Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 09:41, контрольная работа
Инновации — это основная движущая сила экономики страны в 21 веке. Без инновационного развития экономики невозможно позитивное и прогрессивное функционирование государства, не получится конкурировать с другими государствами на международных рынках. Основным двигателем инновационной экономики являются малые и средние предприятия. Они выступают пусковым устройством в процессе перехода государства на инновационные рельсы развития.
Инновации — это основная движущая сила экономики страны в 21 веке. Без инновационного развития экономики невозможно позитивное и прогрессивное функционирование государства, не получится конкурировать с другими государствами на международных рынках. Основным двигателем инновационной экономики являются малые и средние предприятия. Они выступают пусковым устройством в процессе перехода государства на инновационные рельсы развития.
Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России варьируется от 1,4 до 3,5%. При этом из всех малых инновационных предприятий России не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными, то есть ориентированными на рынок. Имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке.
Необходимо определить критерии различия между малым предприятием и малым инновационным предприятием. Наиболее объективным показателем является доля выпуска инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции. Здесь может быть использован опыт зарубежных стран с развитой инновационной экономикой. Можно привести ряд критериев, которые характеризуют малое инновационное предприятие и отличают его от классического малого предприятия: высокая доля затрат на НИОКР для создания новых продуктов (услуг); высокая доля инвестиций в НИОКР; значительная часть научных и инженерно-технических работников в общей численности персонала; значительная доля научного, лабораторного и испытательного оборудования в основных фондах; высокий уровень риска при осуществлении инновационных проектов. Перечисленные признаки не имеют строгих нормативных характеристик, по крайней мере, законодательно они не закреплены. В России на государственном уровне не закреплено и само понятие «малое инновационное предприятие» или «инновационное предпринимательство». Однако, на уровне регионов такие определения существуют. К примеру в Москве, в Городской целевой программе развития поддержки малого и среднего предпринимательства малое и среднее инновационное предприятие трактуется «как субъект малого и среднего предпринимательства, занимающийся деятельностью, направленной на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках».
Вместе с тем, малое инновационное предприятие, прежде всего является субъектом малого предпринимательства, а для него существуют вполне четкие количественные критерии. Согласно действующему законодательству в России субъектами малого предпринимательства признаются организации у которых:
1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
3) выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. рублей.
Малые инновационные предприятия могут быть классифицированы по целому ряду признаков:
— по объекту деятельности (содержанию
инноваций) выделяют: продуктовые, технологические,
управленческие, организационно-
— по этапам инновационного процесса: предприятия, занимающиеся только разработкой, предприятия, занимающиеся разработкой и внедрением в производство, предприятия полного цикла;
— по назначению инноваций: экспортные, ориентированные на внутренний рынок, смешанного типа;
— по степени риска: сверх рисковые (венчурные), умеренно рисковые, низко рисковые.
Кроме того, малые инновационные предприятия можно классифицировать по типу выпускаемой продукции, по доле интеллектуальной собственности в стоимости окончательного продукта, по процедуре создания (регистрации) и т.д.
Можно выделить следующие преимущества малых фирм при выполнении нововведений:
— энтузиазм, сплоченность, инициативность персонала;
— в области финансов – низкая капиталоемкость;
— личный пример руководства, минимум бюрократизма, способность принятия риска;
— в области внутренних коммуникаций – межличностные коммуникации, быстрая реакция на внутренние проблемы;
— в области маркетинга – быстрая реакция на изменение спроса.
Малые инновационные предприятия активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Малые инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом. Малые предприятия занимаются разработкой и освоением нововведений в тех областях, которые кажутся для крупных фирм неперспективными или очень рискованными. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы. Можно отметить следующие особенности малого предпринимательства в инновационной сфере.
Конечно, в ходе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с множеством проблем. Основная проблема малых компаний обусловлена недостатком финансовых ресурсов. В России не сформировалось цельного представления о системе финансового обеспечения инновационного бизнеса, хотя стартующие разработки и могут получить поддержку от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Но после разработки образца малому предприятию негде взять денег для организации его выпуска и расширения бизнеса. Денег на эти цели требуется на порядок больше, чем для разработки. Крупные компании к поддержке инновационных разработок, ведущихся на малых предприятиях самостоятельно, интереса не проявляют. Банкам не выгодно работать на этом сегменте кредитного рынка: очень высокие риски, плохо обоснованные бизнес-планы, не высокая ликвидность обеспечения. Малые предприятия стараются не прибегать к заемным средствам из-за высоких процентных ставок и отсутствия обеспечения.
Для малого предприятия наиболее доступным финансовым ресурсом являются краткосрочные кредиты банков, но данный вид кредитования делает невозможным долгосрочные инвестиции в инновационные проекты. Государство в этом вопросе далеко не лучший помощник. Ассигнования на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу из федерального бюджета в постоянных ценах сократились за десять лет вчетверо.
Помимо этого не способствует развитию инноваций низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений. Недостаток собственных денежных средств, при значительной стоимости нововведений, сопровождаемый высокой степенью риска, оказывает негативное влияние на желание предпринимателя заниматься инновационной деятельностью. Неустойчивая экономическая ситуация в стране затрудняет достоверную оценку спроса на продукцию инновационного предприятия до недавнего времени даже на краткосрочную перспективу. Существует опасность, что необходимость в данной продукции может отпасть еще до момента ее появления на рынке. Это объясняется как длительным циклом внедрения инновационных продуктов, так и высокой стоимостью маркетинговых исследований и специалистов в данной области, что часто является недоступной роскошью для малого предприятия.
Одной из проблем малого инновационного предпринимательства является недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта, отсутствие возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями.
Низкая конкуренция среди малых предприятий также не способствует их развитию. Конкуренция отсутствует из-за отсутствия мотивации у самих предпринимателей. Представители малого бизнеса предпочитают заниматься теми видами деятельности, которые гарантированно принесут прибыль, например, торговля.
Недостаток квалифицированного персонала также является серьезной проблемой для инновационных компаний. Сейчас происходит «смена поколений» высшего эшелона в инновационной сфере. Опытные сотрудники уходят, а молодым кадрам не хватает опыта, навыков ведения крупных инновационных проектов. Речь идет о специалистах, которые способны продвигать инновации на рынок, которых в России не хватает. Продолжает уменьшаться количество техников, то есть тех, кто занимается обслуживанием приборной базы. Имеет место давно наболевшая проблема «утечки мозгов». К сожалению, престижность научного труда до сих пор остается низкой.
Не решена проблема избыточности налоговой нагрузки на малые высокотехнологические предприятия. Реальное налогообложение в России остается самым большим в Европе.
Для решения проблемы отсутствия правовой основы необходимо разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность» и многих других понятий инновационной сферы. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности должно предполагать разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали:
1) Заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц, вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности.
2) Заинтересованность всех участников в доведении инновационной идеи до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов.
3) Возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности.
4)Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков
5) Обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти проекты.
6) Развитие конкурсных начал в распределение средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств.
Для стимулирования развития инновационной сферы необходимо создать конкуренцию, которая возможна при наличии налоговых стимулов. Это снижение пошлин на оборудование, решение таможенных проблем, введение налоговых льгот, предоставление малым предприятиям на льготных условиях энергии и арендуемых помещений.
Для устранения кадровой проблемы
необходимо подготовить квалифицированных руководителей
инновационных проектов, что требует времени
и затрат. Во-первых, действенным будет
открытие новых инновационно-технических
центров при учебных заведениях. Во-вторых,
проблему нехватки знаний и опыта могут
решить бизнес-инкубаторы. Справиться
с низкой мотивацией исследователей поможет
цепочка стимулов, направленных на рост
интереса к выгодному и перспективному
бизнесу.
В целях оздоровления финансовых механизмов
следует разрабатывать новые венчурные
программы финансирования. Нужно осознать
необходимость создания большого количества
инновационно-технических центров, технопарков
и бизнес-инкубаторов, которые могут реально
поддержать малый бизнес.
Проблемы инновационного бизнеса — это общая проблемы малого бизнеса и менять ситуацию нужно системно. Улучшение общих экономических условий для развития малого и среднего бизнеса будет способствовать росту количества и улучшению качества инновационного бизнеса.
Законодательная база правового регулирования инновационной деятельности в целом включает в себя следующие нормативные акты:
— Конституцию Российской Федерации;
— Гражданский кодекс РФ;
— Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);
— Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
— Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
— Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.);
— Закон РФ от 23 сентября № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
— Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
— Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);