Малое предпринимательство и пути ускорения его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение зарубежного опыта, динамики развития малого бизнеса в Беларуси и факторов, влияющих на состояние данного сектора.
Задачи:
* определить малый бизнес как социально-экономическое явление, его место и роль в современной экономике, основные тенденции и перспективы развития;
* отразить роль малого бизнеса в экономике Беларуси;
* проанализировать влияние малого бизнеса на экономику в целом;
* дать оценку международного опыта;

Оглавление

Введение
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в РБ
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в РБ
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая1.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    Четвертый этап, который ознаменован формированием цивилизованного типа предпринимательства, начался в 2001г. и продолжается по сегодняшний день. Была принята общереспубликанская Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Беларусь на 2002–05гг. Аналогичные концепции приняты во всех областях и в Минске. В Концепции определены принципы, цели и задачи государственной политики в отношении малого предпринимательства, а также основные направления ее совершенствования.

    Были  введены книги проверок и ревизий; выставлены требования наличия кассовых аппаратов у индивидуальных предпринимателей на закрытых рынках, открытия счетов в банках индивидуальными предпринимателями; упорядоченные системы сертификации и гигиенической регистрации; упрощен процесс лицензирования; повышена социальная защита индивидуальных предпринимателей посредством их включения в систему обязательного государственного страхования. [1,с. 63-65] 
 

§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

    Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

    Согласно  информационно-аналитическим материалам о развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь, в 2009 году удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 11,4% (в 2008 году – 9,3%) от общего объема ВВП. За 2009 год субъектами малого предпринимательства произведено 9,1% от общего объема промышленного производства (за 2008 год– 8,4%); 29,5% от общего объема розничного товарооборота (за 2008 год – 19,9%); 30,5% от общего объема внешнеторгового оборота (за 2008 год – 16,7%). По состоянию на 1 января 2010 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 77402 предприятия, по сравнению с 2009 годом их число увеличилось на 9411 или на 13,8 %. Динамика изменения количества малых предприятий за 2002-2010 гг. представлена в приложении 1. Явно выражена тенденция к росту числа малых предприятий. [10]

    Отраслевая  структура малого предпринимательства  неоднородна. По итогам 2009 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 42%. В промышленности сосредоточено 19,9%, строительстве – 10,2%, сельском хозяйстве (включая крестьянские фермерские хозяйства) – 3,3%, транспорте – 8,4% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий. [11]

    Анализ  показателей последних лет свидетельствует  о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2033 по 2009 год сохраняется  значительная доля субъектов малого предпринимательства функционирующих в сфере торговли и общественного питания, а также промышленности. Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, связь, финансово-кредитная сфера, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание. Обратимся к приложению 2: малые предприятия преобладают в торговле и общественном питании (42%) и меньше всего в здравоохранении и социальном обеспечении (1,8%). [12]

    По  численности занятых на малых  предприятиях лидируют предприятия торговли и общественного питания – 31% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях промышленности занято 28,1%, в строительстве – 16,7%. Графически это отображено в приложении 3. [19]

    Уровень регионального развития малого предпринимательства  во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие  развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. По количеству малых предприятий преобладает Минская область (15,2%), Минск рассматривается отдельно и преобладает над всеми областями, взятыми вместе с областными центрами, - 37,7%. Остальные области идут почти вровень (около 9%). (Приложение 4)

    В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства  на протяжении последних лет остается стабильной и по итогам 2009 года составила  34,3% (по итогам 2008 года – 7,9%). В общем объеме импорта их доля составила 27,6%.

    По  итогам 2009 года объем экспорта товаров  субъектами малого предпринимательства  составил 7298 млн. долларов США (по итогам 2008 года – 2605,9 млн. долларов США).

    На  протяжении нескольких последних лет  первую позицию среди экспортных партнеров республики занимала Российская Федерация. На данный момент первую позицию занимают Нидерланды (объем экспорта составил 2728,1 млн. долларов США, 37,5 % общего объема экспорта). Вторую позицию занимает Соединенное королевство (8,7% общего объема экспорта), третью – Латвия (8,5%). Объем экспорта субъектов малого предпринимательства в Российскую Федерацию снизился по сравнению с 2008 г. на 310,5 млн. долларов США и составляет 7,5% общего объема экспорта. 

    При сохранении незначительного удельного веса в общем объеме экспорта субъектов малого предпринимательства (от 0,2% до 1%) значительно увеличился объем экспорта в Венесуэлу (в 11 раз), в Китай (в 4,9 раза), в Турцию (в 3,6 раза).

    Из  общего объема экспорта основных видов товаров субъектами малого бизнеса наибольший удельный вес в 2009 года приходился на:

    • растворители и разбавители сложные органические - 27,6%, при этом их экспорт в физическом выражении увеличился в 4,5 раза, а в стоимостном - на 65,2%;
    • нефтепродукты и сжиженный газ - 18,1%;
    • изделия из древесины (мебель, изделия столярные строительные, тара, прочие изделия) - 4,8%. [13]

    Доля  экспорта и импорта субъектов  малого предпринимательства в общем  объеме экспорта-импорта значительно  отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 33,5%, импорта – 49,2%.

    Доля  малого предпринимательства в  общем  объеме экспорта-импорта 2002-2009 годы отражена в приложении 5. Необходимо отметить, что она растет.

    По  данным Министерства статистики и анализа, по состоянию на 01.01.2011 г. в республике функционирует 318 тысяч малых предприятий.

    По  мнению большинства экспертов, Беларусь добилась солидных показателей роста благодаря политике, нацеленной на увеличение доходов и кредита, а также благоприятным внешним условиям. Также они считают, что малый бизнес  в Беларуси развивается медленно. В основе его деятельности лежат трудоемкие процессы, и высокие технологии не являются доминирующими в развитии белорусского производства. Таким образом, повторяется пройденный госсектором путь создания продуктов низкой конкурентоспособности. [14, c. 50]

    Кроме того, можно выделить и следующие неблагоприятные факторы: криминализация бизнеса; правовая незащищенность, чрезмерная регламентация его деятельности; низкий уровень доверия к партнерам; негативное отношение к этой социальной группе со стороны населения (восприятие предпринимателей как постоянных нарушителей закона)[9, с. 87]

    Проанализировав процесс создания и функционирования  малого предприятия, можно назвать  ряд проблем, препятствующих интенсивному развитию малого предпринимательства:

  1. Для регистрации необходимо  посетить минимум 10 организаций и собрать 13 пакетов документов, общие затраты составляют в среднем 746 долларов США;
  2. 49 видов и 350 подвидов деятельности подлежат лицензированию, при этом отмечается чрезмерное количество документов и, как результат, длительные сроки получения лицензии;
  3. Необходимо в среднем получить 6 разрешений, на получение одного уходит в среднем 2,5 месяца. Средняя стоимость в общем составляет примерно 1400 долларов США;
  4. Сертификация считается сложной из-за большого числа документов, длительных сроков и многоступенчатости. [15, с. 9]
  5. Проверки характеризуются чрезмерными полномочиями проверяющих, неадекватностью санкций допущенным нарушениям, отсутствием детализированной и понятной процедуры проведения проверок;
  6. Нестабильное и запутанное налоговое законодательство, санкции за нарушение налогового законодательства неадекватны тяжести нарушения.
  7. Административное регулирование цен усложняет хозяйственную деятельность и негативно влияет на развитие предприятий.

    Данные  проблемы должны решаться на законодательном  уровне. Правительством Республики Беларусь принята программа поддержки малого и среднего предпринимательства в на 2010-2012 годы, утвержден Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие.

    Можно сказать, что государство настроено  на продержку данной сферы экономики. Однако, по мнению некоторых исследователей, в Беларуси созданы условия хозяйствования, при которых предприятию быть в государственной собственности  выгоднее, чем в частной, так как государство различными мерами облегчает существование государственных предприятий, оказывая поддержку именно им, ставя их в более благоприятные условия. Необходимо также заметить, что вмешательство государственных инстанций в производственные решения на приватизированных предприятиях происходит даже чаще, чем на государственных.

    Малый бизнес в РБ появился относительно недавно, и закономерно, что существует так много проблем. Пока что малый  бизнес в нашей стране не стал еще  фактором существования экономического роста, увеличения эффективности производства и обеспечения на основе этого высокого уровня и качества жизни населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.

      Малое и среднее предпринимательство занимает особое место в экономике Республики Беларусь, способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.

      На 1 января 2011 г. в республике состоит  на учете 86 194 субъекта малого предпринимательства – юридических лица. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц увеличилось на 7559, или на 9,6 процента.

      Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. составила 231 834 человека. К уровню 1 января 2010 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 12 229 человек,  
или 5,6 процента.

      Таким образом, на 1 января 2011 г. в республике насчитывается 318 028 субъектов малого предпринимательства.

     Положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства является результатом  государственной политики по улучшению  в стране бизнес-среды.

      Создана программа государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь на 2010-2012 годы, разработанная в соответствии с  Законом РБ от 1 июля 2010 г. «О поддержке  малого и среднего предпринимательства» и Указом президента РБ от 21 мая 2009 г. «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».  [17]

      Основные  направления программы:

  1. совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства
  2. финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства
  3. развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
  4. расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями
  5. информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства
  6. международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства
  7. обучение кадров для малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство и пути ускорения его развития