Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа
Целью работы является изучение зарубежного опыта, динамики развития малого бизнеса в Беларуси и факторов, влияющих на состояние данного сектора.
Задачи:
* определить малый бизнес как социально-экономическое явление, его место и роль в современной экономике, основные тенденции и перспективы развития;
* отразить роль малого бизнеса в экономике Беларуси;
* проанализировать влияние малого бизнеса на экономику в целом;
* дать оценку международного опыта;
Введение
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в РБ
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в РБ
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики
промышленных предприятий
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине: экономика организации (предприятия)
на тему:
Малое предпринимательство
и пути ускорения его
развития
Студентка
ФМ, 3 курс,
ЗКТ-1
Руководитель
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в РБ
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в РБ
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что в наследство от советских времен нашей стране достались крупные предприятия, которые обеспечивают выпуск большого объема продукции, пользуются "эффектом масштаба». Представить себе функционирование малых предприятий наряду с такими «гигантами» сложно, но возможно. Деятельность малых предприятий может быть прибыльной, особенно в некоторых отраслях. Этот сектор экономики способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере. Он создает необходимую атмосферу конкуренции, дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ. Все эти достоинства давно замечены в развитых странах, где малому бизнесу уделяется большое внимание.
В Республике Беларусь на малый бизнес обратили внимание относительно недавно, осуществляется государственная поддержка. Однако количество малых предприятий остается небольшим. Судя по тому, что статистических данных достаточно много, данная проблема глубоко изучается.
Государство,
способствующее развитию малого бизнеса,
превращает своих граждан в
В социально
ориентированной рыночной экономике
(к которой относится
Актуальность
данной работы обусловлена
Задачи:
Вопросами малого предпринимательства и их регулирования в республике в настоящее время занимаются многие авторы. Известный вклад в разработку данной проблематики внесли: Н.К.Мельников, Л.Ф.Заико, Б.Н.Науменко, М.И.Балашевич, А.Г.Певзнер, А.С.Серегин, М.Г.Лапуста, В.И.Оноприенко, а также Дж.Стэнворд, М.О.Гиль, Семенов и другие экономисты.
Литература
по данной теме существует самая разнообразная,
в основном об организации малого
предприятия, т. е., имеет практический
характер. Достаточно много статистической
информации о Республике Беларусь. Интересными
для меня были книги Мазоль С. И. «Экономика
малого бизнеса», Лапуста М.Г. «Малое предпринимательство»,
Круглик В. М. «Развитие предпринимательства
в Республике Беларусь». Использовались
журналы и газеты, как белорусского, так
и русского издательства, а также данные
Министерства статистики и экономики
Республики Беларусь.
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
В современном обществе предпринимательство, особенно наиболее динамичная его часть – малое предпринимательство, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных, предприимчивых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем эффективнее используются все ресурсы общества и интенсивнее происходит хозяйственное развитие.
Само понятие «предприниматель» ввел в экономическую науку в XVIII в. первый теоретик бизнеса Р. Кантильон, но до сих пор нет четкого определения как понятию «предприниматель», так и понятию «предпринимательство». Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет предпринимательство как самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществимую ими от своего имени на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. [1, С.5,7]
Термин «малые и средние предприятия» впервые использовал министр М. Милан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931г. Первое определение малого предприятия появилось в США в «Законе об определенных видах обслуживания» (1948г.) и «Законе о малом бизнесе» (1953г.). [2, с 12]
Во
многих книгах малый бизнес и малое
предпринимательство
Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
В Европейском союзе с 1 января 1995г. к малым относятся предприятия, имеющие число занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. евро; сумму баланса менее 2 млн. евро. При определении мер поддержки субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели отнесения предприятий к малым. Комиссией ЕС предложены следующие критерии отнесения фирм к малым: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн. евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. Комиссия ЕС выделяет «микрофирмы» с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные, семейные и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых на которых колеблется от 10 до 99 человек. [3,с. 5]
В США к малым относят фирмы с занятостью менее 500 человек, в Российской Федерации – до 100 человек в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие:
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные». [3,с.5-6]
В нашей стране в последнее время используется только количественный критерий. В соответствии с отечественным законодательством под «малыми» понимаются предприятия, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
[5,с 26]
Установление границы, используя только один критерий, будет условным и относительным. Поэтому в ряде случаев используются дополнительно другие критерии. Определение категории предприятия важно, поскольку определяет право пользоваться государственной поддержкой, предусмотренной для данной категории, льготным налогообложением и иными привилегиями.
По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида:
1)
не имеющие потенциала для
роста (такие предприятия
2)
быстрорастущие, которые имеют в
будущем потенциал для роста
деловой активности, но вначале
создаются как малые
По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно; и связанные с крупными предприятиями, т. е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий.
Экономика, в которой малый бизнес занимает небольшой удельный вес, считается «лоскутной», так как она не способна удовлетворить разнообразие потребностей и предпочтений всех граждан страны. Малый бизнес быстро замечает возросшую потребность в чем-либо и обеспечивает производство данного товара. В развитых странах на долю малых предприятий приходится около 50% всех крупных изобретений, хотя возможность финансировать научные исследования значительно ниже.
К достоинствам малого предпринимательства относят:
Информация о работе Малое предпринимательство и пути ускорения его развития