Малое предпринимательство и пути ускорения его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение зарубежного опыта, динамики развития малого бизнеса в Беларуси и факторов, влияющих на состояние данного сектора.
Задачи:
* определить малый бизнес как социально-экономическое явление, его место и роль в современной экономике, основные тенденции и перспективы развития;
* отразить роль малого бизнеса в экономике Беларуси;
* проанализировать влияние малого бизнеса на экономику в целом;
* дать оценку международного опыта;

Оглавление

Введение
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в РБ
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в РБ
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая1.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    Ежегодно  регистрируется около 600 тыс. малых  предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Это связано с тем, что владельцы малых предприятий сворачивают свой бизнес или переносят его, как только увидят более прибыльную сферу или место, а если бизнес обанкротился, то они не  расстраиваются и начинают новый.

    Малые предприятия обеспечивают экономическую активность в районах хронической безработицы: около 800 000 компаний, 90% из которых являются микропредприятиями, расположены в беднейших районах 100 крупнейших американских городов.

    Потребности американского малого бизнеса в значительном объеме средств удовлетворяются из целого ряда различных источников финансирования. К ним относят:

    • накопления населения (деньги друзей, знакомых, коллег по работе и т.п.);
    • рисковое долевое финансирование, предоставляемое так называемыми «ангелами бизнеса» (людьми, которые выбирают позицию активного инвестора, вкладывают как деньги, так и профессиональный опыт и таланты) и венчурными компаниями;.
    • различные виды кредитов в зависимости от этапа становления компании и от вида обеспечения:
    • кредиты под собственный капитал,
    • кредиты страховых кампаний,
    • кредиты за счет пенсионных накоплений,
    • кредиты под залог активов – кредиторской задолженности, запасов, оборудования, недвижимости.

    Государство всячески поддерживает эту сферу. Более  столетия Соединенные Штаты вводят законы, касающиеся малого бизнеса. Открываются государственные структуры, целью которых является помощь малым предприятиям:

    • Бюро по малому бизнесу Министерства торговли, предоставляет техническое и управленческое содействие малым предприятиям,
    • Администрация по делам малого бизнеса наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие.
    • Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса (организация и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций, выпуск информационных материалов и пособий, выделение средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса).

    Реализуется специальная правительственная  программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях 1964г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965г.). Государственные гарантии являются решающим условием при определении срока ссуды. Как правило, коммерческие банки, решившиеся на предоставление не гарантируемых государством ссуд малым предприятиям, предлагают их на срок максимум 3-5 лет. При выдаче прямых займов Администрация вправе устанавливать длительные сроки их погашения – до 15 лет.

    Следует выделить также программу финансового  содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных  бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программу государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

    Несомненно, снижение абсолютных и относительных  размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых  рабочих мест. На малый бизнес распространяются и специальные налоговые льготы, например, ”бонус первого года”, когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. США выделяется среди других стран тщательно разработанным законодательством, направленным на поддержку малого бизнеса.

    Малый бизнес в Российской Федерации находится  на стадии становления.

    В данном секторе производится около 11% ВВП и трудится почти 10% занятых в экономике страны. К субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации относятся индивидуальные предприниматели,·осуществляющие деятельность без образования юридического лица, а также коммерческие организации – юридические лица, у которых структура уставного капитала и средней численности работающих соответствует законодательно установленным критериям. В уставном капитале малого предприятия:

    • доля участия государственной собственности любого уровня (от федеральной до муниципальной), общественных и религиозных организаций,·а также различных фондов не должна превышать 25%;
    • доля участия любого числа юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями, должна составлять не более 25%.

    Реализация  программных мер привела к  определенным положительным изменениям в секторе малого бизнеса России. В 2003-2004гг. наблюдался рост количества субъектов малого предпринимательства – ежегодные темпы прироста составили 4,5 – 4,7%. Доля малых предприятий в общем количестве по всем отраслям экономики достигла 23%. Из них 28% сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, 25% – в промышленности, столько же в строительстве, 4% – в сфере транспорта и связи, 25 % – в сфере науки и научном обслуживании. Общее количество занятых в малом предпринимательстве составляет около 18% экономически активного населения страны. На их долю приходится около 7% общего объема производства товаров и услуг и около 3% общего объема инвестиций.

    В 2006 году, по данным Министерства экономического развития, число малых предприятий в России впервые превысило 1 миллион, а количество индивидуальных предпринимателей составило 3,1 миллиона человек. Малый бизнес страны создал 600 тысяч новых рабочих мест, а объем инвестиций в этот сектор вырос на 40%. [8,с.3]

    Малый бизнес беден и постоянно находится на грани выживания. Около 70% респондентов по той или иной причине не могут приобрести бизнес-недвижимость. И этот показатель не меняется. Конечно, среди причин наиболее популярная – 61% – цены, и это вполне рыночная ситуация. Однако почти половина – 49% опрошенных – в качестве причины называют "ограниченный доступ к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах".[9, с.8]

    Несовершенство  налоговой системы, чрезмерная бюрократизация и излишнее администрирование развития малого предпринимательства со стороны государства тормозят развитие малого бизнеса. В то же время, роль малого бизнеса с каждым годом растет.

    Законотворческая  деятельность в этой сфере направлена на создание благоприятного климата  для активизации предпринимательской  деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим  субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства. В связи с этим 1 января 2008г. Был издан новый закон о малом и среднем предпринимательстве, согласно которому акценты государственной политики изменились: вместо политики поддержки появилась политика развития малого предпринимательства. С реализацией нового закона о предпринимательстве малый бизнес России классифицируется по европейским критериям. Впервые государство вводит новое понятие "микропредприятия" с численностью занятых до 15 человек, в категорию "малые предприятия" попадают компании, в которых трудятся от 16 до 100 человек, а к "средним предприятиям" относятся те, где насчитывается от 101 до 250 человек.

    С целью увеличения темпов роста реализуется  ряд направлений. Одним из направлений  является увеличение числа бизнес-инкубаторов. Инкубатор в экономическом смысле обозначает структуру или организацию, в котором создаются «тепличные»  условия для предварительно отобранных молодых либо только что созданных предприятий с высоким потенциалом роста, чтобы помочь им стать самостоятельными и прибыльными. К данному направлению относится создание технопарка или промышленного парка. Промышленный парк – это объединение предприятий, различных по величине и видам деятельности, в основном производственного назначения, использующих совместно здания и помещения, расположенные на ограниченном земельном участке.

    Вторым  важным направлением в поддержке  малого бизнеса является создание гарантийного фонда, который должен помочь предпринимателям, не имеющим достаточного залогового обеспечения для кредитования в банке, получить кредит. Третье приоритетное направление связано с оказанием содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности. И еще одним немаловажным направлением является поддержка региональных проектов.

    Таким образом, малое предпринимательство  в России интенсивно развивается благодаря созданию правительством законопроектов, поддерживающих малый бизнес.

    Любое государство должно формировать  позитивное мнение о предпринимательстве  в обществе и, кроме этого, всячески содействовать реализации инициативы граждан путем повсеместной реализации соответствующих государственных программ. Так, в Германии, Франции, Англии и других государствах Западной Европы с малых лет гражданам прививается мнение о сложности, но одновременно и о государственной важности предпринимательства. В США же вообще реализация частной инициативы поставлена в качестве национальной идеи «страны равных возможностей».[5,с.33]

    В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задачи государства не сводятся к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять субъектам малого бизнеса финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Прежде всего, государство призвано создать такой правовой  и экономический климат, который позволит малому бизнесу расти и набирать силу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.

§2.1. История становления малого предпринимательства в Республике Беларусь

    Для того, чтобы полностью и всесторонне оценить малое предпринимательство Беларуси в данный момент, необходимо рассмотреть процесс его развития. Можно выделить ряд этапов:

    Первый  этап, охватывающий завершающий период существования СССР (1986-1990гг.), характеризуется  усилением либеральных тенденций  в экономике и развитием кооперативной  предпринимательской деятельности, что было связано с вводом в действие закона «О кооперации в СССР». Значительная часть предпринимательских структур получала большие доходы, перепродавая товары, купленные в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам. С 1988г. доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооперативов возросла примерно с 1% в ВВП до 4,4% в 1989г. На данном этапе было определено количественное понятие «малое предприятие».

    Второй  этап связан с распадом СССР (1991-1995гг.). Особенность данного этапа заключается в том, что субъекты хозяйствования осуществляли свою деятельность в условиях свободного ценообразования. Что касается Республики Беларусь, то к первому признаку малого предприятия – численности – был добавлен второй – годовой объем реализации продукции (работ, услуг) по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике отрасли и виду деятельности. В 1991г. было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь, определяющее развитие предпринимательства в стране. Количество кооперативов, малых предприятий и обществ с ограниченной ответственностью возросло с 7807 в 1991г. до 14813 в 1995г. [1,c. 64-65]

    Предпринимательские структуры занимались в основном непроизводственной деятельностью, что было обусловлено высокой процентной ставкой кредита (300-320% годовых). К концу второго этапа были практически исчерпаны возможности сверхстабильной торгово-посреднической деятельности.

    Третий  этап начался в 1996г. и продолжался до 2000г. В это период четко обозначилась тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности и расширению административных барьеров в процессе развития малого предпринимательства. Именно в этот период сформулированы общие принципы организации поддержки развития малого предпринимательства в двух базовых законодательных актах: закон РБ «О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь» и указ Президента РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства». Соответствующим указом Президента Республики Беларусь и законом определено понятие «субъект малого предпринимательства» и установлена среднесписочная численность работников.

Информация о работе Малое предпринимательство и пути ускорения его развития