Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа
Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Дать определение малому предпринимательству
- Выявить его особенности
- Определить место малого предпринимательства в экономике
- Рассмотреть его эволюцию
- Классифицировать проблемы малого бизнеса
- Продумать возможные пути решения этих проблем
Введение
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономике России.
1.1. Понятие "малый бизнес", его особенности и критерии.
1.2. Этапы развития малого бизнеса в России.
1.3. Перспективы развитие малого бизнеса. Масштабы его деятельности в России. Вклад в ВВП.
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России.
2.1. Значение налогообложения для эффективного развития малого бизнеса. Специальные режимы.
2.2. Инвестиционные проблемы развития малого бизнеса.
2.3. Правовая и социальная проблемы малого бизнеса в России.
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России.
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса в России.
3.2. Возможности и направления негосударственной поддержки малого бизнеса.
Заключение
Список литературы.
Приложение
Таким образом, для открытия
предприятия общественного
Кроме того, большинство необходимых разрешений дублируют друг друга и имеют ограниченный срок действия. Так, например, при создании малого предприятия, оказывающего типографские услуги, объем документации, подтверждающей выполнение только природоохранных, требований составляет около 40 позиций. При этом получение разрешительных документов по 17 позициям представляет собой дублирование ранее полученных документов.
Зачастую для открытия
бизнеса требуется
Так, для открытия торгового предприятия (продовольственного магазина) в орган исполнительной власти необходимо подать около 15 документов: (в том числе: заключение госпожнадзора, заключение санэпидемнадзора, получение лицензии на вывоз мусора, подготовка проекта перепланировки помещения, получение разрешения на перепланировку, участие в конкурсе на аренду помещения), из которых самой сложной частью являются документы на перепланировку.
Это значительно повышает срок ожидания всех разрешений от 7 месяцев до полутора лет, увеличивая стоимость проекта с 700 тыс. рублей до 1200 тыс. руб. (без учета аренды).
Для открытия малого производственного бизнеса (без учета проведения строительных работ) необходимо подать не менее 12 документов со сроком ожидания рассмотрения документов от 7 до 11 месяцев (установлено актами), при реалистичном прогнозе до полутора лет и повышая непроизводственные издержки с 1,4 млн.руб. до 6 млн.руб.
В связи с тем, что большинство новых компаний не являются собственниками помещений, они вынуждены быть арендаторами помещений у муниципалитетов и госучреждений. Однако получение прав аренды нежилого помещения в органе исполнительной власти требует ожидания решения до полугода и подачи более 20 документов: (заказ по установленной форме, копии учредительных документов предприятия-заявителя, копия о включении предприятия-заявителя в Реестр субъектов малого предпринимательства, паспорт предприятия, документы о назначении должностных лиц предприятия, личные анкеты руководителей предприятия-заявителя, копия балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированный налоговой инспекцией, перечень основного имущества предприятия-заявителя, список кредиторов и должников предприятия с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности, справка из налоговой инспекции о наличии банковских счетов, банковские справки о состоянии счетов, технико-экономическое обоснование проекта использования помещения, заявление на регистрацию договора аренды, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации предприятия, свидетельство о постановке на налоговый учет, коды статистики, документы БТИ, поэтажный план, экспликация, выписка из технического паспорта, справка о стоимости помещения, согласованная с санэпидемнадзором, энергетическими и газовыми организациями, госпожнадзором, акт о передаче помещения между предприятием и ДЕЗом, страховое свидетельство, контракт или иной документ, подтверждающий полномочия руководителя предприятия).
Также показательным является процесс подготовки документации к проведению строительных работ. Для этого в орган исполнительной власти необходимо подать около 80 документов, включая: согласование предпроектных проработок, акт разрешительного использования, расчет стартовых условий инвестиционных торгов, разработку регламентного альбома, прохождение регламентной комиссии, разработку отраслевых разделов градостроительного обоснования, получение предварительных ТУ, согласование отраслевых разделов градостроительного обоснования, подготовку и согласование материалов для разработки акта разрешительного использования, проведение инвестиционных торгов, заключение инвестиционного контракта и ожидать принятия решения до года с затратами до 6 млн.руб.
Осложняют ситуацию различные ГУПы, МУПы и ГУЧи, которые занимаются рассмотрением соответствующих заявок, и работу которых предприниматель оплачивает дополнительно, в том числе на сертификацию и лицензирование.
Многие нормы о
Помимо указанных затрат на начальном этапе, можно выделить издержки предпринимателей, связанные с обязанностью плательщиков единого налога на вмененный доход применять (и, соответственно, приобретать) контрольно-кассовую технику. За время, в течение которого решается вопрос об освобождения большого числа предпринимателей от контрольно-кассовой техники (ККТ), стоимость контрольно-кассовой машины достигла 25000 рублей, приобретение электронной ленты криптозащиты - 7 500 рублей, ежегодное обслуживание - 3000 рублей. Совокупные ежегодные затраты малых предпринимателей на приобретение и обслуживание ККТ оцениваются в 30,5 млрд. рублей и составляет более 50% суммы собираемого ЕНВД (данные за 2007 год).
18 октября 2008 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт», который был поддержан Комиссией по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Воронов А.А. Малый бизнес - стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. - М., 2008. - 400сУказанный проект федерального закона предусматривает предоставление права организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками единого налога на вмененный доход, применять контрольно-кассовую технику, не оснащенную фискальной памятью, а в случае продажи товара также право не применять контрольно-кассовую технику при условии предоставления по требованию покупателя товарных чеков.
Проблемы при регистрация малых предприятий.
Порядок государственной регистрации юридических лиц определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), который ввел заявительную систему создания юридических лиц, что в целом соответствует общемировой тенденции.
Вместе с тем, идея
«устранения административных барьеров»
оказалась не в полной мере реализованной.
Значительное сокращение контрольно-надзорных
функций государственных
Реакцией на подобные злоупотребления стал фактический возврат к разрешительной системе государственной регистрации, когда регистрирующий орган при наличии определенных субъективных оснований («адрес массовой регистрации», учреждение одними и теми же лицами нескольких организаций, назначение одного и того же лица генеральным директором в нескольких организациях и т.п.) может затянуть сроки государственной регистрации, вынести решение об отказе по формальным основаниям, либо потребовать личного присутствия учредителей или генерального директора при представлении документов. Кроме того, в настоящее время регистрирующий орган фактически проводит юридическую экспертизу документов, представляемых заявителем при государственной регистрации юридических лиц, и, в случае несоответствия предоставляемых документов законодательству Российской Федерации, отказывает на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
В целях повышения эффективности контроля за достоверностью фактических сведений, предоставляемых заявителями, предполагается установить дополнительные
основания для отказа в государственной регистрации: отсутствие информации в ЕГРЮЛ об учредителе - российском юридическом лице либо установление недействительности документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося учредителем и руководителем юридического лица, а также признание таких лиц недееспособными или дисквалифицированными на основании судебного решения. Для получения своевременной и достоверной информации, необходимой для вышеуказанной проверки, предлагается разработать порядок электронного взаимодействия между государственными органами. Такое электронное взаимодействие необходимо также для упрощения процедуры государственной регистрации и реализации принципа «одного окна» (получение документов пенсионного фонда, органов статистики, социального страхования, медицинского страхования в регистрирующем органе).
В целях защиты прав и
интересов третьих лиц
Для повышения публичности
процедуры государственной
Также в целях создания
комфортных условий для предпринимателей
вводится единый федеральный регистрационный
номер юридического лица, в будущем
предполагается возможность государственной
регистрации организаций с
Основные направления
по совершенствованию
на основании имеющихся данных можно выделить несколько основных проблем, мешающих развитию малого бизнеса. В первую очередь это несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого бизнеса. Колоссальные бюрократические препоны и, как следствие, коррупция; огульное налогообложение, единое как для начинающего предприятия, где работает два-три человека практически с нулевым оборотом, так и для коммерческих предприятий, численностью 40-50 человек с ежемесячным оборотом по миллиону долларов; отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущих предприятий в сфере производства; неразвитая, если не сказать больше, система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.
Чтобы определить приоритетный механизм преодоления перечисленных проблем нужно в первую очередь определиться с основополагающими целями развития малого бизнеса: что здесь первично - экономическая или социальная составляющая?
После долгих размышлений можно прийти к единому выводу, что, не принижая значимости экономической составляющей в сфере малого предпринимательства, главным приоритетом государственной политики следует признать социальную миссию развития
малого бизнеса. С этим выводом, кстати, согласны и Министерство финансов, и Министерство по налогам и сборам, и Министерство экономического развития.
Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решение неотложных задач:
- создание политических,
правовых и экономических
- упрощение административных
процедур и снижение связанных
с ними издержек малых и
средних предприятий при
- устранение неэффективного
и избыточного
- значительное сокращение
количества сертифицируемой
- совершенствование налогообложе
- расширение доступа
к недвижимости и
- обеспечение доступности
различных форм финансирования
предпринимательской
- поддержка программ
развития малого бизнеса, реали
- расширение государственной
финансовой программы
- Проведение на всех
уровнях активной оптимальной
политики и защиты малых
Существует необходимость
внесения конкретных изменений в
конкретные федеральные законы, что
позволит сформировать систему государственной
поддержки предпринимательства, обеспечит
создание завершенной нормативно-
Следует отметить необходимость особого внимания к уровню социальной защищенности тех, кто сегодня работает в этом секторе. Всем известно, что сегодня значительная часть заработка выплачивается в конвертах с целью уклонения от уплаты подоходного налога и единого социального налога. Даже снижение ставки подоходного налога до 13 процентов не решило всех этих проблем. Но ведь невысокие выплаты за каждого работника в социальные фонды - это не только слабая наполняемость этих фондов сегодня, это и низкие пенсии, и социальные выплаты завтра уже самим этим работникам, в отношении которых хитрят руководители этих предприятий.
Информация о работе Пути развития малого предпринимательства