Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа
Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Дать определение малому предпринимательству
- Выявить его особенности
- Определить место малого предпринимательства в экономике
- Рассмотреть его эволюцию
- Классифицировать проблемы малого бизнеса
- Продумать возможные пути решения этих проблем
Введение
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономике России.
1.1. Понятие "малый бизнес", его особенности и критерии.
1.2. Этапы развития малого бизнеса в России.
1.3. Перспективы развитие малого бизнеса. Масштабы его деятельности в России. Вклад в ВВП.
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России.
2.1. Значение налогообложения для эффективного развития малого бизнеса. Специальные режимы.
2.2. Инвестиционные проблемы развития малого бизнеса.
2.3. Правовая и социальная проблемы малого бизнеса в России.
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России.
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса в России.
3.2. Возможности и направления негосударственной поддержки малого бизнеса.
Заключение
Список литературы.
Приложение
Для решения данной задачи разумно было бы ввести специальные налоговые льготы для тех частных предприятий, средняя заработная плата на которых выше прожиточного минимума в конкретном субъекте Федерации.
Особый разговор о людях, работающих по найму у предпринимателей без образования юридического лица. Такие предприниматели по закону не обязаны уплачивать единый социальный налог за наемных работников. В результате наемные работники вообще не могут рассчитывать на оплату больничных, отпусков, в том числе по беременности и уходу за ребенком. Более того, период работы на предприятии без образования юридического лица не засчитывается в трудовой стаж для начисления пенсии в отличие
от самих предпринимателей.
Будет справедливо, если ограничить
возможности использования
Важно обратить внимание на позицию и принципы подхода к налогообложению малого бизнеса, из которых выделяются два направления.
Первое - применять по отношению к малым предприятиям только экономически обоснованные и более низкие по сравнению с действующими сегодня налоги, исчисление которых не требует ведения полномасштабного бухгалтерского учета и отчетности - это единый налог на вмененный доход и налог, уплачиваемый по упрощенной системе.
Второе - предприниматель должен иметь возможность выбора между системами налогообложения, а также выбор налогооблагаемой базы, естественно, в рамках Налогового кодекса.
Следует признать, что вряд ли удастся решить проблему малого бизнеса без облегчения его доступа к финансовым ресурсам. Жизненно важно разработать пути создания финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса, из которых выделяются : государственная помощь в организации ориентированных на малый бизнес обществ взаимного кредитования и других небанковских кредитных институтов; второе - формирование системы распределения кредитных рисков в сфере малого предпринимательства с участием государственных федеральных и региональных гарантийных фондов и кредитных бюро; третье - распространение льгот на малый бизнес аналогично тем, которые применяются сегодня при кредитовании предприятий сельского хозяйства, когда ими оплачивается только одна треть процентной ставки Центрального банка.
Кроме того, обоснованы своей значимостью основные концептуальные направления реализации имущественной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства, в том числе, что особенно важно, направления по созданию и развитию кадрового потенциала для сферы предпринимательства.
Есть хорошая народная мудрость: "Выход из нищеты начинается в голове". В этой связи полезно будет привести некоторые статистические данные, которые достаточно показательны. Только 4 процента работников малых предприятий имеют высшее образование, что существенно меньше, чем в целом по российской экономике. Тот же вывод можно сделать и в отношении работников со средним специальным образованием, доля которых едва превышает 30 процентов. Необходимо готовить сегодня не только кадры для малого предпринимательства, но готовить и преподавателей, способных осуществлять такую подготовку.
Многочисленные обследования показали, что только 7 процентов предпринимателей не испытывает проблем с информационным обеспечением, хотя существуют государственные информационные ресурсы - как официальная статистика, так и ведомственная. Необходимо обеспечить расширение доступа к ним малых предприятий.
Интересны результаты еще одного опроса. Только для половины субъектов малого предпринимательства доступны услуги, оказываемые инфраструктурой поддержки малого бизнеса - это фонды, агентства, бизнесцентры, бизнес-инкубаторы. Для остальных это большая проблема. Либо такие инфраструктуры в субъектах Федерации не работают или их нет вообще.
И еще одна вступления в ВТО, и надо предусмотреть меры для защиты малого бизнес оат возможных негативных последствий. Не лишним будет разобраться и с последствиями, которые могут быть порождены для малого бизнеса грядущим повышением тарифов на 38 процентов на электроэнергию, на 20 процентов на газ.
Социальная значимость
малого предпринимательства
- развитие малого
- занятие малым бизнесом
является не только источником
средств к существованию, но
и способом раскрытия
- объективно неизбежная
реструктуризация экономики
- сектор малого
- массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России.
3.1. Государственная поддержка
За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
-государственный аппарат,
представляющий собой
-государственная
1. В 2009 году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Руководство реализацией
государственной политики в сфере
поддержки малого предпринимательства
осуществляется Министерством Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательств
2. Государственный аппарат
системы поддержки малого
в настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального
фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные фонды
учреждены правительствами
Основные направления государственной поддержки:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Информация о работе Пути развития малого предпринимательства