Пути развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Дать определение малому предпринимательству
- Выявить его особенности
- Определить место малого предпринимательства в экономике
- Рассмотреть его эволюцию
- Классифицировать проблемы малого бизнеса
- Продумать возможные пути решения этих проблем

Оглавление

Введение
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономике России.
1.1. Понятие "малый бизнес", его особенности и критерии.
1.2. Этапы развития малого бизнеса в России.
1.3. Перспективы развитие малого бизнеса. Масштабы его деятельности в России. Вклад в ВВП.
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России.
2.1. Значение налогообложения для эффективного развития малого бизнеса. Специальные режимы.
2.2. Инвестиционные проблемы развития малого бизнеса.
2.3. Правовая и социальная проблемы малого бизнеса в России.
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России.
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса в России.
3.2. Возможности и направления негосударственной поддержки малого бизнеса.
Заключение
Список литературы.
Приложение

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

                  Глава 2. Проблемы развития малого  бизнеса в России. 

      2.1. Значение  налогообложения для эффективного  развития малого бизнеса.

                                            Специальные режимы.

В мировой экономике  функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, они придают экономике  необходимую гибкость и стабильность налогооблагаемой базы. Большая часть собираемых во всех странах мира налогов приходится именно на субъекты малого бизнеса, которые достаточно устойчивы. При этом идет непрерывный процесс: тысячи новых предприятий входят в бизнес на смену тысячам становящимся банкротами. Это естественно. Малые предприятия, как правило, многопрофильны, они вынуждены гибко изменять свою деятельность в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы.

Процесс развития малого бизнеса прямо или косвенно тормозит сложившаяся в нынешней России система налогообложения. Существующая система налогообложения заставляет платить чрезвычайно высокий процент, включает большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз, требует заполнения огромного количества форм отчетности, сдаваемых в разное время и в разные организации. Законодательная база противоречива, позволяет неоднозначно толковать законы, что приводит при исчислении налогов к неумышленным ошибкам.

Действующая упрощенная система налогообложения для  субъектов малого предпринимательства имеет ряд недостатков, делающих невозможным или нецелесообразным ее применение многими предприятиями. На упрощенную систему могут переходить малые предприятия с численностью работающих до 15 человек и если совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превышает 100 000-кратного минимального размера оплаты труда. В предельно допустимую численность работников включаются не только штатные работники предприятия, но и совместители.

Законодательно не проработана  процедура перехода с традиционной на упрощенную систему налогообложения. Потребители продукции малого предприятия, перешедшего на такую систему налогообложения, не могут принять к зачету налог на добавленную стоимость. Многие владельцы малых предприятий отказываются от перехода на упрощенную систему налогообложения из-за необходимости предварительной уплаты налога в форме платы за патент. На отдельных предприятиях хозяйственная деятельность требует тщательного ведения аналитического учета, переход на упрощенную систему налогообложения приводит к утрате контроля за деятельностью предприятия.

Не снимает проблему налогообложения малых предприятий  и введение единого налога на вмененный  доход, который предусматривает  перечисление авансовых платежей, а  многие предприятия не имеют средств  для их уплаты.

Если предприятие помимо видов деятельности, с доходов  от занятия которыми уплачивает единый налог, занимается и другими видами деятельности, то по этим видам оно  должно уплачивать налоги в общеустановленном  порядке, осуществляя раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности.

Дополнительные проблемы в развитии малого предпринимательства  возникли в связи с распадом институциональной  Инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в центре которой находился Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Названный комитет упразднен входе реорганизации Правительства России осенью 1998 г.

Для Российской Федерации  характерно значительное бремя налогов  на прибыль и доходы предпринимателей, что подтверждается высоким удельным весом налогов в прибыли юридических лиц. Это обусловлено ставками налога, которые превышают допустимый уровень,  и широким охватом налоговых объектов.

•          Юридические лица страдают в первую очередь от прямых налогов — налога на прибыль предприятий и налога на имущество, а также от огромного количества региональных и местных налогов.

•          Налоговая тяжесть предпринимателя  усиливается в результате косвенных  налогов -  НДС, акцизов и таможенных пошлин, которые затрагивают предприятия, если они выступают конечными потребителями товаров (работ, услуг), облагаемых этими налогами. К указанным налогам следует добавить страховые взносы в социальные внебюджетные фонды, уровень которых достигает 39% фонда оплаты труда. В конечном счете косвенные налоги вместе со страховыми взносами ведут к росту цен на продукцию, а следовательно, к усилению инфляции.

•          Предприниматель при налогообложении  сталкивается со сложностью расчетов,  в результате нечетких формулировок в законе, противоречивости отдельных статей, большого количества налоговых льгот.

•          Права юридических лиц в области  налогообложения крайне ограничены, они почти бесправны перед  налоговыми органами. Финансовые санкции  слишком жесткие и взимаются в бесспорном порядке.

•          Наблюдается увеличение недополучения  бюджетом огромных налоговых сумм, в связи с кризисом неплатежей предприятий и широкими масштабами уклонений.

Несовершенство налоговой  системы РФ, особенно значительная тяжесть налогового обложения сфер хозяйственной деятельности, сдерживающая экономическое развитие страны.

Согласно Налоговому Кодексу РФ налогообложение малого бизнеса возможно двух видов: общий  налоговый режим и специальные  налоговые режимы. В первом случае субъект малого бизнеса уплачивает все федеральные, региональные и местные налоги, установленные для его вида деятельности законодательством.

Следует отметить, что  для отдельных категорий хозяйствующих  субъектов (в том числе и малого предпринимательства) законодательством Российской Федерации закреплены специальные нормы о применении законодательных актов. Рассмотрим второй случай. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, к специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система  налогообложения;

3) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

1 января 2008 года внесены  поправки в Налоговый кодекс, которые упорядочивают многие составные аспекты в деятельности малого бизнеса, тем самым облегчая налоговое бремя субъектов малого бизнеса. Поправки и дополнения были внесены в 25 статей НК. По замыслу разработчиков, они должны устранить ряд недостатков в применении упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Поправки также уточняют порядок уплаты этой категорией налогоплательщиков налога на добавленную стоимость. Новый закон уточняет перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиками, перешедшими со специального на общий режим налогообложения, для получения права на освобождение от НДС. Необходимость внесения изменений вызвана тем, что до сих пор не был определен список документов, которые должны представлять организации и индивидуальные предприниматели в этом случае. Напомним, что налогоплательщикам нужно подтверждение размера выручки от реализации продукции, что она за 3 месяца не превысила 2 миллиона рублей. Но налогоплательщик, перешедший на уплату НДС с упрощенной системы налогообложения, освобожден от ведения бухгалтерского учета и от уплаты НДС. Соответственно у него нет документов, которые нужно представить для подтверждения права на освобождение от налога. Это может быть выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж, выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Эта же сложность возникает и у индивидуальных предпринимателей. Поправки решают эту проблему. Законопроект предлагает в качестве документа, подтверждающего право на освобождение от НДС, установить выписку из книги учета доходов и расходов, а этот документ в распоряжении малых предпринимателей имеется. По единому сельхозналогу большинство изменений касается сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые были отнесены к плательщикам ЕСХН, но не могли воспользоваться этим налоговым режимом. Сейчас, после уточнения понятия сельскохозяйственных потребительских кооперативов, им предоставлена возможность применять специальный налоговый режим.

Законом также уточняется механизм индексации предельного размера  доходов организации, переходящей  на упрощенную систему налогообложения. Поправки связаны с тем, что некоторые  иностранные организации регистрируются на территории Российской Федерации по месту находящейся в их собственности недвижимости. Они не ведут предпринимательской деятельности в России и фигурируют лишь в качестве плательщиков налога на имущество организаций. При этом они подают заявления на переход на упрощенную систему налогообложения в целях минимизации налогообложения. Для разрешения ситуации внесена поправка, запрещающая применять упрощенную систему налогообложения иностранным организациям в этом случае. Определяется также порядок утраты права на применение упрощенной системы налогообложения в случае участия налогоплательщика в договоре простого товарищества. Если налогоплательщик, применяющий объект налогообложения в виде доходов, стал в течение отчетного налогового периода участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, то это основание для того, чтобы он считался утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения. Причем с начала того квартала, в котором допущено несоответствие этому требованию. В качестве своеобразной льготы дается возможность налогоплательщику, применяющему спецрежим, уменьшать налоговую базу на целый ряд дополнительных расходов. Действующая редакция учитывает возможность включения расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке только в связи с реализацией товаров. Поправка предусматривает, что такие расходы могут учитываться также в связи с приобретением товаров. Внесенные изменения также позволят налогоплательщикам учитывать в составе расходов затраты на все виды обязательного страхования.

По специальным налоговым  режимам для малого бизнеса большинство  изменений носят технический  характер. Одна из поправок позволит исключать  из состава доходов суммы возвращенных авансов и предоплат, учтенных в  составе доходов в момент их получения. Изменения направлены на упрощение налогового учета и позволят в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты, а не по мере списания в производство сырья и материалов, что предполагает сложный налоговый учет.

Действующая редакция, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, происходит по мере реализации товаров, противоречит кассовому методу. Реализацией товаров признается передача на возмездной основе (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе) права собственности на товары, а это означает, что реализация товаров и их оплата могут не совпадать во времени.

Другая поправка направлена на упрощение налогового учета и  позволит в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты. Действующая редакция нормы, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, ведется по мере реализации товаров, также противоречит кассовому методу.

Предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части  второй Налогового кодекса Российской Федерации" изменения не приведут к сокращению поступлений налогов  в бюджет. В отличие от крупного бизнеса, который имеет возможность лоббировать свои интересы, достигая приемлемого компромисса с властью, малый бизнес практически не обладает рычагами влияния на законодательство в сфере налогообложения и на исполнительную власть.Примером и подтверждением этого могут послужить суммы бюджетного финансирования, выделяемые на поддержку малого предпринимательства.

                  2.2. Инвестиционные проблемы развития  малого бизнеса.

  Финансирование малых  предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты,  товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной  программе поддержки предпринимательства, принятой в апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса  должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании - долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишу механизм кредитования малых предприятий. Вначале  производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэконом-сбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Информация о работе Пути развития малого предпринимательства