Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблем функционирования предпринимательства в Республике Беларусь, и выявление путей улучшения среды функционирования.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

1. Предпринимательство в рыночной экономике................................................5
1.1 Предпринимательство : сущность ,виды ,эволюция………………........5
1.2 Функции предпринимательства………………………………………….9
1.3 Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………..11
2. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах…………………………………………………………………………....14
2.1 Особенности развития предпринимательства в США………………...14
2.2 Характерные черты развития малого и среднего предпринимательства в Германии……………………………………………………………………….15
2.3 Развитие предпринимательства в Японии……………………………..17
3. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3.1 Нормативно – правовая база развития предпринимательства Беларуси………………………………………………………………………….20
3.2 Периодизация малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..22
3.3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Беларуси………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 122.90 Кб (Скачать)

2. Большой перечень оснований  для отказа в регистрации. Наличие  обширного перечня оснований  для отказа в регистрации порождает  субъективизм и коррупцию в  государственных органах.

3.   Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин. Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию.

4.   Большое количество требуемых для регистрации документов. Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. Даже при наличии принципа «одного окна» это ведет к необходимости обмена данными между различными органами, что усложняет их работу.

5. Принятие решения о регистрации коллегиально - заседанием исполнительного комитета [7, с.84].

   В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий.

      Рыночная экономика для своего нормального функционирования нуждается в развитой инфраструктуре юридических и финансовых институтов, формальных и неформальных норм, общепризнанных ценностей и традиционных правил общения. Как показывает опыт экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ, в период реформирование необходимо твердое государственное регулирование для того, чтобы использовать весь накопленный потенциал экономики страны, обеспечить развитие промышленности и устойчивый рост ВВП.

Развиваясь в этих условиях, негосударственный сектор экономики Республики Беларусь, к настоящему времени представляет собой достаточно ёмкий сектор общественного производства, ощутимую экономическую силу. Удельный вес его в объёме валового внутреннего продукта в 2006 году достиг 45,7% (в 1994 году этот показатель равнялся 39,6%). Однако очевидны достаточно скромные темпы прироста вклада продукции негосударственных предприятий в ВВП страны [15].

   В негосударственном секторе функционирует более тысячи акционерных обществ и более 24 тысяч малых предприятий. Темпы прироста выпуска продукции негосударственными предприятиями в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составили 17,8%, в то время как государственными - 6,1%. Капиталоёмкость продукции в негосударственном секторе экономики на 20% ниже по сравнению с государственным. Вместе с тем с началом экономических реформ рост негосударственного сектора экономики Республики Беларусь происходи в основном за счет разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.

   На сегодня, в основном, исчерпаны прежние возможности первоначального накопления и формирования стартового капитала за счет спекулятивного торгового оборота. В тоже время благоприятная рыночная среда для более интенсивного роста негосударственного сектора экономики и получения от него высокой отдачи пока не создана [6, с. 104].

   Это обусловлено, прежде всего, утяжеленной системой налогообложения и регистрации хозяйственной деятельности, неразвитостью фондового рынка, непривлекательностью предложения долгосрочного кредита, недостаточными объёмами привлечения сбережений населения и иностранных инвестиций. При этом очевидно ослабление рычагов государственного управления, в то время, как механизм корпоративного управления, заключающийся в действенном акционерном контроле, не работает в полной мере. Не создана также финансовая база для проведения глубокой технологической реструктуризации и интенсивного экономического роста, - следствии слабой привлекательности финансовых инвестиций для частных и иностранных инвесторов, а также утечки финансового капитала в зарубежные страны. Это предопределяет угрозу технологического отставания, снижение конкурентоспособности и вытеснение отечественных производителей с внешнего и внутреннего рынка зарубежными конкурентами.

Таблица 1 - Показатели развития на 2013–2015 годы малого и среднего предпринимательства в Гомельской области

 

 

Наименование показателя

Значение показателя по годам

2013

2014

2015

1. Удельный вес микроорганизаций, малых и средних

организаций в общем объеме валового регионального

продукта, процентов.

 

 

 

20,5

 

 

 

24,2

 

 

 

30,0

2. Удельный вес микроорганизаций, малых и средних

организаций в общем объеме выручки от реализации

товаров, работ и услуг, процентов.

 

26,4

 

29,1

 

 

33,8

3.Количество микроорганизаций, малых и средних

организаций, тыс. единиц.

 

10,6

 

11,2

 

11,7

4. Численность занятых в сфере малого и среднего

предпринимательства (включая численность

индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими

наемных лиц), тыс. человек.

 

 

163,0

 

 

177,0

 

 

189,0


И так из таблицы видно, что с каждым годом показатели будут расти, следовательно будет увеличиваться рост развитие малого предпринимательства по Гомельской области. Такая же ситуация и по всей Беларуси, с увеличением показателей, будет увеличиваться рост предприятий [26].

 

 

 Заключение

   Концепция государственной  политики в отношении бизнеса  должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной  его поддержки и осуществляться  с учетом реально складывающейся  экономической конъюнктуры. Введение  упрощенной системы налогообложения  является серьезным реальным  шагом государства по развитию  сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного  климата в регионах, возрождению  малых городов и сельских населенных пунктов.

   Главной целью финансовой  политики государства в отношении  предпринимательства должно быть  устранение неблагоприятного положения  малых предприятий на рынке  кредитных ресурсов в силу  их недостаточной финансовой  устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование  высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

   Анализ сфер деятельности  малых предприятий показал, что  малый бизнес имеет свою нишу  в экономике, которая обеспечивает  наиболее эффективную отдачу  от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком, данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия. Говоря о малом бизнесе надо  сказать, что он наиболее эффективен  лишь при взаимодействии с  крупными предприятиями и, наоборот, это единое целое, из которого  нельзя исключать отдельные части [15].

   В настоящее время малые  предприятия представлены практически  во всех отраслях экономики. Они  функционируют не только в  таких традиционных сферах, как  легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической  промышленности. Количественный рост  небольших компаний в промышленности  предопределен углублением специализации  и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства  в пользу мелкосерийного и  индивидуального. Экономическая природа  предпринимательства характеризуется  через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

   Необходимо отметить, что  малый бизнес в Беларуси и  уже имеет довольно широкую  правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что  она однобока и принятые правовые  аспекты не реализуются, что делает  абсурдным принятие каких-либо  новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою  нишу в экономике, которая обеспечивает  наиболее эффективную отдачу  от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

   Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются  их размером. Отсюда вытекает  и особая роль руководителя, и  небольшой рынок сбыта, и исключительная  гибкость в предоставлении товаров  и услуг и высокая доля оборотного  капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого  бизнеса. Исходя из особенностей  определяют и функции: экономическая , характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

   Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создает  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные  и другие фонды, оказывая тем  самым помощь в становлении  этого сектора экономики.

   Говоря о взаимоотношениях  малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит  монолог со стороны государства, которое не хочет услышать  малый бизнес и вывести взаимоотношения  на более качественно высокий  уровень. Но будем надеяться, что  ситуация измениться. Введение упрощенной  системы налогообложения является  серьезным реальным шагом государства  по развитию сферы частного  бизнеса в Беларуси, созданию  благоприятного инвестиционного  климата в регионах, возрождению  малых городов и сельских населенных  пунктов.

   Все вышесказанное позволяет  сделать заключение, что можно  и нужно работать на благо  себя, государства и общества  в целом [18, c. 24-28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников 

  1. Иванова, Е. Предприятия Беларуси / Е. Иванова // Новая экономика. – 2005. - № 1. –  С. 24-33.
  2. Лыч, Г. Предприятие в процессе глобализации / Г. Лыч // Директо. – 2005. № 2. – С. 19.
  3. Малашенкова, О. Инновационные формы поддержки предпринимательства / О. Малашенкова // Банкаускі  веснік. – 2013. - № 20. –  С. 56-62.
  4. Экономическая теория: Учебник/ под ред.В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 557с
  5. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова. СПб., Издательство «Лань», 2000 г.- 352 с.
  6. Мясникович, М.В. Современная Беларусь: энциклопедический справочник. В 3 т. Т. 2. Экономический и научный потенциал / М.В. Мясникович [и др.]. — Минск: Белоруская наука, 2007. – 680 с.
  7. Барсс, А.А Предпринимательство в современной экономике / А.А. Барсс  // Народная асвета. – 2011. - № 8 – С. 18-23.
  8. Дмитриев, В.А, Жилинская, О.Н Концепции предпринимательства – научную основу / В.А. Дмитриев, О.Н. Жилинская  // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2011. - № 6 – С. 13-19.
  9. Савицкая, Г. Методика оценки уровня операционного и финансового структурного риска в предпринимательстве / Г. Савицкая // Финансовый директор. – 2008. - № 6 – С. 38-46.
  10. Закон Республики Беларусь ”О предпринимательстве в Республике Беларусь”  // Финансы – 1998. № 18, май.
  11. Фадина, Т.В Проблемы развития предпринимательства в Беларуси : учебное пособие / Т.В. Фадина. – Москва, 2011. – С. 106-113.
  12. Предпринимательская деятельность и налогообложение организаций //Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2005. - № 27 – С.30.
  13. Предпринимательство в Беларуси : проблемы и перспективы // Концепции социально – экономического развития Беларуси. – Гм. , 2000 – С. 13.
  14. Экономическая теория :  системный курс / Э.И. Лобкович [и др.]; под ред. Э.И. Лобковича. –  Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
  15. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : учебное пособие / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – В 2-х т. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  16. Макроэкономика : курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Мн.: Тетра Системс, 2008.
  17. Аброский,  А. Стимулирование предпринимательской деятельности : учебник  / А. Аброскин : Главный экономист. – 2012. - № 6. – С. 50-54.
  18. Дорожкин, С.Ю. Пути повышения эффективности государственной поддержки предпринимательства : учебник / С.Ю Дорожкин : Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2012. - № 6. – С. 24-28.
  19. Гаевская, Е. Государственная поддержка малого предпринимательства : учебник / Е. Гаевская : Финансовый директор. – 2011. - № 8. – С. 75-85.
  20. Лихачевский, А. Предпринимательство становится реальной силой экономики // Экономика Беларуси. -  2006. -  №3.  С. 93.
  21. Гайнутдинова , Э. М. Основы предпринимательства: учеб. пособие / Под ред. Э. М. Гайнутдинова. - Мн.: Вышэйшая школа, 2000. - 182 с.
  22. http://www.coolreferat.com/Основные_проблемы_развития_предпринимательства_в_Беларуси.
  23. http://www.0ck.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/predprinimatelskaya_deyatelnost_v.html.
  24. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=22375.
  25. Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь».
  26. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  30 марта 2013 г. № 241.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь