из технического паспорта на здание, разрешение на переустройство помещений и производство связанных с ним ремонтных работ, техническое заключение о состоянии несущих конструкций здания и возможности переустройства помещений под предприятие питания, выполненное уполномоченной лицензированной организацией, акт осмотра каналов естественной вентиляции, выполненного специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида работ, разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации, оформленное в установленном порядке и др.).
Информация о работе Пути развития малого предпринимательства