Пути развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- Дать определение малому предпринимательству
- Выявить его особенности
- Определить место малого предпринимательства в экономике
- Рассмотреть его эволюцию
- Классифицировать проблемы малого бизнеса
- Продумать возможные пути решения этих проблем

Оглавление

Введение
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономике России.
1.1. Понятие "малый бизнес", его особенности и критерии.
1.2. Этапы развития малого бизнеса в России.
1.3. Перспективы развитие малого бизнеса. Масштабы его деятельности в России. Вклад в ВВП.
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России.
2.1. Значение налогообложения для эффективного развития малого бизнеса. Специальные режимы.
2.2. Инвестиционные проблемы развития малого бизнеса.
2.3. Правовая и социальная проблемы малого бизнеса в России.
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России.
3.1. Государственная поддержка малого бизнеса в России.
3.2. Возможности и направления негосударственной поддержки малого бизнеса.
Заключение
Список литературы.
Приложение

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

После 1995 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

С 1998 года появляется новое  законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить  много различных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

Последнее время государство  пытается упростить процесс регистрации  малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

В 2006-м, впервые с 2002 года, был преодолен порог неудовлетворенности по поводу развития малого бизнеса. Число удовлетворенных в той или иной мере происходящими изменениями в сфере малого бизнеса в отличие от предыдущих лет перевесило количество неудовлетворенных. Вместе с тем 2006 год ознаменовался обострением ряда проблем в функционировании предприятий малого бизнеса. Проблематичной малый бизнес продолжает для себя считать такую сферу, как перерабатывающее производство. Уверенность в возможности развиваться в этом направлении с годами практически не растет.

2006 год ознаменовался  ростом интереса в среде малого  бизнеса к инновационной сфере.  Значительная часть предпринимателей - от 40 до 50 процентов - прогнозируют  возрастание числа малых предприятий  в инновационном секторе, рост  количества занятых на малых инновационных предприятиях, а также объема высокотехнологической продукции, произведенной малым бизнесом. Вместе с тем осуществление радужных прогнозных ожиданий предопределено тем, насколько будут благоприятными условия для создания и развития МИП. Пока подавляющее большинство предпринимателей (56 процентов) их оценивают как плохие, 32 процента - как удовлетворительные и только 6 процентов - как хорошие.

24 июля 2007 года принят  Федеральный закон № 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской Федерации".

Закон изменил критерии отнесения хозяйствующих субъектов  к малому и среднему бизнесу уточнил  цели и принципы государственной  поддержки, установил особенности  нормативно-правового регулирования  развития малого и среднего предпринимательства, в том числе специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.

В последние годы предприятия  малого бизнеса развиваются несколько опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. В валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий составила 10%. По итогам 2009 года количество компаний в сегменте малого и среднего бизнеса сократилось на 3%. Но  за последние два года наблюдается начало роста количества компаний малого и среднего бизнеса.

Таким образом, увеличение количества зарегистрированных субъектов  с малого                                                                                              

бизнеса также сопровождалось ростом среднесписочной численности  занятых в данном секторе экономики.

 

 

 

            1.3. Перспективы развитие малого бизнеса. Масштабы его

                                      деятельности в России. Вклад  в ВВП. 

Анализ экономической литературы и фактически статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг; стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной  перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность.

привлечение личных средств  населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей  заинтересованностью, чем крупных.

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

способствование более  эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального  слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование  местных источников сырья и отходов  крупных производств;               

содействие крупным  предприятиям путем изготовления и  поставки комплектующих изделий  и оснастки;

создание вспомогательных  и обслуживающих производств;

освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его неотъемлемой частью формирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны,

к снижению цен, а с  другой – к тому, что потребитель  получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Однако, анализируя предпринимательскую  сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

Во-первых, сложная экономическая  обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных  связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень  организационно-экономических и  правовых знаний предпринимателей , отсутствие должной деловой этики, хозяйственной  культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение  определенной части населения, связывающей  предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки  малого предпринимательства, хотя в  последние годя государство прикладывает все возможные силы для стимулирования малого бизнеса.

Нельзя не отметить важность в стимуляции развития малого бизнеса  такого фактора, как конкуренция. От конкурентоспособности того или  иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и  другое. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.выделяют восемь основных агрегированных факторов конкурентоспособности: открытость и прозрачность экономики; политику и роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень менеджмента; уровень квалификации и производительности труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства (либеральной или с государственным регулированием), глубину институциональных преобразований (в странах с переходной экономикой). На наш взгляд, эти показатели следует дополнить еще двумя группами факторов, оцениваемых в основном экспертно:

   показателями, во-первых, уровня развития малого бизнеса, включая «насыщенность» экономики малыми предприятиями, в том числе инновационными, степени поддержки малого предпринимательства и, во-вторых, антикоррупционности, уменьшения административных барьеров.

Перспективы малого бизнеса в России в большей степени зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной и муниципальной власти. Некоторые малые предприятия вынуждены значительно повышать цены на свои товары и услуги или закрывать собственный бизнес из-за введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство становится нерентабельным.

Масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении  со странами с развитой рыночной экономикой (табл. 1.). Справедливости ради отметим, что на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане, Украине - около 5, в Кыргызстане - около 4, в Туркменистане и Узбекистане - около 3, в Таджикистане - чуть более 1%. В производстве ВВП Украины малый бизнес занимает 10%, Беларуси - 9, Казахстана - 6, Узбекистана - 4%.

Рост малого бизнеса и ВВП тесно связаны между собой,  так как частные предприятия производят товары и услуги, которые необходимы различным слоям населения. По данным статистики, рост ВВП в  России за 2000-2006 годы составил 194 %, в то время, как рост объема выпуска продукции малыми предприятиями составил 342 %.

Правительство Российской Федерации принимает ряд мер  для помощи малому бизнесу, что должно привести к росту ВВП. В настоящее  время значительно сокращена  бюрократическая волокита, которая  сопровождает открытие собственного предприятия, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, для частных предпринимателей строятся офисные центры с низкой ставкой аренды, а также предлагаются различные виды грантов и кредитов для развития собственного бизнеса. Несмотря на все старания, малый бизнес в ВВП России составляет около 30 %, что довольно мало для такой страны, как Россия.

Несмотря на множество  усилий, предпринимаемых государственными и муниципальными органами, малый  бизнес не вносит достаточный вклад  в ВВП.  По прогнозам правительства, количество малых предприятий через несколько лет должно значительно вырасти, доля малого бизнеса в ВВП должна составлять около 50 %, но такой сценарий развития событий маловероятен.

Экономический кризис несколько  изменил ситуацию на рынке труда, и многие люди начали открывать небольшие предприятия, но активного роста количества малых предприятий не наблюдается, так как покупательная способность россиян  значительно снизилась. Кроме того, большинство наших сограждан предпочитают работать на крупных предприятиях, а не в частном секторе бизнеса.

Информация о работе Пути развития малого предпринимательства