Малое предпринимательство и пути ускорения его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение зарубежного опыта, динамики развития малого бизнеса в Беларуси и факторов, влияющих на состояние данного сектора.
Задачи:
* определить малый бизнес как социально-экономическое явление, его место и роль в современной экономике, основные тенденции и перспективы развития;
* отразить роль малого бизнеса в экономике Беларуси;
* проанализировать влияние малого бизнеса на экономику в целом;
* дать оценку международного опыта;

Оглавление

Введение
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в РБ
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в РБ
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая1.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    С другой стороны, руководитель должен обладать разносторонними знаниями, что очень  сложно, так как количество специалистов ограничено, руководителю приходится совмещать ряд должностей. [3,с. 111-112]

    Но  главная проблема в становлении  и развитии малого бизнеса – недостаток первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Можно надеяться только на собственные средства. Недостаток капитала порождает ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное местоположение фирмы и т. д.

    К недостаткам также относят:

    • интенсивная физическая и умственная работа, которой требует предпринимательская деятельность, особенно на ее начальном этапе;
    • более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;
    • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
    • невыгодные позиции в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством;
    • долгий рабочий день и большая ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя;
    • значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.;
    • личные проблемы предпринимателей. Просчеты и ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это в свою очередь, становиться причиной появления дополнительных проблем личного характера. Поэтому предприниматели без поддержки семьи редко преуспевают.

    Существует  также ряд проблем: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, если малое предприятие – акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета; проблемы с привлечением высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше – престиж, более высокая оплата); часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального экспорта; нагрузка основных фондов.

    Малое предпринимательство оказывает влияние на социально-экономическое состояние государства (особенно в странах, в которых он хорошо развит), что приводит к следующим результатам:

    • увеличению числа собственников, так называемого «среднего класса», главного гаранта политической и экономической стабильности в демократическом обществе;
    • созданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами;
    • трудоустройству работников, высвобождаемых в государственном секторе и крупном бизнесе, а также представителей социально уязвимых групп населения (национальных меньшинств, инвалидов, молодежи, женщин);
    • росту доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорцию в благосостоянии различных социальных групп;
    • отбору наиболее энергичных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
    • внедрению технических, технологических и организационных новшеств, новых проектов и научных разработок;
    • созданию конкурентной среды путем ослабления монополии крупных производителей;
    • включение в оборот ранее не применяемых материальных, трудовых и финансовых ресурсов с высокой скоростью их оборота;
    • приданию экономике необходимой гибкости за счет оперативного реагирования на изменение конъюнктуры и других параметров рынка.

    Главной особенностью малого предпринимательства  является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания малого предпринимательства состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка.

    Малое предпринимательство располагает небольшим объемом ресурсов, поэтому его отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат.

    Еще одной  особенностью малого предпринимательства  является значительный объем банкротства. Около 50% малых предприятий  закрываются в первые 2 года деятельности, успешными бывают только 15% малых предприятий. Но, несмотря на все недостатки в Великобритании ежедневно создаются 50 новых фирм.[2,с. 14]

    Таким образом, анализ преимущественных сторон малых предприятий, во-первых, позволяет говорить  о существенных различиях между мелким предприятием и крупным. Во-вторых, освещает ряд экономических, организационно-управленческих и производственно-технических факторов, которые составляют специфику малых форм. И, в-третьих, дает более четкое представление о предназначении организаций малого бизнеса в структуре рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления

    Для изучения опыта поддержки малых  предприятий рассмотрим страны, в которых экономическая роль малого бизнеса велика.

    К числу малых предприятий в  Великобритании, как и во всем Евросоюзе, принято относить компании с численностью персонала до 50 человек, однако в  Великобритании применяются свои критерии для отнесения предприятий к малым. Рассмотрим таблицу:

    Показатели     Малые предприятия
    Валовой оборот, ф. ст.     Максимум 22,8 млн.
    Активы (валюта баланса), ф. ст.     Максимум 11,4 млн. ф. ст.
    Количество  работников     Максимум 50

    [6,с. 92]

    В данную классификацию не попадают предприятия, являющиеся членами крупных групп (дочерние и материнские компании).

    Для Британской банковской ассоциации (по программе кредитования малого бизнеса) малые предприятия – те, годовой оборот которых, по данным бухгалтерского учета, не превышает 1 млн. фунтов стерлингов.

    В начале 2003г. в Великобритании насчитывалось 4 млн. фирм, что на 200 тыс. больше, чем  в 2002г. Указанная цифра охватывает только коммерческий сектор, т.е. без учета государственных и некоммерческих предприятий. Почти все фирмы (99,2%) относятся  к категории малых. Малые предприятия обеспечивали 46,2% занятости и 38,3% национального оборота. [6,с .93]

    С точки зрения организационных форм в британском малом бизнесе преобладают  индивидуальные компании (18%), партнерства (26%) и акционерные общества (45%). Мелкие предприниматели довольно таки часто используют для деловой активности жилье (до 35% мелких фирм). На таких домашних «предприятиях» по найму работают обычно не более 5 человек (70% фирм). Большинство владельцев небольших фирм хотят обеспечить своему предприятию стабильное существование и не стремятся к росту. [5,с. 28]

    Участие работников в малом бизнесе неодинаково  по отраслям экономики. В 2003г. по Стандартам промышленной классификации Великобритании в секции, относящейся к сельскому хозяйству 93,7% занятых работали на малых предприятиях, а в секции финансового посредничества занятость в малом бизнесе была всего 13,9%. Наиболее предпочтительными оказались сделки с недвижимостью (22 %) и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (19%), затем уже торговля и бытовые услуги.

    Доля  национального оборота, приходящаяся на малый бизнес, также варьирует  по отраслям. По данным службы малого бизнеса, если 38,3% национального оборота приходится на малый бизнес, то в производстве эта доля составляет 18,2%, а в сельском хозяйстве, охоте, собирательстве и рыболовстве – 90,8%.

    Если  рассмотреть соотношение цены продукции  и затрат, прибыли и рентабельности бизнеса, то необходимо заметить, что  с 2002г. наблюдается рост издержек производства на предприятиях малого бизнеса, в то время как уровень цен продолжает падать. В связи с этим имеет место снижение балансовой прибыли предприятий, уровень которой в 2003г. по отношению к уровню 2002г. составил -5,5% - впервые с 1996г. Вследствие этого сравнение крупных и малых предприятий даже в розничной торговле оказывается не в пользу последних. Ежегодно растет число ликвидированных предприятий (2002г. к 2001г.- (-11,3%) и фирм-банкротов(4,4% - 2002/2001)) [6, с .92]

    Для малого бизнеса Великобритании характерно отсутствие проблем с финансированием. Банки охотно выступают займодавцами малого бизнеса, причем на длительные сроки. Вероятно, преобладание кредитов с максимальным сроком кредитования (свыше 10 лет) обусловлено поддержкой государства, которое фактически выступает гарантом по всем кредитным обязательствам малых и средних предприятий, а также более частым обращением за кредитом именно этой группы заемщиков. Малые предприятия оказываются наиболее активными участниками и лизинговых операций.

    Правительство Великобритании охотно поддерживает малый  и средний бизнес и с 1997г. прилагает  все усилия, чтобы создать оптимальные  условия  для его становления  и роста. Самым эффективным является  введение пониженных ставок налога на доходы предприятий. Налогообложение малого бизнеса осуществляется по двум схемам: налогообложение личных доходов и налоги на доходы корпорации.

    Малые предприятия пользуются пониженными  ставками налога. Так, для фирм с  доходами до 300 тыс. ф. ст. ставка налога составляет 19%, для фирм с доходами  от 300 тыс. ф. ст. до 1,5 млн. ф. ст. – 30% (19% для первых 300 тыс. ф. ст. и 32,75% для последующих доходов), а фирм с доходами свыше 1,5 млн. ф. ст. – 30%.

    Один  из налоговых стимулов для малого бизнеса – это твердая пониженная ставка налога на добавленную стоимость. Под эту схему попадают все малые предприятия, удовлетворяющие следующим условиям:

    • налогооблагаемый годовой оборот – до 100 тыс.ф.ст. (в новом проекте снижения налогового бремени для малого бизнеса – до 150 тыс. ф. ст.).
    • налогооблагаемый годовой оборот, включая стоимость льготных (не подлежащих налогообложению) товаров и другие необлагаемые доходы, составляют до тыс. ф. ст.

    Перечисленные условия являются порогом для  вхождения в указанную схему. Утратить право на ее использование  можно в том случае, если при  проверке оборота нарастающим итогом за 12 последовательных месяцев окажется, что данный показатель превысил 150 тыс. ф. ст. Фирмы, переведенные на данную схему, не уплачивают налог со всех продаж и покупок, а вместо этого подсчитывают конечную сумму обязательств по твердой ставке от валового оборота. Ставка зависит от отрасли, в которой функционирует предприятие. Разброс по данному критерию достаточно велик – от 5 до 14,5%. [1,с.102]

    Законы  Великобритании предусматривают упрощенную процедуру регистрации индивидуальных предпринимателей. Для того чтобы  начать деятельность, следует просто уведомить соответствующий орган  о своих намерениях (за исключением лицензируемых видов). Партнерство (для бизнеса объединяются два и более человека) также не требует порядка регистрации, обязательного для обществ с ограниченной ответственностью.

    Поддержка малого бизнеса проявляется и в том, что с 2003г. объявлена амнистия по штрафам за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость всем малым предприятиям, а это около 200 тыс. фирм. Кроме того, предприятия с оборотом не более 56 тыс. ф. ст. могут не регистрироваться в качестве плательщика налога с продаж (оборот индексируется на показатель инфляции). Это самые щедрые условия для малого бизнеса в Европе.

    Малый бизнес играет важнейшую роль в экономике  Соединенных Штатов: на него приходится 99,7% всех предприятий и половина рабочей силы частного сектора американской экономики. На малый бизнес приходится 39% высококвалифицированных специалистов, и они регистрируют в 13-14 раз больше патентов в расчете на одного занятого, чем крупные компании. На малый бизнес приходится  29% общего объема американского экспорта. [7,с 59]

    В США функционирует более 15 млн. малых  предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта  и половину валового продукта частного сектора. [5,с. 27]

    К категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек – микропредприятия, от 20 до 100  и от 100 до 499 человек. Согласно другой классификации к малым относятся кампании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек – к малым, 25-99 – к малым), от 100 до 499 – к промежуточным, от  500 до 999 – к крупным и более 1000 – к крупнейшим. [2,с 12]

Информация о работе Малое предпринимательство и пути ускорения его развития