Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа
Целью работы является изучение зарубежного опыта, динамики развития малого бизнеса в Беларуси и факторов, влияющих на состояние данного сектора.
Задачи:
* определить малый бизнес как социально-экономическое явление, его место и роль в современной экономике, основные тенденции и перспективы развития;
* отразить роль малого бизнеса в экономике Беларуси;
* проанализировать влияние малого бизнеса на экономику в целом;
* дать оценку международного опыта;
Введение
I. Малое предпринимательство: сущность, функции.
§1.1. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике страны
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
II. Малое предпринимательство в Республике Беларусь.
§2.1. История становления малого предпринимательства в РБ
§2.2. Оценка и проблемы развития малого предпринимательства в РБ
III.Перспективы развития малого предпринимательства и пути его ускорения в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы
С другой стороны, руководитель должен обладать разносторонними знаниями, что очень сложно, так как количество специалистов ограничено, руководителю приходится совмещать ряд должностей. [3,с. 111-112]
Но главная проблема в становлении и развитии малого бизнеса – недостаток первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Можно надеяться только на собственные средства. Недостаток капитала порождает ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное местоположение фирмы и т. д.
К недостаткам также относят:
Существует также ряд проблем: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, если малое предприятие – акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета; проблемы с привлечением высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше – престиж, более высокая оплата); часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального экспорта; нагрузка основных фондов.
Малое предпринимательство оказывает влияние на социально-экономическое состояние государства (особенно в странах, в которых он хорошо развит), что приводит к следующим результатам:
Главной особенностью малого предпринимательства является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания малого предпринимательства состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка.
Малое предпринимательство располагает небольшим объемом ресурсов, поэтому его отличительной особенностью является высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат.
Еще одной особенностью малого предпринимательства является значительный объем банкротства. Около 50% малых предприятий закрываются в первые 2 года деятельности, успешными бывают только 15% малых предприятий. Но, несмотря на все недостатки в Великобритании ежедневно создаются 50 новых фирм.[2,с. 14]
Таким
образом, анализ преимущественных сторон
малых предприятий, во-первых, позволяет
говорить о существенных различиях
между мелким предприятием и крупным.
Во-вторых, освещает ряд экономических,
организационно-управленческих и производственно-технических
факторов, которые составляют специфику
малых форм. И, в-третьих, дает более четкое
представление о предназначении организаций
малого бизнеса в структуре рынка.
§1.2. Малый бизнес за рубежом: критерии, оценка развития, проблемы становления
Для изучения опыта поддержки малых предприятий рассмотрим страны, в которых экономическая роль малого бизнеса велика.
К числу малых предприятий в Великобритании, как и во всем Евросоюзе, принято относить компании с численностью персонала до 50 человек, однако в Великобритании применяются свои критерии для отнесения предприятий к малым. Рассмотрим таблицу:
Показатели | Малые предприятия |
Валовой оборот, ф. ст. | Максимум 22,8 млн. |
Активы (валюта баланса), ф. ст. | Максимум 11,4 млн. ф. ст. |
Количество работников | Максимум 50 |
[6,с. 92]
В данную классификацию не попадают предприятия, являющиеся членами крупных групп (дочерние и материнские компании).
Для Британской банковской ассоциации (по программе кредитования малого бизнеса) малые предприятия – те, годовой оборот которых, по данным бухгалтерского учета, не превышает 1 млн. фунтов стерлингов.
В начале 2003г. в Великобритании насчитывалось 4 млн. фирм, что на 200 тыс. больше, чем в 2002г. Указанная цифра охватывает только коммерческий сектор, т.е. без учета государственных и некоммерческих предприятий. Почти все фирмы (99,2%) относятся к категории малых. Малые предприятия обеспечивали 46,2% занятости и 38,3% национального оборота. [6,с .93]
С точки зрения организационных форм в британском малом бизнесе преобладают индивидуальные компании (18%), партнерства (26%) и акционерные общества (45%). Мелкие предприниматели довольно таки часто используют для деловой активности жилье (до 35% мелких фирм). На таких домашних «предприятиях» по найму работают обычно не более 5 человек (70% фирм). Большинство владельцев небольших фирм хотят обеспечить своему предприятию стабильное существование и не стремятся к росту. [5,с. 28]
Участие работников в малом бизнесе неодинаково по отраслям экономики. В 2003г. по Стандартам промышленной классификации Великобритании в секции, относящейся к сельскому хозяйству 93,7% занятых работали на малых предприятиях, а в секции финансового посредничества занятость в малом бизнесе была всего 13,9%. Наиболее предпочтительными оказались сделки с недвижимостью (22 %) и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (19%), затем уже торговля и бытовые услуги.
Доля
национального оборота, приходящаяся
на малый бизнес, также варьирует
по отраслям. По данным службы малого бизнеса,
если 38,3% национального оборота
Если рассмотреть соотношение цены продукции и затрат, прибыли и рентабельности бизнеса, то необходимо заметить, что с 2002г. наблюдается рост издержек производства на предприятиях малого бизнеса, в то время как уровень цен продолжает падать. В связи с этим имеет место снижение балансовой прибыли предприятий, уровень которой в 2003г. по отношению к уровню 2002г. составил -5,5% - впервые с 1996г. Вследствие этого сравнение крупных и малых предприятий даже в розничной торговле оказывается не в пользу последних. Ежегодно растет число ликвидированных предприятий (2002г. к 2001г.- (-11,3%) и фирм-банкротов(4,4% - 2002/2001)) [6, с .92]
Для малого бизнеса Великобритании характерно отсутствие проблем с финансированием. Банки охотно выступают займодавцами малого бизнеса, причем на длительные сроки. Вероятно, преобладание кредитов с максимальным сроком кредитования (свыше 10 лет) обусловлено поддержкой государства, которое фактически выступает гарантом по всем кредитным обязательствам малых и средних предприятий, а также более частым обращением за кредитом именно этой группы заемщиков. Малые предприятия оказываются наиболее активными участниками и лизинговых операций.
Правительство Великобритании охотно поддерживает малый и средний бизнес и с 1997г. прилагает все усилия, чтобы создать оптимальные условия для его становления и роста. Самым эффективным является введение пониженных ставок налога на доходы предприятий. Налогообложение малого бизнеса осуществляется по двум схемам: налогообложение личных доходов и налоги на доходы корпорации.
Малые предприятия пользуются пониженными ставками налога. Так, для фирм с доходами до 300 тыс. ф. ст. ставка налога составляет 19%, для фирм с доходами от 300 тыс. ф. ст. до 1,5 млн. ф. ст. – 30% (19% для первых 300 тыс. ф. ст. и 32,75% для последующих доходов), а фирм с доходами свыше 1,5 млн. ф. ст. – 30%.
Один
из налоговых стимулов для малого
бизнеса – это твердая
Перечисленные условия являются порогом для вхождения в указанную схему. Утратить право на ее использование можно в том случае, если при проверке оборота нарастающим итогом за 12 последовательных месяцев окажется, что данный показатель превысил 150 тыс. ф. ст. Фирмы, переведенные на данную схему, не уплачивают налог со всех продаж и покупок, а вместо этого подсчитывают конечную сумму обязательств по твердой ставке от валового оборота. Ставка зависит от отрасли, в которой функционирует предприятие. Разброс по данному критерию достаточно велик – от 5 до 14,5%. [1,с.102]
Законы
Великобритании предусматривают упрощенную
процедуру регистрации
Поддержка малого бизнеса проявляется и в том, что с 2003г. объявлена амнистия по штрафам за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость всем малым предприятиям, а это около 200 тыс. фирм. Кроме того, предприятия с оборотом не более 56 тыс. ф. ст. могут не регистрироваться в качестве плательщика налога с продаж (оборот индексируется на показатель инфляции). Это самые щедрые условия для малого бизнеса в Европе.
Малый бизнес играет важнейшую роль в экономике Соединенных Штатов: на него приходится 99,7% всех предприятий и половина рабочей силы частного сектора американской экономики. На малый бизнес приходится 39% высококвалифицированных специалистов, и они регистрируют в 13-14 раз больше патентов в расчете на одного занятого, чем крупные компании. На малый бизнес приходится 29% общего объема американского экспорта. [7,с 59]
В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. [5,с. 27]
К категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек – микропредприятия, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Согласно другой классификации к малым относятся кампании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек – к малым, 25-99 – к малым), от 100 до 499 – к промежуточным, от 500 до 999 – к крупным и более 1000 – к крупнейшим. [2,с 12]
Информация о работе Малое предпринимательство и пути ускорения его развития