Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа
Целью работы является изучение зарубежного опыта, динамики развития малого бизнеса в Беларуси и факторов, влияющих на состояние данного сектора.
Задачи:
* определить малый бизнес как социально-экономическое явление, его место и роль в современной экономике, основные тенденции и перспективы развития;
* отразить роль малого бизнеса в экономике Беларуси;
* проанализировать влияние малого бизнеса на экономику в целом;
* дать оценку международного опыта;
Введение
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в РБ
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в РБ
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы
Четвертый этап, который ознаменован формированием цивилизованного типа предпринимательства, начался в 2001г. и продолжается по сегодняшний день. Была принята общереспубликанская Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Беларусь на 2002–05гг. Аналогичные концепции приняты во всех областях и в Минске. В Концепции определены принципы, цели и задачи государственной политики в отношении малого предпринимательства, а также основные направления ее совершенствования.
Были
введены книги проверок и ревизий;
выставлены требования наличия кассовых
аппаратов у индивидуальных предпринимателей
на закрытых рынках, открытия счетов в
банках индивидуальными предпринимателями;
упорядоченные системы сертификации и
гигиенической регистрации; упрощен процесс
лицензирования; повышена социальная
защита индивидуальных предпринимателей
посредством их включения в систему обязательного
государственного страхования. [1,с. 63-65]
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.
Согласно
информационно-аналитическим
Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 42%. В промышленности сосредоточено 19,9%, строительстве – 10,2%, сельском хозяйстве (включая крестьянские фермерские хозяйства) – 3,3%, транспорте – 8,4% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий. [11]
Анализ
показателей последних лет
По численности занятых на малых предприятиях лидируют предприятия торговли и общественного питания – 31% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях промышленности занято 28,1%, в строительстве – 16,7%. Графически это отображено в приложении 3. [19]
Уровень регионального развития малого предпринимательства во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. По количеству малых предприятий преобладает Минская область (15,2%), Минск рассматривается отдельно и преобладает над всеми областями, взятыми вместе с областными центрами, - 37,7%. Остальные области идут почти вровень (около 9%). (Приложение 4)
В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства на протяжении последних лет остается стабильной и по итогам 2009 года составила 34,3% (по итогам 2008 года – 7,9%). В общем объеме импорта их доля составила 27,6%.
По итогам 2009 года объем экспорта товаров субъектами малого предпринимательства составил 7298 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 2605,9 млн. долларов США).
На протяжении нескольких последних лет первую позицию среди экспортных партнеров республики занимала Российская Федерация. На данный момент первую позицию занимают Нидерланды (объем экспорта составил 2728,1 млн. долларов США, 37,5 % общего объема экспорта). Вторую позицию занимает Соединенное королевство (8,7% общего объема экспорта), третью – Латвия (8,5%). Объем экспорта субъектов малого предпринимательства в Российскую Федерацию снизился по сравнению с 2008 г. на 310,5 млн. долларов США и составляет 7,5% общего объема экспорта.
При сохранении незначительного удельного веса в общем объеме экспорта субъектов малого предпринимательства (от 0,2% до 1%) значительно увеличился объем экспорта в Венесуэлу (в 11 раз), в Китай (в 4,9 раза), в Турцию (в 3,6 раза).
Из общего объема экспорта основных видов товаров субъектами малого бизнеса наибольший удельный вес в 2009 года приходился на:
Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 33,5%, импорта – 49,2%.
Доля малого предпринимательства в общем объеме экспорта-импорта 2002-2009 годы отражена в приложении 5. Необходимо отметить, что она растет.
По данным Министерства статистики и анализа, по состоянию на 01.01.2011 г. в республике функционирует 318 тысяч малых предприятий.
По мнению большинства экспертов, Беларусь добилась солидных показателей роста благодаря политике, нацеленной на увеличение доходов и кредита, а также благоприятным внешним условиям. Также они считают, что малый бизнес в Беларуси развивается медленно. В основе его деятельности лежат трудоемкие процессы, и высокие технологии не являются доминирующими в развитии белорусского производства. Таким образом, повторяется пройденный госсектором путь создания продуктов низкой конкурентоспособности. [14, c. 50]
Кроме того, можно выделить и следующие неблагоприятные факторы: криминализация бизнеса; правовая незащищенность, чрезмерная регламентация его деятельности; низкий уровень доверия к партнерам; негативное отношение к этой социальной группе со стороны населения (восприятие предпринимателей как постоянных нарушителей закона)[9, с. 87]
Проанализировав процесс создания и функционирования малого предприятия, можно назвать ряд проблем, препятствующих интенсивному развитию малого предпринимательства:
Данные проблемы должны решаться на законодательном уровне. Правительством Республики Беларусь принята программа поддержки малого и среднего предпринимательства в на 2010-2012 годы, утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие.
Можно
сказать, что государство настроено
на продержку данной сферы экономики.
Однако, по мнению некоторых исследователей,
в Беларуси созданы условия
Малый
бизнес в РБ появился относительно
недавно, и закономерно, что существует
так много проблем. Пока что малый
бизнес в нашей стране не стал еще
фактором существования экономического
роста, увеличения эффективности производства
и обеспечения на основе этого высокого
уровня и качества жизни населения.
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Малое и среднее предпринимательство занимает особое место в экономике Республики Беларусь, способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.
На 1 января 2011 г. в республике состоит на учете 86 194 субъекта малого предпринимательства – юридических лица. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц увеличилось на 7559, или на 9,6 процента.
Численность
индивидуальных предпринимателей на 1
января 2011 г. составила 231 834 человека. К
уровню 1 января 2010 г. численность индивидуальных
предпринимателей увеличилась на 12 229 человек,
или 5,6 процента.
Таким образом, на 1 января 2011 г. в республике насчитывается 318 028 субъектов малого предпринимательства.
Положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства является результатом государственной политики по улучшению в стране бизнес-среды.
Создана
программа государственной
Основные направления программы:
Информация о работе Малое предпринимательство и пути ускорения его развития