Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа
Целью работы является изучение зарубежного опыта, динамики развития малого бизнеса в Беларуси и факторов, влияющих на состояние данного сектора.
Задачи:
* определить малый бизнес как социально-экономическое явление, его место и роль в современной экономике, основные тенденции и перспективы развития;
* отразить роль малого бизнеса в экономике Беларуси;
* проанализировать влияние малого бизнеса на экономику в целом;
* дать оценку международного опыта;
Введение
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в РБ
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в РБ
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы
Ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Это связано с тем, что владельцы малых предприятий сворачивают свой бизнес или переносят его, как только увидят более прибыльную сферу или место, а если бизнес обанкротился, то они не расстраиваются и начинают новый.
Малые предприятия обеспечивают экономическую активность в районах хронической безработицы: около 800 000 компаний, 90% из которых являются микропредприятиями, расположены в беднейших районах 100 крупнейших американских городов.
Потребности американского малого бизнеса в значительном объеме средств удовлетворяются из целого ряда различных источников финансирования. К ним относят:
Государство всячески поддерживает эту сферу. Более столетия Соединенные Штаты вводят законы, касающиеся малого бизнеса. Открываются государственные структуры, целью которых является помощь малым предприятиям:
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях 1964г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965г.). Государственные гарантии являются решающим условием при определении срока ссуды. Как правило, коммерческие банки, решившиеся на предоставление не гарантируемых государством ссуд малым предприятиям, предлагают их на срок максимум 3-5 лет. При выдаче прямых займов Администрация вправе устанавливать длительные сроки их погашения – до 15 лет.
Следует выделить также программу финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программу государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.
Несомненно,
снижение абсолютных и относительных
размеров федеральных налогов
Малый бизнес в Российской Федерации находится на стадии становления.
В
данном секторе производится около
11% ВВП
и трудится почти 10% занятых в экономике
страны. К субъектам малого предпринимательства
в Российской Федерации относятся индивидуальные
предприниматели,·
Реализация программных мер привела к определенным положительным изменениям в секторе малого бизнеса России. В 2003-2004гг. наблюдался рост количества субъектов малого предпринимательства – ежегодные темпы прироста составили 4,5 – 4,7%. Доля малых предприятий в общем количестве по всем отраслям экономики достигла 23%. Из них 28% сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, 25% – в промышленности, столько же в строительстве, 4% – в сфере транспорта и связи, 25 % – в сфере науки и научном обслуживании. Общее количество занятых в малом предпринимательстве составляет около 18% экономически активного населения страны. На их долю приходится около 7% общего объема производства товаров и услуг и около 3% общего объема инвестиций.
В 2006 году, по данным Министерства экономического развития, число малых предприятий в России впервые превысило 1 миллион, а количество индивидуальных предпринимателей составило 3,1 миллиона человек. Малый бизнес страны создал 600 тысяч новых рабочих мест, а объем инвестиций в этот сектор вырос на 40%. [8,с.3]
Малый бизнес беден и постоянно находится на грани выживания. Около 70% респондентов по той или иной причине не могут приобрести бизнес-недвижимость. И этот показатель не меняется. Конечно, среди причин наиболее популярная – 61% – цены, и это вполне рыночная ситуация. Однако почти половина – 49% опрошенных – в качестве причины называют "ограниченный доступ к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах".[9, с.8]
Несовершенство налоговой системы, чрезмерная бюрократизация и излишнее администрирование развития малого предпринимательства со стороны государства тормозят развитие малого бизнеса. В то же время, роль малого бизнеса с каждым годом растет.
Законотворческая
деятельность в этой сфере направлена
на создание благоприятного климата
для активизации
С
целью увеличения темпов роста реализуется
ряд направлений. Одним из направлений
является увеличение числа бизнес-инкубаторов.
Инкубатор в экономическом
Вторым важным направлением в поддержке малого бизнеса является создание гарантийного фонда, который должен помочь предпринимателям, не имеющим достаточного залогового обеспечения для кредитования в банке, получить кредит. Третье приоритетное направление связано с оказанием содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности. И еще одним немаловажным направлением является поддержка региональных проектов.
Таким образом, малое предпринимательство в России интенсивно развивается благодаря созданию правительством законопроектов, поддерживающих малый бизнес.
Любое государство должно формировать позитивное мнение о предпринимательстве в обществе и, кроме этого, всячески содействовать реализации инициативы граждан путем повсеместной реализации соответствующих государственных программ. Так, в Германии, Франции, Англии и других государствах Западной Европы с малых лет гражданам прививается мнение о сложности, но одновременно и о государственной важности предпринимательства. В США же вообще реализация частной инициативы поставлена в качестве национальной идеи «страны равных возможностей».[5,с.33]
В
мировой практике считается нормой
государственное поощрение
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в Республике Беларусь
Для того, чтобы полностью и всесторонне оценить малое предпринимательство Беларуси в данный момент, необходимо рассмотреть процесс его развития. Можно выделить ряд этапов:
Первый
этап, охватывающий завершающий период
существования СССР (1986-1990гг.), характеризуется
усилением либеральных
Второй этап связан с распадом СССР (1991-1995гг.). Особенность данного этапа заключается в том, что субъекты хозяйствования осуществляли свою деятельность в условиях свободного ценообразования. Что касается Республики Беларусь, то к первому признаку малого предприятия – численности – был добавлен второй – годовой объем реализации продукции (работ, услуг) по показателю, в наибольшей степени соответствующему специфике отрасли и виду деятельности. В 1991г. было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь, определяющее развитие предпринимательства в стране. Количество кооперативов, малых предприятий и обществ с ограниченной ответственностью возросло с 7807 в 1991г. до 14813 в 1995г. [1,c. 64-65]
Предпринимательские структуры занимались в основном непроизводственной деятельностью, что было обусловлено высокой процентной ставкой кредита (300-320% годовых). К концу второго этапа были практически исчерпаны возможности сверхстабильной торгово-посреднической деятельности.
Третий этап начался в 1996г. и продолжался до 2000г. В это период четко обозначилась тенденция к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности и расширению административных барьеров в процессе развития малого предпринимательства. Именно в этот период сформулированы общие принципы организации поддержки развития малого предпринимательства в двух базовых законодательных актах: закон РБ «О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь» и указ Президента РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства». Соответствующим указом Президента Республики Беларусь и законом определено понятие «субъект малого предпринимательства» и установлена среднесписочная численность работников.
Информация о работе Малое предпринимательство и пути ускорения его развития